Найти в Дзене

Сварог: отчего в славянских источниках бог упомянут всего один раз?

Его называли богом-кузнецом, сравнивая с древнегреческим Гефестом. Сварог действительно был одним из самых могущественных славянских богов. Но так ли много мы о нём знаем? Как известно, большая часть мифов, «гуляющих» по просторам Интернета, была придумана совсем не в древние времена, и авторами этих «преданий» являются наши современники. Учёные же и сегодня бьются над разгадкой тайн, которые хранит бог Сварог. Тот, кого, несомненно, очень почитали наши предки, до сих пор остаётся для нас фигурой крайне туманной и загадочной. Так что же значило странное имя божества? Что свершил Сварог? Что известно о нём из достоверных исторических источников? И почему киевский князь Владимир, почитая разных богов, словно бы «забыл» о Свароге? Сильный и влиятельный бог Сварог считался одним из самых грозных небесных обитателей. Но при этом почитающие его славянские племена видели в нём доброго покровителя и защитника. Неслучайно одна из трактовок его имени отсылает нас к праславянскому корню «свар-»,
Оглавление

Его называли богом-кузнецом, сравнивая с древнегреческим Гефестом. Сварог действительно был одним из самых могущественных славянских богов. Но так ли много мы о нём знаем? Как известно, большая часть мифов, «гуляющих» по просторам Интернета, была придумана совсем не в древние времена, и авторами этих «преданий» являются наши современники.

Учёные же и сегодня бьются над разгадкой тайн, которые хранит бог Сварог. Тот, кого, несомненно, очень почитали наши предки, до сих пор остаётся для нас фигурой крайне туманной и загадочной. Так что же значило странное имя божества? Что свершил Сварог? Что известно о нём из достоверных исторических источников? И почему киевский князь Владимир, почитая разных богов, словно бы «забыл» о Свароге?

Бог, связанный с огнём

Сильный и влиятельный бог Сварог считался одним из самых грозных небесных обитателей. Но при этом почитающие его славянские племена видели в нём доброго покровителя и защитника. Неслучайно одна из трактовок его имени отсылает нас к праславянскому корню «свар-», что означало «хороший, добрый». Это – только один из вариантов объяснения, почему славянское божество именовали не совсем привычным для славян словом.

Кстати, то самое «свар-» нередко отождествлялось и с огнём. Некоторое время Сварога даже сравнивали с солнечными божествами других нардов, но эта теория не нашла подтверждения в сохранившихся старинных источниках. Зато обнаружилось другое крайне интересное отождествление Сварога. Итак, почему же его называли богом-кузнецом?

-2

На страже семьи и верности

Если заглянуть в древнюю Хронику Иоанна Малалы, которая была переработана болгарским переводчиком, можно отыскать интересную историю о том, как среди людей появились моногамные союзы. Рассказывается здесь не о Руси, но о Египте. Согласно преданию, египетский правитель Гефест повелел женщинам и мужчинам заключать брак лишь с одним партнёром и хранить тому верность. Прежде люди жили, подобно зверям, не задумываясь ни о создании семьи, ни о принципах верности.

«При чём же здесь Сварог?» – можете поинтересоваться вы. А дело в том, что сам переводчик, работая над текстом, сделал приписки от себя, сравнивая Гефеста и славянского бога. Отождествление это явно появилось неспроста.

И здесь мы снова можем вспомнить об одном из вариантов трактовки имени божества, а конкретнее – его связь с огненной стихией. Сварог действительно не был солнечным покровителем, но вполне мог оказаться таким себе «кузнецом», отвечающим за огонь земного происхождения.

Когда возможно всё

Интересное упоминание о Свароге встречается и в «Повести временных лет» редакции Ипатьевской летописи. Здесь автор повествует о своём путешествии по Ладоге. Собирая истории местных жителей, он с уверенностью говорит, что ладожане своим глазами не раз видели странное явление: с небес на землю падали бельчата или оленята, после чего разбегались по лесам.

Понимая, что читатель едва ли поверит в такое, автор ссылается на Хронику Иоанна Малалы, заявляя, что бог Сварог творит и не такие чудеса. При этом о самом Свароге летописец пишет как о вполне реальном персонаже:

«Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф. <…> И после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Ермия, затем Феоста, которого и Сварогом называли египтяне…»

И это – всего один раз, когда Сварог упоминается в славянских источниках. Согласитесь, негусто. Более того, в Лаврентьевской летописи рассказывается, как в 980 году киевский князь Владимир установил на холме идолы божеств. Имена богов перечисляются, однако Сварога среди них нет. Но почему же так? Неужели князь мог позабыть о столь могущественном боге?

Страница 257 Ипатьевской летописи с началом мифа о Свароге
Страница 257 Ипатьевской летописи с началом мифа о Свароге

Версии учёных

На эти вопросы у историков есть совершенно разные ответы-версии. Одни считают, что в ту пору Сварога могли причислять к «злым» божествам, которым не устанавливали святилища. Если он был связан с «земным» огням, то выходило, что и пожары, и беды людей на его совести. Едва ли в этом случае Сварога стали бы особенно чтить.

Другие вовсе заявляют, что такого бога у славян не было. И это нельзя исключать – Сварог вполне мог иметь иранское происхождение (на что, к слову, указывает его неславянское имя).

-4

А третьи исследователи высказывают мнение, что киевские аристократы не считали этого бога «своим». Если Сварог действительно был кузнецом и напоминал Гефеста, то, по всей вероятности, являлся покровителем ремесленников, но уж никак не воинов и царей. Князю явно не нужен был идол бога, которому поклонялись простолюдины.

Как вы понимаете, многие предположения о функциях и делах Сварога – это лишь догадки. Сегодня принято говорить об этом божестве как о властителе небес и прародителе богов, но нет ни одного источника, где этот статус бога подтверждается. А значит, Сварог и правда оставил нам множество загадок, на которые пока нет ответов.