25 сентября «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы вышел в мировой прокат и сразу потерпел провал. 120-миллионный проект заработал в первые выходные в США всего 4 миллиона долларов.
Сам режиссер, оскароносный мэтр Фрэнсис Форд Коппола называет картину вершиной своего творчество (и это при наличии в его биографии таких картин, как "Апокалипсис сегодня" и "Крестный Отец"), а критики и диванные эксперты разделились на два лагеря. Первые считают это непревзойденным шедевром, а вторые - пустышкой с намеком на претензию.
Совсем недавно я лично взглянул на это творение и готов поделиться своим мнением.
Вообще, для начала следует сказать, что "Мегалополис" это долгострой Копполы. Написав первый черновик еще в 1984, режиссер пытался снять фильм два раза, в 1988 и в 2001. Оба раза переписывая и дополняя сценарии. Однако, не найдя денег, забросил эту идею вплоть до середины 20-х годов XXI века. Именитому режиссеру даже пришлось продать виноградники, чтобы насобирать денег на съемки... Получилось ли? Всё таки нет. Давайте посмотрим, почему.
СЮЖЕТ и ГЕРОИ. Сюжет фильма — вольная экранизация трактата о попытке государственного переворота «О заговоре Катилины» древнеримского историка Гая Салюстия Криспа.
События разворачиваются в месте под названием Новый Рим (так в фильме называется Нью-Йорк). Архитектор-идеалист и утопист Цезарь Катилина (Адам Драйвер), владеет успешным бюро и стремится построить город будущего для беззаботной жизни. Для этого он использует загадочный материал мегалон.
Его главным соперником становится мэр Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито), коррумпированный политик, который пытается сохранить нынешний порядок и противостоит любым реформам. Конфликт осложняется романом Цезаря с дочерью мэра, Джулией (Натали Эммануэль), и тем, что Цицерон когда-то вел дело пропавшей или, возможно, убитой жены архитектора.
Кроме того, бывшая любовница Цезаря, амбициозную и алчная журналистка Вау Платина (Обри Плаза), выходит замуж за пожилого банкира Гамильтона Красса III (Джон Войт). Она вместе с коварным кузено Цезаря по имени Клодий (Шайа ЛаБаф) попытаются загубить его мечту.
Все эти сюжетные линии выглядят раздробленно и пересекаются в сложно организованной сети политических, финансовых и романтических интриг. Кажется, будто фильм порезали на куски и заново смонтировали, и так много-много раз.
Нельзя сказать, что актеры в фильме плохие, или играют как-то плохо. На самом деле, тут вся проблема в прописанной истории, которая скачет от пафосной эпической драмы до кислотного угара. Лично для меня, запоминающихся ролей, про которых мне есть что сказать, в фильме было две.
Адам Драйвер - это скорее пародия на классические образы из римских трагедий (хотя, возможно, так задумано). Его персонаж задумывался как рассудительный и мудрый визионер, борющийся против коррумпированной системы, при этом его поведение и реплики гипертрофированные и театральные.
После личной драмы, о которой нам особо ничего не говорят, герой Драйвера утратил способность думать о чем-то другом, кроме как о строительстве города будущего. Этот проект становится его единственным способом справиться с горем, но «Мегалополису» не хватает деталей, чтобы зритель мог по-настоящему понять, что толкает героя на этот путь. Вместо настоящей драмы мы получаем историю о человеке, который обсессивно сконцентрирован на своей утопической идее. Как и сам Фрэнсис Форд Коппола, кстати.
Что касается Шайа ЛаБафа, то это, без преувеличения, роль жизни. Клодий получился настолько развращенным, безбашенным и безумным подонком, что создается впечатление, что ЛаБаф буквально сыграл себя. К сожалению, кроме актерской игры, про Клодия больше сказать ничего нельзя. Разве что, то и дело возникали аллюзии к современной политической обстановке и сравнение Клодия с определенными деятелями в США.
СТИЛИСТИКА. Вот этого в картине точно нет. Точнее, добрую первую половину фильм пытается выдерживать древнеримский стиль в архитектуре, одежде, диалогах и отсылках, но, в конечном итоге пропадает и это. Визуал ужасен, хромакей убог, а чудо-материал мегалон в фильме представлен как кусок графики из видеоигр начала нулеых. В общем, все грустно.
Многие сцены, где зритель ожидает увидеть захватывающую визуализацию утопического города будущего, недоработаны. Макет будущей постройки и вовсе сделан из подручных материалов вроде пластмассовых бутылок, шин и теннисных мячей.
К слову, этот визуальный хаос объяснялся сознательным отказом Копполы от современного, его стремление идти против течения. Подобно мэру Цицерону, Коппола продолжает гнуть свою линию, отвергая не только современные съемочные методы, но и требования студий, предпочитает следовать интуиции. Своим упрямством он словно бросает вызов времени и индустрии, которая меняется вокруг него. Молодец, что сказать.
ФИЛОСОФИЯ. Коппола намешал в фильме столько тем, что можно чокнуться. Здесь и любовь, и смерть, и размышления о вечности, и творческие амбиции, и фашизм, и социальное неравенство, и человеческая жадность. Но ни одна из идей не развита до конца — это больше напоминает шизо-разговоры на кухне с другом после полуночи и двух бутылок водки, когда каждый выпускает наружу своего внутреннего философа. Какие-то постоянные цитаты Марка Аврелия, Шекспира, мудрые фразы...Всё это выглядит скорее комично.
Самая большая проблема фильма — одержимость Копполы идеей неизбежного конца. Долгострой можно рассматривать как размышление о грядущей катастрофе, его страх перед будущим, которое он не может контролировать. Мир обречен, цивилизации рушатся, а новое поколение не способно спасти себя от этого краха.
Что же у нас по итогу? А по итогу мы имеем то, что именитый режиссер, прогремев в 1970-х годах по сути уже не представлял из себя тот образ, который мог построить. Фильмы категории "Б", которые он клепал, не принесли ему новой славы и не подтверждали его именитость, и Коппола, продолжал продюсировать другие известные проекты, и, фактически, паразитировать на своем имени.
Коппола уж точно никогда не был гением. Он удачно реализовал свои идеи в очень удачное для этого время. Несомненно, трилогия "Крестного отца" и "Апокалипсис сегодня" навсегда останутся главными штрихами Фрэнсиса Форда. А "Мегалополис" останется крупнобюджетной устаревшей и неубедительной поделкой, в которой и сам Коппола остался пародией на самого себя. 85 лет - это не тот возраст, а 30 лет - это не тот срок, для того, чтобы реализовывать такие идеи.
P.S. Всё написанное - это моё субъективное мнение и попытка его рассказать. Оно может не совпадать с Вашим. Всем спасибо!