Любая история опирается на хронологию. Для того, чтобы ученое сообщество смогло прийти к датированию истории Древнего Египта, ушло много лет. Первая «история» Египта была написана еще в античные времена жрецом Манефоном. Манефон служил эллинистическим царям Египта из династии Птолемеев, и именно он подразделил то, что называется эпохой фараонов на периоды и династии. Эта, политическая схема деления истории Древнего Египта сохраняется и по ныне; она, безусловно удобна, и позволяет говорить о больших различиях в развитии Древнего Египта в тот или иной период – от Раннего Царства до Позднего Периода. В то же время, открытия XX века, прежде всего в социальной и культурной области жизни Древнего Египта (все это – благодаря раскопкам) указывали ученым на то, что старая система хронологии далека от совершенства.
Египетская история, ныне, все чаще как бы «переплескивается» за пределы простенькой схемы передачи трона от одного правителя к другому, смены одной правящей династии следующей. Тенденции развития культуры и общества, которые ученые обнаруживают при соприкосновении с артефактами прошлого свидетельствуют о куда большей сложности истории древнейшей цивилизации, и вновь поднимают вопрос об адекватной хронологии этой истории. Исследования, в частности, указывают на то, что Египет зачастую не был монолитным государственным образованием, и в различных его регионах (которые и объединены были не всегда) многие процессы развития протекали с разной скоростью. Многие вещи в египетской истории, как оказалось, куда правильнее трактовать с позиций развития культуры, нежели через призму политический событий, которые зачастую оказываются незначительны на фоне обще-культурных тенденций. Так, XXвек принес множество открытий в том, что касается до-государственной истории Египта – о додинастическом Египте, что позволяет по-новому взглянуть и на более знакомые (как казалось) периоды истории, последовавшие за этим «прологом».
Когда речь заходит о датировании египетской истории, принято говорить о методе относительного датирования – методе применяемом при археологических раскопках и методе «последовательных датировок» (употребляется в отношении артефактов). Последний был изобретен британским археологом Флиндерсом Питри в 1899 г. Так же, существуют более общие датировки (абсолютные), которые основаны на календарях и астрономических данных, найденных в древних текстах (последовательные датировки же – относительны, они лишь соотносят различные объекты друг с другом). Наконец, отдельные археологические объекты можно датировать на основе радиометрических методов.
Радиоуглеродный метод был изобретен на исходе первой половины XX века, и сразу был применен для датирования серии египетских артефактов. Но у радиоуглеродного метода, в отличии от «абсолютной» - календарной хронологии – наблюдались значительные погрешности, хотя в общем они совпадали. С течением времени метод радиоуглеродного датирования был усовершенствован и его «показания» ныне выровнялись в соотношении с календарной хронологией. Так же, именно радиоуглеродное датирование археологических объектов как метод, привело к многим открытиям и значительно обогатило ранние страницы египетской истории – времен палеолита и неолита.
Египетская доистория (додинастический период) так же оказалась богата в культурном плане и в смысле социальных процессов, ключ к которым дали новейшие археологические изыскания. При этом в плане классических исторических источников тот период достаточно скуден и лишь некоторые (немногочисленные) находки, относящиеся к последним периодам додинастики сообщают об определенных тенденциях к объединению Египта в единое государство. Такими источниками являются палетки, ярлычки с прото-письменностью, церемониальные навершия булав (на которых изображены некие додинастические цари) и погребальные стелы. Совокупность этих объектов говорит что в додинастическом периоде уже были цари, элиты, определенная ритуалистика. Ярлычки о которых было сказано, служили маркерами предметов, к которым они прикреплялись (скорее всего для учета товаров), а вот рисунки на палетках и булавах задавали исторический (и политический) контекст, в которые оказывались обернуты материальные свидетельства, дошедшие от тех давних времен до наших дней. Широко известны такие предметы как палетка Нармера, открывшая историкам царя сделавшего важный шаг в деле подчинения Севера Египта югу; булава царя Скорпиона. Конечно, о том, чтобы расшифровать смысл изображений на этих объектах таким образом, как он закладывался, речь не идет. Тем не менее, эти артефакты приоткрывают для историков дверь в мир древнейшего Египта, где политическая реальность оказывалась тесно переплетена с ритуалами ранней царственности и с магическими представлениями, задававшими тон образу жизни ранних египтян.
Египтологи считают, что изображения на ритуальных объектах как бы отмечали некие важные вехи в том, что для нас предстает как история Древнего Египта, прежде всего – объединение государства, которое произошло в ходе длительного процесса, к которому оказались причастны и царь Скорпион (кстати, такое имя носил не один, а как минимум два царя додинастического Египта) и Нармер.
Информацию об истории первых египетских царских династий считывают с Палермского камня – фрагмента базальтовой стелы времен V династии, на обеих сторонах которой вырезаны царские анналы, которые, уходят в древность чисто мифических персонажей – к династиям богов, которые, как считали сами египтяне, некогда правили Египтом, и от которых произошли последующие (реальные, пусть и здесь много неясностей) царские династии.