Включают в себя расстройство экспрессивной речи, когда ребенок не говорит, и расстройство рецептивной речи, когда нарушено понимание речи.
Известно, что до 15% детей начинают говорить позже возрастных норм. Отклонения речевого развития в 18 месяцев значимо прогнозируют проблемы с речью, планированием, памятью в более старшем возрасте.
Примерно 50% детей с задержкой речевого развития (ЗРР) в 2 года догоняют своих сверстников к 3 годам. Прогноз лучше у детей с хорошим пониманием речи и навыком сюжетной игры.
До 7% имеют проблемы с речью на момент поступления в школу.
Возраст 1 г. 9 мес. для девочек и 2 г. 1 мес. для мальчиков является определяющим в развитии речи. Если до достижения этого возраста ребенок не заговорил, ждать не стоит, а следует обратиться к специалистам (педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу, нейропсихологу).
По данным исследований обычно в 20 месяцев девочки и в 23 месяца мальчики говорят отдельные слова. Развернутая фраза из 3-4 слов в 3 года наблюдается в 97% случаев без половых различий.
Для определения фразы существует правило "возраст+1". То есть согласно правилу: в 2 года ребенок говорит фразы из 3 слов, в 3 года - из 4 слов.
Бывают такие ситуации, когда ребенок не говорит, но все понимает, показывает. Для оценки понимания обращённой речи есть "правило четверти": делим возраст ребенка в годах на 4. Получается то количество речи, которое ребенок должен понимать. В 1 г. - 25%, 2 г. -50%, 3 г. - 75%, 4 г. - понимает всё.
Красные флаги в развитии речи.
В любом возрасте настораживающий признак - трудности с социализацией. Здесь мы проводим диагностику с расстройством аутистического спектра(РАС).
6 месяцев - низкая вовлечённость в звуковое взаимодействие, редкий смех, вокализмы, отсутствие ответа на звуки извне (РАС, нарушения слуха).
9 месяцев - нет реакции на своё имя, нет лепетной речи (например, слоги "ма,", "па").
12 месяцев - нет жестов (указательный жест, "привет", "пока"). Не использует слова "мама" и "папа" по назначению.
18 месяцев - менее 5 слов помимо "мама", "папа". Не следует командам, поданным жестами (например, когда зовут, приглашают, не реагирует на просьбу).
24 месяца - словарный запас менее 50 слов. Нет фраз из 2-х слов. Понимает менее 50% речи от незнакомого взрослого.
36 месяцев - неспособность выполнять команды без жестокого пояснения. Нет фраз из 3-х и более слов. Понимание менее 75% речи незнакомого взрослого.
До 36 месяцев - потеря навыков речи, языка, особенно при регрессе социальных навыков без регресса моторного развития.
Есть такое понятие как "поздно заговорившие дети" - это преходящая ЗРР, наблюдающаяся у детей до 3-х лет. В 50% случаев после 3 лет речь развивается нормально. Факторами риска являются : мальчики, низкий социально-экономический статус семьи, быть 1-м ребенком в семье, билингвы(1-временно осваивающие 2 языка), материнская депрессия, наличие в семье ЗРР и расстройств учебных навыков, низкий объем слышимой речи дома (особенно в 16-18 месяцев).
Есть такое мнение, что мальчики обычно заговаривают позже. Этому есть объяснение: мужской половой гормон тестостерон в пренатальном периоде влияет на разницу в работе правого и левого полушарий. У мальчиков лучше развивается левое полушарие, тогда как у девочек оба полушария развиваются гармонично. При чем при экономическом достатке семьи разница между мальчиками и девочками недостоверна. То есть при низком достатке семьи девочки развиваются лучше.
Какие последствия ЗРР?
50-75% не испытывают никаких проблем после 3 лет.
У некоторых могут сохраняться трудности с грамматикой.
У 20% сохраняются проблемы с речью в школьном возрасте. Таким детям показана работа со специалистом.
Проблемы с речью в 2 года значимо предсказывают трудности распознавания текста в будущем.
Низкий словарный запас с 4 года - предиктор плохой готовности к школе в отношении чтения, письма, счёта.
Итак, нужно обратиться к специалисту:
1) если к концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
2) если к концу 4 месяца , не улыбается когда с ним говорят, не гулит
3) если к концу 5 месяца не прислушивается к музыке
4) к 7 месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации
5) к 9 месяцам отсутствует лепет, не может повторять за взрослым слоги , звукоподражания, звукосочетания, подражая интонации взрослого
6) к концу 10 мес не машет головой в знак отрицания или ручкой пока на прощание
7) к 1 году ни слова не говорит , не выполняет простейшие "дай", "покажи", "принеси"
8) к 1 г. 4 мес не может назвать маму мамой, папу папой
9) к 1 г. 9 мес не может произнести 5-6 осмысленных слов
10) к 2 г. не показывает части тела , которые называем, не выполняет просьбы из 2 действий, не узнает близких на фотографии
11) в 3 г. не может пересказывать короткие стихи и сказки, не может называть свое имя и фамилию, говорит так, что не понимают окружающие, либо говорит очень быстро, проглатывая окончания, или говорит очень медленно, растягивая слова.
В таких ситуациях помощь специалиста необходима.
По материалам вебинара РМАНПО "Расстройства развития речи и языка".
Если Вам полезна была данная информация, поставьте ❤️, чтобы как можно больше читателей узнали про развитие речи.