Прыжок шведского льва
Почти 400 лет назад Швеция владела огромными территориями в Европе, а Балтийское море считалось «шведским озером». В пользу северного королевства сыграли удачные династические браки, разлад между крупнейшими европейскими державами из-за вопросов веры, но, главное – передовая по тем временам организация и подготовка шведской армии под водительством плеяды отличных командиров.
Швеция сделала весьма удачную заявку на роль тогдашней сверхдержавы. Однако у череды блестящих побед была своя цена – экономика королевства, даже с учетом военной добычи и налоговых поступлений с выросшей территории, трещала по швам. Вооружение, обмундирование, артиллерия и снабжение армии требовали все больше и больше денег.
Медное изобилие
Несмотря на то, что природа щедро одарила Швецию рудами, а «шведская сталь» долгое время была синонимом качества, с металлом для чеканки монет у Стокгольма было сложно: ни золота, ни серебра в стране не было. Зато медь из рудников в Фалуне была в таком количестве, что в свое время Швеция обеспечивала 2/3 всего европейского рынка. Та же медь, поставлявшаяся на экспорт, обеспечивала изрядную часть притока серебра и золота, из которых чеканили монету, но из-за непрекращающихся войн этот приток становился все хуже и хуже, а выпуск меди начинал грозить перепроизводством.
В один прекрасный момент шведским властям пришла в голову блестящая (как им казалось) идея: установить в стране двойную, медно-серебряную систему денежного обращения и начать чеканить медную монету. Так и деньги в казне появлялись, и кризис перепроизводства меди отодвинули. «Курс» между медными и серебряными деньгами установился примерно равным отношению стоимости меди к серебру.
И вот тут-то началось: первоначально из меди чеканили только малые номиналы и монета, хоть и укрупнившись, была еще более-менее удобной в обращении. Потом, чтобы удовлетворить растущую потребность, шведские монеты превратились в нарезанные по весу квадратные пластины меди, на которые ставили круглые монетные штампы. Их же, уже как слитки, вывозили на экспорт.
Хотите больше узнать о том, как распознать и защититься от финансового мошенничества?
Подпишитесь на наш канал в Дзене: https://dzen.ru/norvikbank
Тяжелый металл
Пока из меди чеканили эре и пеннинги, монеты, хоть росли в размерах и весе, были более-менее транспортабельны. Но когда из меди начали выпускать номиналы от риксдалера и выше, ситуация сильно изменилась.
Исчисленный в меди, номинал превращал монеты в толстенные пластины. Так, 10 риксдалеров представляли собой медную доску с 5 клеймами, размерами порядка 300х600 мм и толщиной около 10 мм, весившую почти 20 кг. Она считается самой крупной и тяжелой ходовой монетой, когда-либо выпущенной в Европе. Через какое-то время габариты все-таки признали чрезмерными и максимальный номинал ограничили 8 риксдалерами (всего 14,5 кг), но от этого было во всех смыслах не легче.
…Люби и саночки возить!
Резко потяжелевшие деньги породили сразу несколько довольно экзотических проблем и решений.
Во-первых, в Швеции появилась профессия «носильщика денег»: обеспеченные люди брали с собой крепкого слугу, который носил за ними тяжеленные капиталы, а те, кто был победнее, связывали медные пластины специальными ремешками или прочной провощённой веревкой и носили эту связку на манер рюкзака.
Во-вторых, для перевозки денег изготавливали и применяли специальные тележки и санки, иначе более-менее крупные суммы было просто не сдвинуть с места: например, 100 далеров медью весили около 200 кг. Современники жаловались, приводя следующий пример – деньги на то, чтобы купить лошадь, нужно было везти на другой лошади.
В-третьих, появились «транспортные деньги», которые считают одними из первых европейских бумажных банкнот. По напечатанному на специальной бумаге и подписанному уполномоченным чиновником свидетельству можно было, не таская телегу с медью, сдать свои монеты в одном и получить аналогичную сумму в другом городе. Сами медные монеты активно использовали для внешней торговли – так и избыток меди из страны уходил, и товары, в том числе серебро и золото, привлекались.
Русский размер
На превращении Швеции в империю в XVIII веке был поставлен крест. Отважный, но упрямый и невезучий король Карл XII в ходе противостояния с российским императором Петром I погубил шведскую армию, которая потом уже никогда не вернула своей прежней славы. Пытаясь выжать из казны деньги на продолжение войны со своим восточным соседом, король-вояка окончательно добил шведскую экономику.
Однако стране-победительнице тоже не поздоровилось: реформы, войны и грандиозное строительство, задуманные Петром Великим, не лучшим образом сказались на экономике Российской империи. Настолько, что к концу царствования Петра Россия решила перенять шведский опыт и начать выпускать собственные монеты в медном исчислении. Россия в те годы находилась почти в том же положении, что и Швеция веком раньше: несмотря на открытые и давшие первую продукцию железные и медные рудники на Урале, с золотом и серебром было туго. Сырье для чеканки монеты было преимущественно импортным.
Идеи Петра были воплощены в жизнь его вдовой: при Екатерине I, в 1725-1726 году в оборот поступили первые «медные платы». Чеканили их в Екатеринбурге, номиналом от копейки до рубля из расчета 10 рублей на 1 пуд (около 16,4 кг) меди. Самая большая монета была номиналом в 1 рубль и представляла собой квадратную пластину 188х188 мм, весом 1,638 кг меди.
Однако в самом конце 1726 года императрица особым указом прекратила выпуск медных пластин. Пока через полстраны везли письма, в Екатеринбурге успели выпустить еще и первые экземпляры медных плат с датой «1727», но на том все и закончилось, а медные «доски» остались курьезом для коллекционеров. Почти все оставшиеся в обороте платы государство выкупило за серебро. По всей видимости, правительство внимательнее изучило опыт Швеции, где незадолго до этого все едва не закончилось общенародным бунтом, и решило не обострять ситуацию.
Вторую попытку чеканить крупные номиналы из меди предприняли при Екатерине II. Выпущенные пробным тиражом в 1771 году в Сестрорецке рублевые монеты были похожи на хоккейную шайбу из меди весом около 1 кг. Но дальше пробной партии в несколько десятков штук дело не пошло: вес и размеры делали их совершенно непригодными для использования. В самой Швеции от медных «досок» отказались в конце 1760-х.
Материал подготовлен командой ПАО Норвик Банк
Норвик Банк предлагает услуги физическим и юридическим лицам: кредиты под залог недвижимости, вклады, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты, дебетовые и кредитные карты. Читайте наш Блог на сайте, подписывайтесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе актуальных новостей!