Вчера из жизни ушел режиссер, художник, продюсер, сценарист Дэвид Линч. До своего 79-летия он не дожил четыре дня. Последней масштабной работой режиссера можно назвать продолжение сериала «Твин Пикс», которое вышло в 2017 году. Именно этот проект в 1990 году принес ему мировую славу. Сложный, загадочный, глубокий, непонятный, мрачный, депрессивный, страшный– такими прилагательными можно описать работы режиссера. Дэвид Линч создавал свое кино, непохожее ни на кого другого. Даже тишина в его фильмах звучит и играет свою роль. Художественный мир фильмов режиссера наполнен символами, которые зачастую с трудом расшифровываются даже опытными кинокритиками. Фраза «Кто убил Лору Палмер?» из сериала «Твин Пикс» вошла в историю и стала крылатой, а сам сериал до сих пор является примером концептуального, символичного кино. Рассказываем о семи лентах Дэвида Линча, которые стоит посмотреть, чтобы познакомиться с ушедшим гением.
Мы собрали киноленты в хронологическом порядке, чтобы можно было проследить, как формировался и развивался стиль режиссера, как фильмы наполнялись символами и смыслами, достигая максимальной глубины.
Человек-слон
На рассвете своего творчества, в 1970 году, Дэвид Линч обращается к темам, которые в кинематографе редко возглавляют рейтинги и относятся больше к жанру арт-хаус. В ленте «Человек-слон» главный герой Меррик имеет особенности внешности. Он выступает во фрик-шоу, когда его находит доктор Тривз. Проникшись к Меррику доктор забирает его в больницу после очередного избиения хозяином. Рассматривая тело Меррика, доктор обнаруживает на нем гигантские наросты, которые тот скрывает за объемной одеждой. Разговорившись с пациентом, доктор понимает, что перед ним высоко духовный и интеллигентный человек. Однако необычная внешность вновь играет злую шутку с героем. Теперь сама королева благословляет оставить его в больнице навсегда.
В основе фильма лежит биография Джозефа Меррика, живущего в Англии в XIX веке. Он действительно имел необычную внешность – его тело было деформировано гигантскими наростами, за что и получил прозвище «человек-слон». Фильм был выдвинут на премию «Оскар» по восьми номинациям, включая «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучшую мужскую роль». Статуэтки картине не достались. В Европе черно-белая лентаполучила награды «Сезар» и «BAFTA в номинации Лучший фильм».
18+
Голова-ластик
Фильм ужасов был снят в 1977 году с минимальным бюджетом. Кинокритики называют эту ленту сюрреалистической. Она снималась на протяжении пяти лет. Главный герой ленты – Генри Спенсер, проживающий в промышленном городке. Полгода назад он встречался с Мэри, которая неожиданно вновь вышла на связь. Генри приезжает к ней в гости, где от родителей девушки узнает, что стал отцом. Но ребенок родился 6-месячным и с отклонениями. Генри забирает из больницы малыша, который похож на головастика, а не на человека. Вместе с Мэри они выхаживают ребенка, но девушка не выдерживает этого и уезжает к родителям. Оставшись один на один с малышом, Генри сходит с ума. Ему кажется, что за ним следят, один образ сменяет другой, пока его голова не отрывается и не попадает на завод, где из нее делают ластики. Дальнейшие события разворачиваются жестоко и стремительно – никакой конкретики, но множество образов.
18+
Синий бархат
Эротический триллер в стиле неонуар вышел в 1986 году. Главный герой Джефф приезжает в родной город, узнав о болезни отца. По пути в больницу он находит отрезанное ухо, которое относит в полицейский участок. Там он встречает Сэнди, дочь полицейского, с которой знаком с детства. Она рассказывает ему, что в нехороших делах, происходящих в их городке, как-то замешана местная певица Дороти. Джефф решает самостоятельно взяться за расследование и выяснить, что происходит. Он одновременно крутит романы с Дороти и Сэнди, становится свидетелем убийства и подвергает свою жизнь опасности.
Фильм, как и другие картины Дэвида Линча, наполнен символами. Синий цвет является основным. Отрезанное ухо – как главный элемент картины, затягивающий главного героя в новую реальность. Кроме этого, картина наполнена эротическими сценами, жестокостью и насилием.
18+
Твин Пикс
Сериал начал выходить в 1990 году. Первая серия рассказывает об убийстве молодой девушки – Лоры Палмер. Ее тело нашли на берегу озера, завернутое в полиэтилен. На помощь местной полиции из города приезжает агент ФБР Купер – любитель кофе и вишневого пирога. С каждым шагом расследования раскрывается все больше страшных секретов, коверкот хранили в тайне местные жители. «Кто убил Лору Палмер?» – главный вопрос сериала.
Сериал настолько понравился зрителям, что еще два десятилетия Дэвид Линч радовал поклонников проектами, связанными с ним: 1992 году – «Твин пикс: сквозь огонь», 2014 год – «Твин пикс: вырезанные сцены», 2017 год – «Твин пикс».
Сериал наполнен мистицизмом и символами. Раз за разом агент Купер пьет кофе. Вишневый пирог стал неким символом этого сериала. Шум деревьев, берег озера, кофе, пончики, утки, огонь. Эти предметы и явление постоянно появляются в кадре, будто бы намекая зрителям о своей значимости и тайном смысле, который они несут.
Отдельного внимания заслуживают саундтреки к сериалу, написанные композитором Анджело Бадаламенти.
18+
Шоссе в никуда
Нуарный хоррор увидел свет в 1997 году. Кинокритики оценили фильм неоднозначно, так как по их мнению события, развивающиеся в нем, не имеют никакой связи между собой и необъяснимы, то есть нелогичны. Фильм начинается и заканчивается фразой «Дик Лоран мёртв». Закольцованный сюжетрассказывает о супружеской паре Мэдисонов. Где Фред подозревает свою жену Рене в измене. Череда странных и непонятных событий приводит к тому, что Фрэд с ужасом осознает, что становится главным подозреваемым в убийстве. Его приговаривают к смертной казне, но он исчезает из тюрьмы, а на его месте оказывается невиновный автомеханик Пит. Конечно, его отпускают на свободу. Дальше в жизни Пита начинают происходит странные события, которые приводят его к совершению преступления.
18+
Малхолланд Драйв
Триллер был снят Дэвидом Линчем по собственному сценарию в 2001 году. В центре сюжета молодая девушка, которая попадает в аварию и теряет память. Она берет себе новое имя Рита и, бредя по ночному городу, оказывается в квартире престарелой женщины, которой нет дома. В гости к престарелой тетушке приезжает племянница Бэтти, мечтающая стать актрисой. В квартире родственницы она встречает Риту и сочувствует ей. Девушки пытаются разгадать причину потери памяти Риты. В сумке у Риты они находят огромную сумму денег и ключ. Откуда деньги и что открывает ключ им тоже неизвестно. Случайны ли события, происходящие с Ритой, либо они подстроены? Рите предстоит найти ответы на эти вопросы.
Фильм полон загадок. Каждое действие героя – неслучайно. Все предметы наделены смыслами. Зрители проходят целый квест, ища ответы на свои вопросы, во время простора картины.
Фильм получил 33 различные награды. Дэвид Линч стал «Лучшим режиссером» на Каннском кинофестивале в 2001 году.
18+
Внутренняя империя
Премьера психологического триллера состоялась в 2006 году на Венецианском кинофестивале. В этой картине Линч не перестает удивлять и шокировать зрителя. Один из самых известных образов этой картины – люди в костюмах кроликов, которые ведут диалог, обмениваясь странными репликами.
В центре сюжета – актриса Ники, которая получила долгожданную роль. Но все не так радостно, как может показаться. Никки встречается со старухой, которая рассказывает ей две сказки, задавая вопросы. Отвечая на них, девушка наблюдает будто бы со стороны за событиями, произошедшими накануне. Работая над ролью, Никки понимает, что все больше погружается в свою героиню и их жизни смешиваются. Девушка с трудом понимает, где реальность, а где кино. К тому же Никки узнает, что несколько лет назад были убиты актеры, работающие в этом проекте.
Фильм запутывает зрителя и, как принято у Линча, кидает загадки, разгадки на которые каждый может интерпретировать по-своему.
18+