Литература имеет множество ликов, и одним из самых ярких, но мало изученных широкой публикой остаётся афроамериканское творчество. Оно очень отдалено от остальных течений и движений, так как появилось в результате сложных политических и социальных перипетий и имеет строгое географическое распределение. Афроамериканская литература и та её часть, называемая Гарлемским ренессансем, – это один из важнейших аспектов при разговоре о культурном развитии Северной Америки. Сегодня мы постараемся углубиться в эту интересную часть литературной истории.
Введение в афроамериканскую литературу
Афроамериканская литература охватывает ряд произведений, созданных в Соединенных Штатах писателями африканского происхождения. Её истоки можно проследить до устного творчества африканских рабов, привезенных на Американский континент, которые включали в себя традиционные фольклорные формы: сказки, песни, стихи. Именно из-за исторической повестки эта направление литературы имеет столь выраженные географические рамки – афроамериканские писатели начинали как рабы на плантациях и в своих произведениях говорили именно об этом.
В данном контексте литература разделяется на два периода: до Гражданской войны и после. До войны как раз превалировало устное творчество, которое люди создавали, чтобы хотя бы как-то помочь себе с трудностями жизни у бессердечных хозяев в бесчеловечных условиях. Первые афроамериканские писатели ещё стремились доказать, что утверждение «все люди созданы равными» в Декларации независимости требовало предоставления чернокожим американцам тех же прав человека, что и белым американцам, однако такие комментарии никто даже не слушал – они уходили в небытие. После принятия христианства рабы начали отождествлять себя с библейскими историями, так как некоторые из них повествовали о рабстве и о свободе. Но несмотря на принятие новой веры, их религиозные обряды отличались от обрядов белых соотечественников, и те часто пугались или приходили в ужас от манер рабов, в результате чего религиозные собрания часто запрещались. Поэтому, работая на плантациях, рабы пели песни, известные как «негритянские спиричуэлы» или просто «спиричуэлы» – религиозные народные песни, которые наиболее тесно связаны с порабощением афроамериканцев на юге США. Что интересно, согласно некоторым теориям, в этих песнях скрывались секретные коды и послания: о назначении тайных встреч или приближении землевладельцев или полиции. Но при всём этом долгое время творчество оставалось целиком устным.
Филлис Уитли
В нашей истории это имя невероятно важно, так как именно Филлис Уитли стала первой писательницей африканского происхождения в Америке той эпохи. Её работы были по-настоящему опубликованы, что стало знаковым событием в истории не только афроамериканской, но и американской литературы в целом. А жизнь и творчество Уитли представляют собой яркий пример невероятных высот, достигнутых в условиях жёсткой дискриминации и крайне ограниченных возможностей.
Филлис Уитли родилась примерно в 1753 году в Западной Африке, предположительно в районе современной Сенегамбии. В возрасте около семи или восьми лет она была захвачена и продана в рабство, после чего оказалась в Бостоне. Там её купил богатый торговец по имени Джон Уитли в 1761 году. Семья Уитли дала девочке имя Филлис в честь корабля, на котором её привезли в Америку. Несмотря на её статус рабыни, семья Уитли быстро заметила интеллектуальные способности Филлис и решила обучить девочку чтению и письму. Под руководством Сюзанны Уитли, жены Джона, Филлис начала изучать английский, латынь и греческий, а также Библию. Она проявляла выдающиеся способности к литературе и вскоре сама начала писать стихи.
Первое опубликованное стихотворение Филлис Уитли появилось в 1767 году. Однако её известность возросла после публикации первой и единственной книги «Poems on Various Subjects, Religious and Moral» в 1773 году, когда ей было всего 20 лет. Эта книга стала первым изданным сборником стихов афроамериканского автора и вызвала большой интерес и восхищение как в Америке, так и в Англии. Для того чтобы подтвердить авторство Филлис и развеять сомнения скептиков, которые не верили, что африканка могла написать такие произведения, ей пришлось защищать свои работы перед группой бостонских интеллектуалов, включая, например, Джона Хэнкока – члена Конгресса, чья подпись стоит на Декларации независимости США.
Творчество Филлис Уитли было пропитано религиозной и высокоморальной тематикой, что, в принципе, было характерно для литературы того времени. В своих стихах она часто размышляла о христианской вере, спасении и духовном освобождении. Она также писала о своей африканской родине и тяжёлой участи рабов, но всегда делала это в рамках христианской концепции божественного провидения.
Несмотря на успех в роли поэтессы, Филлис оставалась рабыней до 1778 года – освободили её лишь после смерти хозяина. Она вышла замуж за свободного афроамериканца, но и тогда их жизнь всё равно была полна трудностей. Супруги столкнулись с финансовыми проблемами, и Филлис пришлось искать работу в качестве служанки, чтобы прокормить семью. Филлис Уитли умерла в 1784 году в возрасте около 31 года, оставив после себя значительное литературное наследие и послужив символом наступающих изменений.
Гарлемский ренессанс
Гарлемский ренессанс, охватывающий 1920-е и 1930-е годы, был культурным, социальным и художественным взрывом, сосредоточенным в районе Гарлем в Нью-Йорке. Ему поспособствовали несколько важных исторических и социальных факторов. Во-первых, Великая миграция: между 1916 и 1970 годами миллионы афроамериканцев переехали из сельских районов Юга в городские районы Севера в поисках лучших экономических возможностей и параллельно спасаясь от законов Джима Кроу, который продвигал правила жёсткой расовой сегрегации, особенно успешно принятые в южных штатах. И так случилось, что именно Гарлем стал эпицентром всего этого растущего населения. Во-вторых, Первая мировая война открыла промышленные рабочие места на Севере, ранее недоступные афроамериканцам. В-третьих, получивший ещё большее развитие расовый активизм. У. Э. Б. Дюбуа и Маркус Гарви, а позже и Мартин Лютер Кинг продвигали идеи равенства и как могли боролись за права темнокожего населения. Их взгляды и доводы сильно повлияли на мышление афроамериканского сообщества и отразились во многих произведениях эпохи.
Все эти факторы, сойдясь воедино, образовали идеальную среду для развития нового литературного течения. Получив свободу, бывшие рабы теперь могли выражать свои мысли и тяготы в творческом полёте, чем они и занялись.
Гарлемский ренессанс был отмечен вкладом нескольких ключевых фигур, чьи работы остаются важными до сих пор. Лэнгстон Хьюз был центральной фигурой Гарлема и прославился поэзией, пьесами и романами, которые изображали простые радости и трудности жизни афроамериканцев. Основные произведения включают поэтический сборник «The Weary Blues» (1925) и роман «Not Without Laughter» (1930).
Зора Нил Хёрстон, антрополог и писательница, тоже прославляла афроамериканскую культуру в своих работах. Её перу принадлежат несколько десятков романов, но её самое известное произведение – «Их глаза видели Бога» (1937). Оно исследует жизнь афроамериканской женщины на Юге. Там подняты темы воспитания детей, поиска себя и любви, и всё это в условиях рабства и жестокого к темнокожей женщине мира.
Клод Маккей, поэт и романист, чьи работы часто затрагивали расовые проблемы и положение афроамериканцев, написал поэтический сборник «Harlem Shadows» (1922) и роман «Home to Harlem» (1928). Что интересно, в 1920-е приезжал в советскую Москву, участвовал в конгрессе Коммунистического интернационала и был знаком с Троцким и Бухариным. Каунти Каллен был известен лирической поэзией, поэмами «Color» и «The Ballad of the Brown Girl». А вот Джин Тумер написал знаковое произведение «Тростник», представляющее собой модернистское смешение поэзии и прозы, некую аллегорию на афроамериканский опыт как на Севере, так и на Юге США.
Гарлемский ренессанс оказал глубокое влияние на афроамериканскую литературу, положив основу для будущих поколений писателей. Этот период закрепил за темнокожим населением право голоса и самовыражения и доказал, что у искусства нет цвета кожи. Афроамериканскую культуру наконец признали как богатую и достойную художественного и литературного выражения, бросив вызов существующим в то время расистским стереотипам. Более того, движение вдохновило последующие поколения афроамериканских писателей, таких как Ральф Эллисон и Джеймс Болдуин, которые продолжили важную работу по исследованию и освещению тем расовой принадлежности и социальной справедливости. А самое главное, что Гарлемский ренессанс привёл к созданию институтов и организаций, поддерживающих афроамериканское сообщество и искусство, таких как Гильдия писателей Гарлема. Эта эпоха расширила тематические и стилистические горизонты афроамериканской литературы, включив в них модернистские техники, невероятно сильно обогатив и развив литературу и став огромным толчком для социальных нововведений и изменений.
Гарлемский ренессанс был важнейшим моментом в истории афроамериканской литературы, характеризующимся всплеском творческой энергии и глубоким культурным пробуждением. Он не только создал богатство литературных произведений, которые остаются значимыми сегодня, но и заложил основу для дальнейшего развития афроамериканской литературы. Празднуя афроамериканскую культуру и противостоя расовым несправедливостям, писатели Гарлемского ренессанса заложили фундамент, который повлиял на бесчисленных авторов и продолжает резонировать в современной литературе.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".