Найти в Дзене
Сториз от Nikitozzy

Короткометражные фильмы. Как и зачем участвовать в кинофестивалях? Практические советы и лайфхаки.

Как правило, начинающий режиссер или продюсер к моменту окончания киношколы имеет один или два короткометражных фильма. Эти работы, часто снятые буквально "на коленке", с минимальным бюджетом, но с горящими глазами становятся визитной карточкой их создателей. И подавляющее большинство таких фильмов становятся участниками кинофестивалей по всему миру. Помимо продюсерской деятельности я провожу фестиваль короткометражного кино Short Shot Fest. Каждый день к нам поступают десятки фильмов со всего мира. Нет такой страны на Земле, откуда к нам за пять лет проведения не пришел хотя бы один короткометражный фильм. После просмотра нескольких тысяч фильмов я сделал несколько выводов, которые могут быть полезны всем тем, кто только собирается снять короткий фильм. И не просто снять в стол, а расчетом на то, чтобы побеждать на кинофестивалях по всему мир. Какой же должен быть "идеальный" короткометражный фильм, чтобы он привел вас к большому успеху? Великий Альфред наш Хичкок утверждал, что три
Оглавление

Сегодня в России расцвет кинопроизводства. Конкуренция среди авторов и режиссеров растет. Каждый год киношколы России выпускают сотни новых сценаристов, продюсеров, режиссеров. Но как же новичку попасть в отрасль и сделать так, чтобы его заметили? Один из путей - участвовать в кинофестивалях.

Как правило, начинающий режиссер или продюсер к моменту окончания киношколы имеет один или два короткометражных фильма. Эти работы, часто снятые буквально "на коленке", с минимальным бюджетом, но с горящими глазами становятся визитной карточкой их создателей. И подавляющее большинство таких фильмов становятся участниками кинофестивалей по всему миру.

Помимо продюсерской деятельности я провожу фестиваль короткометражного кино Short Shot Fest. Каждый день к нам поступают десятки фильмов со всего мира. Нет такой страны на Земле, откуда к нам за пять лет проведения не пришел хотя бы один короткометражный фильм.

Призы кинофестиваля Short Shot Fest
Призы кинофестиваля Short Shot Fest

После просмотра нескольких тысяч фильмов я сделал несколько выводов, которые могут быть полезны всем тем, кто только собирается снять короткий фильм. И не просто снять в стол, а расчетом на то, чтобы побеждать на кинофестивалях по всему мир. Какой же должен быть "идеальный" короткометражный фильм, чтобы он привел вас к большому успеху?

Сценарий! Сценарий! Сценарий!

Великий Альфред наш Хичкок утверждал, что три самые главные составляющие любого фильма это - "сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Сложно не согласиться с классиком. Поверьте, интересный сюжет, хорошо рассказанная, а главное, законченная история - залог успеха.

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

Мой опыт показывает, что зрители и жюри простят недостатки актерской игры и простоту продакшена, недорогие локации и другие "особенности" студенческого короткого метра. Все это становится на второй план по сравнению со сценарием. Если ваш фильм ИНТЕРЕСНО смотреть, то это 70 процентов успеха. Скоро я напишу отдельную статью, как написать "идеальный" сценарий.

Не спешите снимать по первой написанной версии! Сделайте передышку, отложите написанный сценарий на несколько дней и не думайте о нем. А затем прочитайте на свежую голову. История все так же цепляет? Задайте себе вопрос - чем и почему фильм, снятый по этому сценарию, будет интересен зрителю?

Еще очень важно оставаться в жанре. Если вы решили снимать комедию, то не стоит смешивать комедию и ужасы или жесткой драмой. Да, конечно, история знает прекрасные примеры смешения жанров, но для короткого метра это не самый лучший прием. В силу короткого хронометража есть риск, что вы просто не успеете в полной мере "поиграть" с этим приемом.

Хронометраж

Нет четкой классификации, где заканчивается короткометражный фильм и начинается полный метр. Но условно можно разбить хронометраж работ на несколько категорий.

От 80 до 120 и более минут - полнометражный фильм с расчетом проката в кинотеатрах, показа на телеканалах и платформах.

46-60 минут - классический телевизионный "час". Сетки вещания каналов планируют таким образом, чтобы за 60 минут эфирного времени можно было вставить три-четыре рекламных блока. Такой формат больше подходит под сериалы и документальные фильмы. И это коммерческий формат.

20-26 минут - аналогично предыдущему, но формат "полчаса" более компактный, более динамичный. Тоже в основном используется на телеканалах и платформах. Но чаще все же на телеканалах. Это тоже коммерческий формат.

Менее 20 минут - некоммерческий короткометражный фильм. Именно этот хронометраж идеально подходит для вас.

Конечно, мне приходилось видеть короткометражные фильмы и 25, 30 и даже 45 минут. Тут решать, безусловно, вам. Но мой совет - идеальный хронометраж фестивального короткометражного фильма - 15 минут. В каких-то отдельных случаях до 20 минут.

Такой хронометраж, во-первых, проще и как следствие дешевле снять. Во-вторых, фестивали тоже составляют свою программу и, по моему наблюдению, на хорошие "ходовые" вечерние показы стараются выбрать более короткие работы, чтобы сделать программу разнообразнее.

Содержание и форма

Фестивали ценят не просто классно рассказанную историю. Их интересует еще и КАК она рассказана. А это тот самый случай, когда вы должны продемонстрировать весь свой креативный талант. Найти в старой истории новые краски, показать героя так, как никто до вас не показывал... Да все, что угодно! Некоммерческие короткометражные фильмы - это кладезь новых идей, режиссерских ходов и поиска новых форм. Как только вы перейдете в мир коммерческих проектов, то такой свободы творчества у вас уже не будет. Поэтому смело экспериментируйте с формой вашего короткометражного фильма. Но не забывайте про содержание! Оно первично.

Я всегда прошу студентов, которым преподаю в киношколах, провести такой мысленный эксперимент. Представьте, что вы продюсер, который пришел на показ короткого метра на фестиваль. Его задача найти талантливых авторов, которым можно предложить сотрудничество. Но подойдет он только к одному из авторов, чьи фильмы он видел. Подойдет ли он именно к вам? Чем ваш фильм выделяется среди десятков и сотен других?

Кадр из фильма "Work it class!" (реж. П. Дигглер)
Кадр из фильма "Work it class!" (реж. П. Дигглер)

А как же звезды?

В последнее время я начал замечать, что звезды российского кино не против принять участие в съемках некоммерческих коротких метров. Поэтому совет один и очень простой - если вы хотите получить дополнительный интерес у кинофестивалей к своей работе, то не стесняйтесь приглашать известных артистов в свои фильмы.

Знаю, что многие начинающие кинематографисты стесняются или боятся звонить или писать звездам и приглашать на свои первые фильмы. А очень зря. Звезды такие же творческие люди, как и вы. И тоже находятся в поиске интересных проектов. И кто знает, может быть именно ваш проект их заинтересует и вы получите дополнительный козырь в виде знаменитого артиста в кадре.

Как позвать звезду? Да очень просто. Открываете соцсети, заходите на страничку знаменитости и просто пишете в личку. Поверьте, это работает!

Виктор Логинов в роли Костика Воробьева в фильме «Заполярная звезда «
Виктор Логинов в роли Костика Воробьева в фильме «Заполярная звезда «

Куда и как подавать свой фильм?

Как только ваш фильм готов, то самое время заняться его фестивальным продвижением. Первый мой совет - постарайтесь трезво оценить качество своего фильма: в чем его уникальность, насколько профессионально и качественно он сделан? В чем его сильные стороны, а в чем недостатки. Походите на показы разных фестивалей, ваш фильм соответствует уровню того, что там показывают?

Начинаем выбирать фестивали. Выбор тут просто колоссальный! Существует несколько платформ-агрегаторов, где можно подать фильм на кинофестиваль. Но, пожалуй, лучший и по сути единственный такой сайт называется Filmfreeway.com

Главная страница сайта Filmfreeway.com
Главная страница сайта Filmfreeway.com

На этой платформе вы можете найти странички более, чем 14.000 фестивалей со всего мира: от известных до совсем маленьких региональных. Глаза разбегаются. Но давайте разберемся, какой же фестиваль лучше выбрать?

Прежде всего надо понять, а зачем вообще в них участвовать? Не проще просто загрузить фильм на видеохостинг и получать свои миллионы просмотров? Возможно. Но это последняя стадия жизненного цикла вашего короткого метра. Если вы понимаете, что ваш фильм это все-таки "Фильм" с большой буквы, то подавать на кинофестивали все-таки стоит. Почему? Ответов несколько.

Во-первых, вы сможете увидеть настоящую зрительскую реакцию на свою работу. Не абстрактный лайк, а настоящие человеческие эмоции. Я всегда говорю, что никакие миллионы просмотров на Ютубе не заменят сто живых человек в зале, которые внимательно смотрят ваш фильм. И смеются или плачут там, где вы это планировали.

Во-вторых, кинофестивали - это место встречи и знакомств. Возможно, именно тут произойдет судьбоносная встреча, которая изменит вашу жизнь. Поэтому участвовать в кинофестивалях все-таки стоит.

Зрители на показе кинофестиваля Short Shot Fest
Зрители на показе кинофестиваля Short Shot Fest

Готовьтесь, что участие в кинофестивалях платное. Цены разные: от 5 до 120 долларов. И это только за то, что фестиваль рассмотрит вашу работу и далеко не факт, что покажет. К сожалению, платное участие - это реалия современного мира и избежать ее не получится. Именно поэтому я писал выше о трезвой оценке вашего фильма, чтобы потом не сильно расстраиваться.

Мой совет заложить на участие в фестивалях примерно 500-1000 долларов. Этих денег хватит для участия в нескольких крупных и среднего размера фестивалей.

Как определить, какой фестиваль крутой? К сожалению, только по косвенным признакам. Изучите страничку фестиваля на платформе: как часто обновляются фотографии с показов, кто члены жюри, в каких залах проходят показы... Выбирайте сердцем. И помните, что никогда не знаешь, где вас счастье настигнет.

Страничка сериала Sundance
Страничка сериала Sundance

Есть и объективные признаки. Например, некоторые фестивали дают "пропуск" для участия в премии Оскар или Bafta. Это обычно маркируется такими значками. Но надо отдавать себе отчет в том, какого уровня работа должна быть, чтобы фестиваль отобрал ее.

-8

Да и вообще, стоит ли высылать свою работу на зарубежные фестивали? Или ограничиться российскими?

Да, текущая ситуация снижает шанс, что фильм, произведенный в России, будет всерьез рассмотрен западными коллегами. Но практика показала, что шанс все-таки есть.

Я обычно советую выбрать по несколько фестивалей на каждом континенте и подать на них. И подождать результат. Ведь восприятия фильмов в Бразилии и Норвегии совершенно отлично. То, что бразильцу покажется занудным и затянутым в глазах норвежца будет лучшим зрелищем на Земле.

Конечно, ваш фильм должен быть определенным образом подготовлен для подачи на зарубежные кинофестивали. Об этом я расскажу в следующей статье.

Мама, я в попал в шорт-лист

Итак, как обычно происходит отбор. Как правило, фестивали делают показы раз в год и показывают лучшие работы, поступающие для участия в конкурсе. Подача на участие как правило заканчивается за несколько месяцев до показа. Скажем, фестиваль запланирован на август. Скорее всего, последний срок подачи на него будет в середине июня. Ведь членам жюри нужно время, чтобы отсмотреть все поступившие работы. А поверьте, их поступает сотни!

Примерно за месяц до проведения фестиваля вам в обязательном порядке (если вы подаете через Filmfreeway) придет уведомление, где будет написано, попал ли ваш фильм в так называемый шорт-лист. Это означает, что ваш фильм был выбран среди сотен работ и будет показан в рамках фестиваля. Это очень большая победа, поверьте мне. Обычно показывают 10-15 процентов тех фильмов, которые поступают.

Если ваш фильм не отобрали, то не стоит расстраиваться. Просто ждите ответа от других фестивалей. У каждого фестиваля свой взгляд, своя задача, свое видение.

Никогда не забуду, как мой студенческий фильм, который я снимал как драму, на кинофестивале в Румынии восприняли как...комедию и вручили приз "за остроумный взгляд".

Если ваш фильм попал в шорт-лист, то советую вам немедленно покупать билеты к месту его проведения и планировать посещение фестиваля. Во-первых, посмотрите новые места. Во-вторых, познакомитесь с новыми людьми. В-третьих, просто классно проведете время: посетите показы и мастер-классы, посмотрите работы других авторов и познакомитесь с ними. В общем, ни одного минуса.

Ваш покорный слуга и "Актеры дубляжа"
Ваш покорный слуга и "Актеры дубляжа"

Касаемо оплаты проезда участников на фестивали. Такое практикуется крайне редко, я бы сказал, что почти никогда. Поэтому такую поездку тоже стоит сразу заложить в планируемые расходы.

Надеюсь, что вам понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал. В следующий раз я расскажу как правильно заполнять заявку на участие в кинофестивале, чтобы она была привлекательная и "продающая".