В 2025 году российское общество сделает ещё один шаг к формированию подлинно инклюзивной среды, направленной на интеграцию людей с инвалидностью во все социальные процессы. Основой для этих изменений стали поправки в законодательство, защищающие права граждан с особенностями здоровья.
С 1 марта 2025 года образовательные учреждения обязаны создать доступную среду для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти изменения закреплены поправками к Федеральному закону «Об образовании». Под доступной образовательной средой понимается не только архитектурная адаптация школ для комфортного передвижения детей с различными нозологиями, но и гибкость учебного процесса. В частности, это означает использование современных ассистивных технологий и перевод учебных материалов в подходящий для ребёнка формат.
Нововведения потребуют от школ повышения уровня технической и кадровой подготовки. Главная цель реформ — внедрение инклюзивного образования, где каждому ученику, вне зависимости от состояния здоровья, будут созданы равные условия для освоения образовательных программ.
Психолого-медико-педагогические комиссии
С марта 2025 года при специализированных центрах начнут работать психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Эти комиссии будут разрабатывать и контролировать выполнение индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Школы обязаны следовать рекомендациям ПМПК при организации обучения и создании необходимых условий для детей с особенностями.
При необходимости ребёнок сможет обучаться на дому. Однако для этого родителям потребуется предоставить письменное заявление и медицинское заключение в школу и центр психолого-педагогической помощи.
Подготовка педагогов и сотрудничество служб
Согласно новым правилам, учителя обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ. Школы, в свою очередь, будут активно взаимодействовать с социальными и медицинскими службами, чтобы учитывать особенности каждого ученика.
Изменения затронут и дошкольное образование. Детские сады и специализированные центры также должны будут развивать инклюзивные подходы и расширять использование технических средств реабилитации.
Роль реабилитационных средств в обучении
Современные игрушки и игровые наборы, направленные на коррекцию и развитие у детей с ОВЗ, станут неотъемлемой частью образовательного процесса. Такие средства могут развивать слух, зрение, тактильные ощущения, мелкую моторику, логическое мышление и речевые навыки.
Например, сенсомоторные трубы с разноцветными огоньками и звуковыми эффектами помогают стабилизировать эмоциональный фон и развивать наблюдательность. Игрушки-повторюшки, копирующие звуки, улучшают слуховое восприятие речи. Тактильные пазлы и пирамидки учат детей анализировать причинно-следственные связи, а музыкальные инструменты вроде барабанов и маракасов помогают развивать слух и творческие способности.
Использование таких игрушек в образовательных учреждениях и домашних занятиях повышает эффективность взаимодействия педагогов с детьми и обеспечивает их полноценное развитие.
С весны 2025 года система образования начнёт меняться комплексно, чтобы сделать инклюзию реальностью на всех уровнях. Создание условий для обучения детей с ОВЗ позволит улучшить их развитие, а также воспитать в условно здоровых детях правильное отношение к людям с инвалидностью. Эти изменения помогут обществу продвинуться к настоящей инклюзии, где каждый человек сможет чувствовать себя равным участником всех процессов.
Еще больше интересных статей ищите на нашем сайте. Вступайте в нашу группу ВКонтакте.