Найти в Дзене

Владивосток. "Я мечтала о морях и кораллах, я мечтала суп поесть черепаший.."

Ознакомившись с центральными улицами, набережными и историческими кварталами Владивостока, я расширила географию своих прогулок. Стартовая точка у меня на все дни сложилась уже традиционно у железнодорожного вокзала. Теперь я решила двигаться в сторону, противоположную от центра, в так называемый, район Эгершельда, или просто Эгер. Географически, мыс Эгершельд находится на полуострове Шкота, но этот топоним не особо прижился у владивостокцев. (Есть еще остров Шкота, может, чтобы не путаться, не стали привыкать к названию полуострова?). Густав Христофорович Эгершельд, уроженец княжества Финляндского, службу начал на Балтике, а продолжил уже на Дальнем Востоке, став пионером по освоению этих земель. 5 августа 1860 года корвет «Гридень» под командованием капитана 2-го ранга Эгершельда прибыл во Владивосток и зимовал в бухте Золотой Рог. Под его руководством экипаж построил на берегу бухты казарму, офицерский флигель, кузницу, оборудовал шлюпочную пристань с краном, участвовал в гидрогр

Ознакомившись с центральными улицами, набережными и историческими кварталами Владивостока, я расширила географию своих прогулок. Стартовая точка у меня на все дни сложилась уже традиционно у железнодорожного вокзала. Теперь я решила двигаться в сторону, противоположную от центра, в так называемый, район Эгершельда, или просто Эгер. Географически, мыс Эгершельд находится на полуострове Шкота, но этот топоним не особо прижился у владивостокцев. (Есть еще остров Шкота, может, чтобы не путаться, не стали привыкать к названию полуострова?).

Густав Христофорович Эгершельд, уроженец княжества Финляндского, службу начал на Балтике, а продолжил уже на Дальнем Востоке, став пионером по освоению этих земель.

5 августа 1860 года корвет «Гридень» под командованием капитана 2-го ранга Эгершельда прибыл во Владивосток и зимовал в бухте Золотой Рог. Под его руководством экипаж построил на берегу бухты казарму, офицерский флигель, кузницу, оборудовал шлюпочную пристань с краном, участвовал в гидрографических работах.

До 1930-х годов в морской практике имел место гендерный ограничитель для такой романтичной профессии, как капитан дальнего плавания. "Женщина на корабле - это к несчастью" - такая расхожая сентенция бытовала среди моряков. Но в советское время некоторые дамы настолько сильно любили море, что смогли найти свое место на флоте. Такой целеустремленной персоной стала Анна Щетинина, родившаяся на станции Океанская под Владивостоком в 1908 году.

Анна закончила Владивостокский водный техникум путей сообщения. Трудилась на Балтике: именно там и прославилась, как первая женщина-капитан, вступив на мостик корабля "Чавыча", который стоял на погрузке в Гамбурге. Благодаря усилиям СМИ Анну Ивановну узнали во всем мире, т.к. за длительным переходом судна по маршруту Гамбург – Одесса – Сингапур – Петропавловск-Камчатский следил весь мир. Капитану грузового судна в ту пору было всего 27 лет.

Во время войны Щетинина активно занималась перевозкой военных грузов на Северном флоте. После войны она закончила Ленинградское высшее инженерное морское училище имени С.О.Макарова, преподавала там же, а потом вернулась на родину, где продолжила деятельность педагога.

Во Владивостоке есть мыс Щетининой и установлен памятный бюст на высоком берегу полуострова Шкота, в районе Эгершельда.

Анна Ивановна прожила долгую жизнь, до 91 года. О своей морской деятельности у нее написаны мемуары. Также некоторые учебники по судовождению отредактированы под ее началом.
Анна Ивановна прожила долгую жизнь, до 91 года. О своей морской деятельности у нее написаны мемуары. Также некоторые учебники по судовождению отредактированы под ее началом.

На сегодняшний момент в мире "капитанили" не менее 65 дам разных национальностей и цвета кожи. Женщинам доверяли огромные круизные суда, атомные подлодки, самые крупные в мире суда по перевозке скота, танкеры-газовозы, арктические ледоколы.

От сквера Анны Щетининой хорошо просматривается оконечность Эгершельда, видны здания жилого комплекса "Алые паруса". На переднем плане невысокий дом с красной башенкой - это духовное управление мусульман Приморья. Надо сказать, что мечеть я не видела, как-то в поле моего зрения не попала, но жителей, исповедующих ислам во Владивостоке немало. 10% от всего населения, это порядка 60 тысяч, да еще плюс не сосчитанные мигранты... И они в городе осязаемы, водители автобусов сплошь чернобородые мужики, да и дам в платках встретить можно легко.

-2

Жилой комплекс "Алые паруса" состоит из трех домов: один 23-этажный и два 19-этажных. Очень необычны громоздкие стилобаты, на которых водружены жилые части зданий. Они двух-и трех-этажные, со сложной конфигурацией. Фасады зданий и крыш стилизованы под парусник капитана Артура Грэя, на котором он приплыл к своей романтичной возлюбленной Ассоль.

Названия улиц выдержаны в литературной стилистике: улица Александра Грина, улица Парусная...
Названия улиц выдержаны в литературной стилистике: улица Александра Грина, улица Парусная...

Заканчивается полуостров Шкота мысом Токаревского, названным в честь капитана Михаила Токаревского, прославившегося в русско-турецкой войне, в блокаде морских крепостей Наварин, Мадонн, Карон и пролива Дарданеллы. Токаревский никогда не был во Владивостоке, поскольку скончался за пару лет до его основания. Однако, в 1862 году участниками экспедиции Василия Бабкина, производившими морскую опись залива Петра Великого, в память о нем был назван мыс. Руководитель экспедиции был ближайшим другом и соратником Михаила Токаревского, вот и закрепил в истории его имя.

От мыса идет длинная узкая коса, называемая кошкой. Это общепринятый термин, зародившийся от слова "коска", т.е. небольшая коса. Постепенно коска стала кошкой. Токаревская кошка рукотворная, длиной 800 метров. Ведет она к маяку.

-4

Во время прилива пешеходная часть кошки уходит под воду, но незначительно. Жаждущие попасть к Токаревскому маяку могут пройти по воде, которая будет разве что до колена. Токаревский маяк - самый старый из всех светящихся навигационных приборов, историю ведет с 1876 года, но лишь в начале ХХ века он был построен в том виде, в котором мы можем увидеть его сегодня.

В акватории Амурского залива и залива Босфор установлено 12 маяков, несколько из них возводила компания под руководством купца первой гильдии Отто Линдгольма. Интересная персона, этот Отто. Родом он из княжества Финляндского, с самого южного островка под названием Утё, где проживали лоцманы и маячники. Родители хотели его отправить учиться в университет, но подростка манили морские просторы. Он раздобыл матросскую робу и отправился в мир приключений, но с коммерческой составляющей. Первой его бизнес-сделкой стала продажа ботинок, купленных в Копенгагене за 2 доллара и проданных в Сан-Франциско за 17,5 долларов. Дальше-больше: жизнь забросила его на Дальний Восток, где он и остался, став первым китобоем в этих водах. Далее его деятельность расширилась: золотодобыча, нефте- и угле-добыча, банковское дело...Но основной заработок он имел, реализуя строительные подряды военного ведомства, в том числе, строя маяки.

-5

Два маяка, на острове Аскольд и на мысе Поворотном, в устье реки Раздольной, он построил, заработав очень приличные деньги.

Но есть и один маяк, который Линдгольм возвел на свои капиталы. Это маяк Токаревский на Токаревской кошке в проливе Босфор Восточный. Думается, что эта "путеводная звезда" была воплощением детских воспоминаний и чаяний мальчика Отто, каждый день проходившего мимо маяка Утё и вглядывающегося в манящую даль.

Маяк обеспечивает проход судов из Амурского залива в пролив Босфор Восточный и из этого пролива в бухту Золотой Рог. Изначально на маяке был установлен колокол, который подавал звуковые сигналы в период плохой видимости, но в конце 20 века был демонтирован. Сегодня навигационный свет виден на расстоянии в 12 миль или 19,31 км.

На маяке был установлен светооптический аппарат 4 разряда с конструкцией под фонарь от французской компании, по сей день работающий.
На маяке был установлен светооптический аппарат 4 разряда с конструкцией под фонарь от французской компании, по сей день работающий.

Если от маяка посмотреть в сторону Амурского залива, то посреди моря можно увидеть крошечный кусочек суши, получивший название Ослиные уши или, просто, - Уши.

По факту островок – это две скалы, соединённые тонким перешейком. На острове пресной воды нет, дров нет, растительности почти нет, постоянные обитатели чайки и бакланы.
По факту островок – это две скалы, соединённые тонким перешейком. На острове пресной воды нет, дров нет, растительности почти нет, постоянные обитатели чайки и бакланы.

Если же от Токаревской кошки смотреть налево, то взору открывается великолепный вид на мост Русский, удерживающий мировую пальму первенства по длине пролета между пилонами. Пока ни в одной стране мира не построили другой вантовый мост, где бы это расстояние превышало 1104 метра.

-8

А по высоте пилонов (324 метра) Русский мост на втором месте в мире после виадука Мийо, что на юге Франции. Воздвигнут наш гигантский красавец над проливом Босфор Восточный, соединяя полуостров Муравьева-Амурского с мысом Новосильцева, что на острове Русский.

В 1859 году берега Приморья обследовала русская экспедиция из 7 судов, которой руководил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский. С его подачи был переименован ряд географических объектов, названных иностранцами, в том числе своё нынешнее название получил пролив Босфор Восточный. Это название демонстрировало миру, что потеря влияния России (из-за поражения в Крымской войне) на Чёрном и Средиземном морях компенсировалась укреплением русских владений на Тихом океане.

Слева полуостров Муравьева-Амурского, справа остров Русский.
Слева полуостров Муравьева-Амурского, справа остров Русский.

Если сравнивать климатические особенности, то нашему мосту нет равных по экстремальности погодных условий. Это: ветровые нагрузки, высокая сейсмическая активность, низкие температуры, обледенения и резкие перепады погоды. Не редкость для Приморья азиатские тайфуны, налетающие обычно летом. Носят эти бури, как правило, женские имена. Один из сильнейших тайфунов случился в 1989 году, Джуди его назвали. Затопила эта дамочка половину Приморья. Более 120 тысяч га земли и более 100 населенных пунктов, буквально, ушли под воду; было размыто 2678 мостов и 1340 км дорог, пострадало 70 км линий электропередач, 600 км телефонных сетей, утонуло 75 тысяч голов крупного рогатого скота; из-за проливных дождей погибли 15 человек, сила ветра достигала тогда 166 м/с.

Хорошо, что есть пилоны Русского моста - они удержат свинцовую тучу и не дадут ей упасть на землю.
Хорошо, что есть пилоны Русского моста - они удержат свинцовую тучу и не дадут ей упасть на землю.

На российской банкноте номиналом в 2000 рублей можно увидеть фото этого уникального моста. Жаль, что выбрать достойную видовую точку, чтобы заснять мост именно в нужном ракурсе, весьма непросто. От остановки общественного транспорта надо ножками пройти по колдобинам и глине.

Купюра в 2000 рублей образца 2017 года посвящена достопримечательностям Дальнего Востока.
Купюра в 2000 рублей образца 2017 года посвящена достопримечательностям Дальнего Востока.

Строительство моста началось с отсыпки специальных площадок в проливе, на которых впоследствии расположились пилоны, и с бурения дна. Под каждым пилоном моста нужно было сделать по 120 буронабивных свай диаметром в 2 метра — их ещё называют корнями моста. Глубина этих корней достигала 77 метров. Бурение в открытом море — технология, которая до этого в России не применялась.

Но пробурить — это только полдела. Надо ещё и забетонировать, и тоже в открытом море. Солёная вода не очень хорошо сочетается со сталью и бетоном, поэтому специально для этой задачи была разработана специальная смесь и технология для подводного бетонирования.

После установки эстакад началось создание главных опор всего объекта, 324-метровых пилонов. В их задачи входит не только удержание центрального пролёта, но и сопротивление неблагоприятным погодным условиям в виде штормового ветра и перепадов температур.

 Пилоны внутри полые и толщина стен этих гигантов неодинаковая на разных высотах. У пилонов Русского моста эта величина изменяется от 2 метров у самой воды до 70 см на вершине.
Пилоны внутри полые и толщина стен этих гигантов неодинаковая на разных высотах. У пилонов Русского моста эта величина изменяется от 2 метров у самой воды до 70 см на вершине.

Но самый фантастичный строительный манёвр был совершен в финальной стадии установки пролетов. Мост "растянули" в разные стороны на целых 10 см, а потом отпустили, чтобы он сам "зажал" последнюю секцию посередине.

Тросы-ванты изготавливались во Франции, компанией Freyssinet - лидером в этой области. И получились эти конструкции самыми длинными в мире, не говоря о том, что сама по себе ванта - это высокотехнологичное изделие из множества тросиков (стрендов), каждый из которых выплетается из 6 проволочек, которые обвиваются вокруг седьмой. И таких деталей до 100 штук в одной конструкции.

Перед тем, как строительство было объявлено завершенным, мост испытали. В обе стороны, по всем 4-м полосам были запущены колонны тяжелых грузовиков, одновременно тормозящих.

В 2020 году мост на остров Русский испытала ледяная стихия. 19 ноября на юг Приморского края обрушился мощный циклон, сопровождавшийся, так называемым, ледяным дождем. Осадки образовали на деревьях, проводах, зданиях и других сооружениях толстую корку льда - пришлось закрыть движение транспорта по мосту, так как из-за обледенения вант куски льда падали прямо на проезжую часть и представляли угрозу жизни и здоровью граждан. Говорят, что в мировой практике такого обледенения нигде больше не встречалось. Две недели остров Русский был отрезан от большой земли.

Остров стал более доступным, теперь сюда переехали многие вузы, образовав студенческий кампус.
Остров стал более доступным, теперь сюда переехали многие вузы, образовав студенческий кампус.

С 2014 года недалеко от Русского моста появилось граффити, которое продолжает жить своей жизнью, демонстрируя патриотизм дальневосточников.

Под закрашенной черной полосой внизу парапета таится фраза:"Курилы-наши!" Но из-за толерантных соображений администрация указала прикрыть нарратив.
Под закрашенной черной полосой внизу парапета таится фраза:"Курилы-наши!" Но из-за толерантных соображений администрация указала прикрыть нарратив.

Двигаясь по мосту в сторону острова, в левые окна я увидела небольшой островок, торчащий из воды. Название этот остров получил в честь командира корвета "Новик" - участника гидрографической экспедиции Скрыплёва К.Г. Островок считается условными воротами во Владивосток, вот уже более ста лет на нем расположен маяк, подсказывающий морским судам путь из Уссурийского залива в порт.

-17

В 30-е годы 20 века на острове были построены доты и капониры, а в в годы Великой Отечественной войны здесь находился  женский зенитный батальон. И по ночам на свидание к девушкам с соседнего Русского острова плавали молодые матросы. Правда это или нет - неизвестно. Но женщины здесь действительно служили.

Сейчас на острове Скрыплёва проживает семья маячника (муж с женой). Высаживаться на остров третьим лицам запрещено, ибо это стратегический объект.
Сейчас на острове Скрыплёва проживает семья маячника (муж с женой). Высаживаться на остров третьим лицам запрещено, ибо это стратегический объект.

С момента основания порта Владивосток постоянно возникали угрозы вторжения со стороны как соседних стран, так и далеких, но жадных до чужих владений - англо-саксов. Остро назрела необходимость в возведении линии обороны города.

К концу 1880 года во Владивостоке уже было 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также 4 сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения с суши. Батареи располагались как на материке, так и на острове Русский. Одно из таких укреплений можно посетить прямо у моста. Это - Новосильцевская батарея.

Погода испортилась мгновенно: начался дождь, а ветер не унимался ни на минуту.
Погода испортилась мгновенно: начался дождь, а ветер не унимался ни на минуту.

Задачей батареи было обеспечивать безопасность пролива Босфор, в паре с таким же укреплением, расположенным напротив, на материке - Назимовской батареей. Под перекрестным огнем даже мышь бы не проскочила, поэтому, никто и не покусился. Правда, в 1904 году, во время русско-японской войны, корабли неприятеля подошли, сделали пару выстрелов, но, оценив бесперспективность затеи, отбыли восвояси.

Батарея сохранилась неплохо, но орудия заменены на макеты.
Батарея сохранилась неплохо, но орудия заменены на макеты.

Во Владивостоке и на острове Русский понимаешь, что в прошлом столетии это был мощнейший форпост нашей страны на восточных рубежах и не потерял своего величия по сей день.

Вид на Владивосток с острова Русский.
Вид на Владивосток с острова Русский.

Конечно, такой краткий заезд на остров не дает полной картины. Надо было бы посетить океанариум, пройтись по университетским улочкам, забраться на самый дальний мыс острова....Да, много чего еще можно увидеть в таком экзотическом городе у моря.

Я смогла выкроить время на загородную поездку - к тиграм и на стеклянный пляж. Об этом в заключительной статье про Дальний Восток.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал; рост подписчиков очень мотивирует блогера.

Читайте также:

Владивосток. Веселая жизнь в "трущобах" Миллионки https://dzen.ru/a/Z37ViqJA-1Yon34c?share_to=link

Владивосток. Шедевры Светланской улицы https://dzen.ru/a/Z21geGHePBLeq73G?share_to=link

Владивосток. Пройду по Алеутской я, потом по Океанскому и на Семёновской улице муралы посмотрю https://dzen.ru/a/Z2RUZ2gy7H7NYNhD?share_to=link

Владивосток. Вдоль бухты Золотой Рог https://dzen.ru/a/Z1mNrKT_dT6SYMUW?share_to=link

Владивосток. Центральная площадь и Корабельная набережная https://dzen.ru/a/Z1GUGKyBTTYLDCVC?share_to=link

Владивосток открывает свои ворота - 1 https://dzen.ru/a/Z0338w3VPwJB27jW?share_to=link

Благовещенск. Чем питались амурозавры 65 млн.лет назад? https://dzen.ru/a/Z0Wmx_fCcmaYaVaW?share_to=link

Незатейливая городская скульптура восточных стран https://dzen.ru/a/ZCb2LBoxIRoaPsTx?share_to=link

Благовещенск. Почему его любят жители Поднебесной? https://dzen.ru/a/Zz2_9Z27bWtQSGQZ?share_to=link

Благовещенск. А.П.Чехов: "Люди на Амуре оригинальные....Только и разговоров, что о золоте" https://dzen.ru/a/ZzDCUYUY_nk_B75x?share_to=link

Хабаровск. Уникальные памятники с интересной историей https://dzen.ru/a/ZwQMnWEot3-z3LE_?share_to=link