Найти в Дзене

Как вводить прикорм?

Вашему малышу исполнилось 4-5 или более месяцев… К этому возрасту грудное или искусственное вскармливание обычно налажено. И вот перед мамой встает вопрос: «Как и чем кормить ребенка дальше? Что ему можно давать, а что нельзя?» На помощь приходит врач-педиатр, который обязан объяснить маме дальнейшую организацию питания ребенка👇🏻 Начнем с того, что цель прикорма – познакомить малыша как можно с большим количеством продуктов, а затем плавно перейти к питанию с общего стола. Это необходимо для профилактики возникновения дефицита минеральных веществ, витаминов и энергии. Возраст 4-6 месяцев является «критическим окном» для введения прикорма. В это время малыш становится готовым есть несколько иную по вкусу, а затем и консистенции пищу, отличную от маминого молока или адаптированной смеси.  Пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, угасает «рефлекс выталкивания ложки». Полужидкая, а в дальнейшем густая консистенция пищи способствуют развитию навыков жевания и глотания,

Вашему малышу исполнилось 4-5 или более месяцев… К этому возрасту грудное или искусственное вскармливание обычно налажено. И вот перед мамой встает вопрос: «Как и чем кормить ребенка дальше? Что ему можно давать, а что нельзя?» На помощь приходит врач-педиатр, который обязан объяснить маме дальнейшую организацию питания ребенка👇🏻

Начнем с того, что цель прикорма – познакомить малыша как можно с большим количеством продуктов, а затем плавно перейти к питанию с общего стола. Это необходимо для профилактики возникновения дефицита минеральных веществ, витаминов и энергии.

Возраст 4-6 месяцев является «критическим окном» для введения прикорма. В это время малыш становится готовым есть несколько иную по вкусу, а затем и консистенции пищу, отличную от маминого молока или адаптированной смеси. 

Пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, угасает «рефлекс выталкивания ложки». Полужидкая, а в дальнейшем густая консистенция пищи способствуют развитию навыков жевания и глотания, что в свою очередь формирует речевой аппарат. К тому же разнообразные продукты прикорма позволяют малышу познакомиться с различными вкусовыми ощущениями: соленый-сладкий, горький-кислый. Оптимальным является введение прикорма в 5 месяцев, однако все может быть индивидуально.

 

Наличие пищевого интереса, когда малыш тянется к маминой тарелке, угасание рефлекса выталкивания пищи, способность сосредоточенно и направленно донести руку до рта, а также умение сидеть самостоятельно или с поддержкой являются признаками готовности к прикорму.

Первый продукт прикорма может быть любым. В России продуктами первого выбора обычно являются традиционные для нашего региона произрастания: кабачок или цветная капуста, рис или гречка, яблоко или груша. Они нейтральны по вкусу, сбалансированы по витаминам и минералам, но только при значительных порциях. 

В начале прикорма порции для малыша ограничиваются чайной или столовой ложкой, поэтому их ценность в качестве продуктов выбора становится незначительной. В то время как «экзотические» шпинат и авокадо такой же ложкой покрывают потребности в витаминах и минералах.

Важно, чтобы продукты первого прикорма содержали как можно больше микро- и макроэлементов. Такими являются:

- зеленые овощи –содержат фолиевую кислоту, витамин К, магний;

- оранжевые овощи и фрукты – богаты витаминами А и С;

- мясо – источник железа и цинка.

Считается, что при склонности ребенка к запорам или избыточной массе тела следует начинать с овощей. Детям со сниженной массой тела и учащенным стулом прикорм лучше начать с безмолочной монокомпонентной каши (гречневой или рисовой), которую лучше развести грудным молоком и/или детской смесью, получаемой ребенком. К овощному пюре добавляется растительное масло, к каше – сливочное.

С чего же начать прикорм?

Продукты первого выбора – зеленые овощи (брокколи, шпинат), зеленые бобовые (зеленый горошек, спаржевая фасоль), зеленые фрукты (авокадо).

В качестве продуктов второго выбора используют злаки (гречка, овсяная крупа, цельная пшеница), обогащенные витаминами и минералами промышленные каши. Учтите, что первая каша должна быть безмолочной и без соли и сахара.

Продукты третьего выбора – желтые и оранжевые овощи (батат, морковь) и фрукты (абрикос, манго).

Продукты четвертого выбора – яйцо (начинают с ¼ желтка), мясо, рыба.

Соки нежелательны в детском питании, так как имеют низкую энергетическую ценность. К тому же повышают риск развития кариеса и избыточной массы тела.

Кисломолочные продукты (кефир, йогурт, биолакт) рекомендуют начинать вводить с 8 месяцев в объеме не более 200 мл. Детский творог не более 50 г/сут.

Оптимальным является введение 2-х новых продуктов в неделю. При этом важно продолжать давать знакомые продукты. Нежелательную реакцию на продукт Вы увидите через 2-3 дня после первой встречи с ним. И если это истинная пищевая аллергия, реакция будет при каждом введении причинно-значимого продукта. В случае псевдоаллергии – реакция возникнет при наращивании порции, имеет накопительный характер. 

По поводу аллергии: лучшим способом ее профилактики является как можно разнообразное питание с исключением при необходимости причинно-значимых аллергенов.

Прикорм – это густая пища, а с 9-10 месяцев кусочки ложкой, вилкой или руками. Его дают до кормления грудью или детской молочной смесью. Новые продукты не вводят во время болезни ребенка, до и после профилактических прививок (в течение 3-5 дней).

Важно помнить, что прикорм, в отличие от грудного молока и адаптированных смесей, содержит лишь 30% воды. Поэтому малышу, получающему прикорм, следует предлагать воду между кормлениями небольшими порциями в объеме 150-200 мл в сутки.

Итак, первая пища малыша должна быть без соли, сахара, подсластителей и усилителей вкуса. Начинать можно с любого продукта, который нравится Вам и малышу. При возникновении трудностей в организации прикорма Вам всегда может помочь педиатр.