Найти в Дзене
Сколково

Стартапы Сколково адаптируют технологии для локализации разлива на черноморском побережье

Команда инженеров из Уфы во главе с Михаилом Черновым придумала технологию для обработки нефтяных пластов, которая может быть применима для снижения экологических рисков. Специалисты адаптировали решение для работы с мазутом марки М-100, выяснив, что технология позволяет ускорить разложение мазута при низких температурах. Полученные пробы команда оперативно направила в лабораторию МГУ, а также во Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) для получения рекомендаций по применению.

Основанная Михаилом Черновым компания «САНСОРС МИНЕРАЛС» разработала ряд комплексных присадок для изменения свойств водных растворов солей, применяемых в нефтегазовой промышленности. Биоразлагаемые добавки для пара, воды и углеводородного растворителя помогают повысить степень извлечения нефтепродуктов из почвы путем промывки. Они также подходят для очистки танкеров и ж/д цистерн с тяжелой нефтью. Присадки производятся из растительного сырья — алкиловых эфиров жирных кислот масел природного происхождения.

У Михаила Чернова 12-летний опыт работы в нефтяных компаниях. За последние 10 лет инженер принял участие в целом ряде промышленных внедрений инновационных технологий в различных отраслях. В 2020 году он основал «САНСОРС МИНЕРАЛС», который стал резидентом Сколково.

«Наш проект решает задачи уменьшения затрат на добычу тяжелой нефти и снижения экологических рисков. Основным продуктом является биоразлагаемая моющая добавка для водных растворов солей и пара. Они применяются для промывки нефтяных пластов. В течение последних трех лет мы работали над масштабированием технологии при поддержке институтов развития. От них были раунды инвестиций в проект. Технология прошла ряд испытаний, имеет экспертные заключения и сертификаты. Она может применяться как для очистки воды, так и для очистки почвы», — рассказывает Михаил.

В качестве примера применения подобной технологии он приводит ЧП с разливом бункерного топлива на Филиппинах в 2020 году. При взрыве баржи-электростанции 12 тысяч галлонов топлива было выброшено в воды пролива Илоило. Тогда филиппинская береговая охрана разместила заграждения вокруг судна, чтобы сдержать нефть, и это позволило собрать часть загрязняющих веществ.

Филиппинский опыт коллеги использовали при разработке своего решения. Особенностями продукта стали безопасность, высокая температура кипения — 150 °C и растительная основа. Установленная биоразлагаемость составляет более 90% в течение 10 суток. Инновация запатентована в России и за рубежом. Она вошла в десятку лучших изобретений в стране по версии Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и уже применяется для реализации экологических проектов. В 2024 года компания подхватила проекты РЖД, адаптировав свою технологии для экологичной безводной очистки цистерн и промывки почвы.

Летом 2024 года при поддержке Минпромторга и Фонда «Сколково» компания смогла найти источники качественного сырья. Это позволит устранить пробел в технологиях, который образовался с уходом из России иностранных компаний, отмечает Михаил.

«Мы оптимизировали сырьевые компоненты, чтобы цена продукта для российского рынка была доступной. Сформировали соглашение о поставках и наладили логистическую цепочку, чтобы получать сырье. Статус резидента Сколково позволяет снизить налоговые платежи и пошлины. На данный момент собираем средства для первой поставки. Рассчитываем начать более активно применять свою технологию и в России, и за рубежом», — делится планами Михаил.

Ситуация в Анапе, по словам Михаила Чернова, непростая, поскольку мазут марки М-100 — липкий и сложно поддается диспергированию для последующего разложения микроорганизмами. Международный опыт по устранению последствий подобных аварий включает использование большого объема моющих составов.

«Задача в том, чтобы сделать мазут подвижным, так чтобы в последующем микроорганизмы могли его переработать, но здесь эффективны далеко не все моющие добавки. В связи с этим, например, на НПЗ на блоках биологической очистки стоков бактерии часто гибнут», — объясняет Михаил.

Он надеется, что в случае положительного заключения лаборатории МГУ, специалисты которой принимали участие в устранении разлива дизельного топлива на «Норникеле» в 2020 году, а также заключения ВНИРО технологию можно будет использовать на черноморском побережье России для очистки как воды, так и грунта, а также сетей, которые сейчас применяет команда Сколтеха.