Найти в Дзене

Развитие речи у детей. Нормы развития речи. Часть первая.

Речь - это важный инструмент общения между людьми. Она начинает формироваться с первым криком-плачем малыша, в дальнейшем развиваясь и совершенствуясь. Активное освоение речи ребенком происходит на 2-3 году жизни, но до этого должны пройти все составляющие предречевого развития. Самый первый звук - это крик новорожденного. Малыш кричит с различной интонацией, которая позволяет выявить причину его вызвавшую. Психологи описывают самые различные интонации младенческого крика-плача: терпеливый, уступчивый, обиженный, протестующий, подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий и др. С практической точки зрения, важно различать интонации криков «хочу есть», «хочу спать», «я мокрый». Это помогает маме в уходе за ребенком и повседневном общении с ним. Крик состоит из гласных звуков ("а", "э"). В 1 месяц появляется первая улыбка. На 2-м месяце жизни формируется гуление из протяжных гласных "э-э-э", "а-а-а". Гуление связано с "комплексом оживления" (это

Речь - это важный инструмент общения между людьми. Она начинает формироваться с первым криком-плачем малыша, в дальнейшем развиваясь и совершенствуясь. Активное освоение речи ребенком происходит на 2-3 году жизни, но до этого должны пройти все составляющие предречевого развития.

Самый первый звук - это крик новорожденного. Малыш кричит с различной интонацией, которая позволяет выявить причину его вызвавшую. Психологи описывают самые различные интонации младенческого крика-плача: терпеливый, уступчивый, обиженный, протестующий, подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий и др. С практической точки зрения, важно различать интонации криков «хочу есть», «хочу спать», «я мокрый». Это помогает маме в уходе за ребенком и повседневном общении с ним. Крик состоит из гласных звуков ("а", "э").

В 1 месяц появляется первая улыбка.

На 2-м месяце жизни формируется гуление из протяжных гласных "э-э-э", "а-а-а".

Гуление связано с "комплексом оживления" (это реакция замирания (ребенок настораживается), улыбка и движения). Наличие "комплекса оживления" оценивается педиатром в 3 месяца.

2-4 месяца - гуление из коротких звуков.

4-6 месяцев - протяжное и певучее гуление. Ребенок гулит, когда ему комфортно, он сыт и желает пообщаться с мамой. Начиная с 3-го месяца ребенок не просто издает звуки, а прислушивается к ним и осознанно их повторяет. Таким образом, произношение осуществляется уже под контролем слуха, ребенок слышит самого себя. Формируется обратная связь между тем, что ребенок говорит и воспринимает на слух. Здесь мы видим полную аналогию с будущей речью.

В 5-6 месяцев появляется лепет "ма-ма", "па-па", "ба-ба"). Первыми согласными обычно являются «н», «р», «м», «п», «т». Мягкие появляются раньше твердых. В 7 месяцев появляются гласные «и» и «у».

Со второго полугодия активно развивается понимание речи. Так, уже с 6 месяцев ребенок связывает слышимое слово с находящимися рядом предметами и действиями, которые производит взрослый. Постепенно возникает представление о том, какое слово имеет отношение к той или иной конкретной жизненной ситуации. Причем вначале слово обозначает ситуацию целиком. Например, «мамой» может быть и разговор с ней, и игра в куклы с ее участием, и прием пищи, в котором мама выполняет ключевую роль. В дальнейшем опытным путем ребенок приходит к выводу, что мама — это не все в целом, а только часть ситуации, а именно конкретный человек. Таким способом ребенок усваивает значение практически всех часто употребляемых слов.

К 8-му месяцу звуковой состав лепета усложняется, появляются слоги типа «те-те-те», «та-та-та», сочетание согласных: «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласный «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

В 9-11 месяцев появляются звукоподражания. Малыш откликается на имя. Понимает значение слова "нет".

В 11-13 месяцев появляются первые осмысленные слова. Малыш понимает простые односложные слова ("садись", "дай"), машет ручкой "пока", показывает головой "нет". Начинает интересоваться книжками. Понимает инструкцию из одного действия ("Иди ко мне").

18 мес - легко повторяет часто слышимые слова, знает свои части тела, указывает их, называет.

20-24 месяца - словарный запас составляет до 50-100 слов. Звукоподражания. Фразовая речь (2 слова). Отвечает словами или жестами на вопросы "что это?"Любит когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальчиком на картинке в книжке. Появляются первые предложения из 2-3 слов. Понимает простые инструкции из 2 действий ("Найди своего мишку , покажи бабушке"). Начинает использовать местоимения, прилагательные , глаголы. Правильно держит в руках книжку, читает своим игрушкам.

К 2.5 годам появляется фразовая речь до 3 слов вместе.

К 3 г. появляются предложения. Словарный запас составляет 250 слов. Различает цвета, знает размеры. Помнит, повторяет знакомые мелодии, потешки. Сохраняются сложности в звукопроизношении , но это норма.

К 4 г. знает 2000 слов.

К 5 г. - 3000 слов. Полностью освоен грамматический строй речи. Могут быть проблемы со звуками.

8 лет окончательное созревание речи. Полное осознание всех составляющих речи и языка.

Отслеживание динамики предречевого развития необходимо. Освоение речи - это сложный процесс получения знаний о мире. И он происходит преимущественно в семье. Важно с малышами разговаривать по-детски - на языке ребенка, отвечая его звуками и слогами.Короткие слова и фразы, выделение интонацией, множество повторений - такое общение между взрослым и малышом благоприятно влияет на развитие речи.