-Потерпи, милая, не плачь, - Вера стояла на пороге и обнимала свою младшую сестру. Она уткнулась ей в плечо и рыдала навзрыд. - Устала, я знаю. Я сразу приехала, как смогла. После родов всегда так. Все вернется на круги своя, вот увидишь!
Вера прошла в квартиру, аккуратно оглядев новый дом младшей сестры.
-А кто это у нас просну-улся! - Вера взяла на руки маленького человека, который только что плотно поел и выглядел умиротворенно.
-Спасибо тебе, что приехала, - тихо сказала Галя.
-Да брось ты, я и так собиралась к вам приехать. Просто решила продлить свой отпуск, делов-то.
-Мама с папой как?
-Ой, не бери в голову. Поворчали и успокоились, отправили почтой подарки, должны на следующей неделе дойти. Там и вещи, и все что хочешь для Ромчика.
-Прости меня, я должна была раньше сообщить.
-Должна, но не сообщила. Только теперь что за зря волосы рвать? У тебя вон, человек какой растет. Да, мой хороший, - сказала Вера, не отвлекаясь от малыша. - Главное, всегда делай выводы, но без самобичевания!
Две недели назад Вере позвонили незнакомые ей люди и сообщили, что Галя родила. Сказать, что женщина была в шоке, ничего не сказать. Никто в семье не знал, что Галя была беременной. Сама же девушка тщательно скрывала сей факт. При первой возможности Вера села в поезд и поехала к сестре.
Все это время женщина переписывалась с младшей сестрой, которая была на 15 лет младше:
-Галя, ты не должна была молчать!
-Мне было стыдно, Вера. Стыдно, что я вот в таком положении...
-А с университетом теперь что будешь делать?
-Я академ взяла. Надеюсь однажды смогу доучиться. Но теперь не знаю как. Были жуткие мысли... Даже думала не рожать, но Виталик со свекровью отговорили.
-Господи боже, Галя, ну уж мы то тебя не бросили бы! Я знаю, что страшно, но неужели ты думаешь, что ты единственная девушка, которая решила родить без образования? Сначала сложно, потом адаптируешься и будет легче. И доучиться сможешь, и работать сможешь, и сына воспитаешь. Было бы желание, уж поверь.
Когда Вера приехала к сестре, то увидела странную донельзя картину.
Дома была стерильная чистота, все детские вещи отглажены, а в стиральной машинке даже лишнего ползунка не было. Все либо постиранное и убранное в шкаф, либо висело на маленькой сушилке.
Сначала Вера списала эту стерильность на переживание младшей сестры. Первый ребенок, первые впечатления, первые страхи. Но потом обстановка стала вызывать тревогу у Веры. Не бывает такой чистоты, когда ты один на один с маленьким ребенком.
Галя уехала учиться в другой город, поступила в университет на бюджет, но через месяц сбежала из общежития, сняв небольшую малосемейку. Оплачивала Галя эту квартирку сама, без помощи родителей, подтягивая школьников с английским из разных городов.
Родители жутко гордились, что дочь в таком возрасте ведет самостоятельную жизнь, ни о чем не прося.
А потом Галя перестала выходить на связь. Точнее, звонила и писала, но крайне редко. Всегда оправдывалась большой загруженностью. В один из дней девушка прислала в семейный чат фотографию свидетельства о браке с неким Виталием.
Никто и ничего не знал об этом молодом человеке. Не было знакомства или традиционного "сватовства".
А затем этот звонок, как гром среди ясного неба: "Галя родила".
-Приехала на помощь к сестре, а помогать и не с чем, - рассмеялась Вера. - Ты как с Ромкой все успеваешь? Я с Машкой вообще отоспаться не могла. Чувствовала себя постоянно разбитой. А про глажку детских вещей уж молчу! Стыдно, но даже сил не было утюг взять в руки.
-Да как-то так получается. Не могу спать, вот руки и занимаю.
-Но спать надо. Дети непредсказуемы. Ромка как начнет тебе ночами концерты устраивать, так ты сразу пожалеешь о том, что не отоспалась как следует. Я тебе как человек с большим стажем хронического недосыпа говорю!
-Не могу, не получается, - смутилась Галя. Вера, посмотрев на младшую сестру, увидела в ее лице беспокойство. Взгляд девушка отводила в сторону.
Что-то неладное происходило с младшей сестрой, и Вера это чувствовала. Что-то скрывала.
После того как Вере сообщили о рождении племянника, она тут же твердо решила поехать проведать сестру. Расписаться за спиной у родственников - одно, а стать матерью на расстоянии, где нет ни единой родной души - другое. Да и Галино поведение все больше напрягало Веру. Слишком она стала скрытной и замкнутой.
Долго расспрашивала Вера сестру. И о муже, и о семье, и об учебе. Еще задолго до приезда. Неохотно, но Галя рассказала, что Ромка "залетный", как это принято сейчас называть. То есть, незапланированный. Да и Виталий оказался первым у Гали, а беременность случилась как-то сразу.
Вера знала, что Галя просвещенная девушка, осторожная, поэтому без мер защиты ни с кем в постель бы не легла. Так оно и вышло, но, как известно, ни одно средство не дает стопроцентной гарантии.
А после того, как Галя узнала, что в положении, семья Виталия настояла на маленькой свадебке. Организовали все в быстром темпе так, что Галя даже оглянуться не успела.
Когда Галя сказала, что надо родителям сообщить, то семья Виталия дружно "переубедили" девушку.
"Это плохая идея", - говорили они.
"Тебя не поймут, лучше сообщим после родов, а то обидятся еще", - говорили они.
И насчет академа настояли, и быстренько переселили девушку со съемного жилья в квартирку Виталика.
В тот момент Галя была вне себя от счастья: ей повезло, что ее тут же приняли в семью, без обвинений в беременности.
Виталий же еще с середины беременности начал работать вахтовым методом. "Больше денег смогу заработать для семьи", - сказал он и уехал, возвращаясь к жене раз в полтора месяца ровно на неделю.
-Вера, а ты надолго к нам приехала? - вечером Галя подошла к старшей сестре, опустив глаза в пол.
-На месяц точно, а там посмотрим, - сказала Вера, нарезая картофель, и не обращая внимание на сестру.
-Понятно... - поежилась Галя. Собралась было уйти, но передумала: - Вер, а как же твои без тебя будут?
-Машка в девятом классе, в таком возрасте им только по кайфу, когда родители куда-то уезжают. Справятся с Димой сами без меня. Чай не маленькие. Мама с папой на подходе, если что нужно. Все всё понимают, тебя не брошу.
-Не знаю... Не хочу тебя обременять как-то, - снова поежилась Галя, обняв себя руками.
Вера оторвала взгляд от разделочной доски и посмотрела на сестру: она выглядела так, словно маленький ребенок стоял посреди сугробов и отчаянно пытался согреться.
-Галя, присядь на минутку. Вот сюда. Садись-садись, давай, - Вера усадила девушку и сама пододвинула стул, сев рядышком. - Рассказывай, что происходит.
-А что происходит? - нервно засмеялась Галя.
-Ага, теперь точно давай рассказывай. Я тебя как облупленную знаю, вижу, когда ты что-то скрываешь.
-Да нормально все. Просто сказала, что наверное тебя от работы отвлекаем, отпуск свой весь в подгузниках да на кухне проведешь...
-Ты давай не юли, - строго сказала Вера. - Еще раз спрашиваю, что происходит?
Вера попыталась уловить взгляд Гали, но та постоянно отводила глаза. Тогда Вера взялась пальцами за подбородок сестры, слегка надавливая, но без нажима и пристально посмотрела в глаза.
-Галя, последний раз спрашиваю, что у тебя случилось. Ты же знаешь, что я сама узнаю, если надо. Слышишь?
По лицу Гали стали стекать слезы, но она так и не посмотрела в глаза Вере. Аккуратно убрала руку сестры с подбородка:
-Дай водички, пожалуйста, я все расскажу.
Галя стала рассказывать, что год назад познакомилась с Виталием. Обходительный и вежливый парень, но старше на пять лет. Ухаживал много и красиво, почти сразу познакомил с родителями. Потом все завертелось и закружилось уже серьезно, дошло до постели. Галя все предусмотрела, все проверила, сама купила с запасом средства защиты в аптеке, но все равно через полтора месяца вспомнила, что критические дни так и не наступили.
Кинулась к календарику - задержка. Купила тест - две полоски.
-Я сразу к Виталику, а он, знаешь, даже не удивился. Улыбнулся, сказал, что так и должно было быть. Мол, судьба. Я на эмоциях как-то внимание не обратила... - рассказывала Галя. - У него мама такая богобоязненная, сразу начала настаивать на том, что нужно заключать брак. Вещи мои перевезли за день, приехало столько родственников, чтобы меня переселить, что мне было не по себе, если честно... И сестра свекрови, и две старшие дочери свекрови. В общем, целый табор. Но все были максимально дружелюбными, как мне казалось.
Когда перевезли все вещи, свекровь позвонила Гале и сообщила, что Виталика устроили работать вахтовиком. Девушка оказалась в полной растерянности. Она не знала, как должно быть в семье: будет ли Виталик отправлять зарплату, как и у кого просить деньги на детские вещи, продукты и прочие расходы. Но свекровь сразу же сказала молодой невестке, так что вопросы отпали сами собой:
-Ты не переживай, Виталик мне будет деньги скидывать, а ты у меня проси, я буду отправлять на что нужно.
Галя смирилась. Но чем больше был срок, тем сложнее ей было. Она пыталась просить на детскую кроватку, одежду, памперсы, чтобы собрать сумку в роддом, но свекровь отказывалась отправлять деньги. Она ссылалась на то, что все сама купит и привезет. И привезли, только все использованное и старое.
Галя решила не отчаиваться и с помощью своих подработок собрала маленькую, но приличную сумку в роддом. Немного накопила, чтобы лежали "на всякий случай". И этот всякий случай рассматривался как билет на поезд до родителей. Только вот Гале было стыдно. Ее воспитывали как девочку-отличницу, которой нельзя было быть, как Вера, которая "выскочила рано замуж и родила ребенка без нормальной работы, без жилья, без подушки безопасности".
А буквально за неделю до родов Галя случайно встретила соседку, владеющую квартиру этажом выше. Она сдавала комнату студентам, поэтому появлялась в доме крайне редко. Увидев, что Галя в положении и выходит из квартиры Виталия, попросила девушку остановится.
-Ого, Виталик съехал наконец-то!
-Простите? - с отдышкой спросила Галя. -Виталик Красноперов? Нет, тут живет, я его жена.
-Жаль, - женщина окинула девушку взглядом, полным сожаления. - Он хоть пить бросил?
-Простите, вы наверное нас с кем-то спутали. Виталик мой не пьет совсем, - смутилась Галя.
-Красноперов то не пьет? Я тебя умоляю. Таких запойных мужиков еще поискать надо! Три года назад чуть квартиру не спалил. Мать его постоянно из вытрезвителей вытаскивает... Ой, - замолчала соседка, - так ты не знала...
-Не знала, - сухо сказала Галя.
-Стыдно то как! Длинный мой язык. Мой муж мне всегда говорит, что язык мой до добра не доведет, - соседка прикрыла рот руками.
-Извините, мне нужно идти, - пробубнила Галя и постаралась максимально быстро спуститься по лестнице.
Галя, отдышавшись на улице, позвонила свекрови. Та призналась, что у Виталика есть "небольшие" проблемы. И она искренне надеялась, что жена и ребенок помогут ему справиться с алкогольной зависимостью. И вахты оказались не вахтами, а длительными запоями. В этом время Виталика прятали на старой даче. И денег в семье не хватало, потому что Виталика ни на одной работе не держали, а те крохи, которые присылались Гале, были из личного кармана свекрови.
На вопросы о том, как Виталик относится к Гале и ребенку, был получен ответ: не подействовало. Но тут же свекровь стала божиться, что никогда и ни за что не оставит внука с невесткой вместе.
Галя была в отчаянии. Она уже плохо спала, постоянно тянул низ живота и вот-вот должна была родить. Ни о каком переезде речи не шло. Явиться на порог к родителям и тут же разрешиться от бремени - довести пожилых людей до сердечного приступа. Так поступить Галя не могла.
Родив, Галя настояла, чтобы сообщили о рождении Ромки старшей сестре. Тогда-то Вера и узнала все.
-Нина Павловна отвратительный человек. Сыночку холит и лелеет, - констатировала Вера, услышав рассказ сестренки.
-Вер, я когда родила, она и ее две старшие дочери ко мне, как на службу стали ходить. Проверяют, чтобы в квартире была чистота. Это квартира Нины Петровны. Я как-то спать легла, не слышала звонка в дверь. Вот хоть что сделай, спала, как будто рыбу оглушили. А когда я все-таки открыла, так Нина Павловна сидела со мной до позднего вечера и следила, чтобы я даже ни разу не присела. Говорила: тут еще надо помыть, здесь надо отмыть, Ромку покорми и теперь кушать приготовь. Ночью хоть не трогали, слава Богу. А потом Нина Павловна бросила фразу, от которой страшно стало, что если она внука не сможет видеть, то через суды заберет у меня ребенка, в опеку сообщит и наврет, что я ребенка в антисанитарии держу!
-Матерь Божья, Галя. Я понимаю, что у нас родители со своими заскоками, и порой бывает тяжело с ними, особенно с мамой, но тебя послушала и поняла, что у нас семья более чем адекватная.
-Вера, маме с папой ничего не говори, пожалуйста. Они не вынесут.
-Да откуда в твоей голове такие мысли?
-Так всегда было. Они всегда мне говорили, что вот Вера наша влюбилась, выскочила замуж, по съемным квартирам скиталась с ребенком на руках, а я ведь не такая. Ты же знаешь, как они радовались, когда я на бюджет поступила. А когда сама себя обеспечивать стала, помнишь? Всегда говорили: не иди по стопам Веры.
-Быть мной не так уж и плохо, Галя, - улыбнулась Вера. - Неприятно, конечно, знать, что я плохой пример в семье, но все же... При всем при этом они наши родители. И как бы мама не говорила, она первая бежала ко мне помогать. И ничего. Выжили как-то. И квартиру купили, и работа хорошая есть, и у меня даже маленькое дело есть. Ты все это знаешь. Ты сама видела, что я никогда не считала себя каким-то отбросом. И когда случились трудности ты должна была как минимум ко мне прийти за помощью. Но при этом решила доверить жизнь маленького человека незнакомым людям, которые вместо кроватки рухлядь старую привезли! Да еще и без копейки в кармане. Ужасно просто.
-Ты обещала меня не осуждать!
-А я не осуждаю, а привожу в чувства. Это разные вещи! Потому что я тебя люблю. И если я тебе этого не скажу, то ты бы тут так и сидела. Измученная, боясь сделать лишний шаг, потому что тебе, как ты думала, с маленьким ребенком идти некуда.
Вера с Галей долго разговаривали ночью, а потом Галя уснула на кровати, свернувшись клубочком. Ромка, как будто чувствовал накал страстей, решил впервые за две недели поспать до самого утра, не тревожа расстроенную мать.
Галя крепко спала, а рядом с ней в кроватке сопел маленький Ромка. Человеку вчера исполнилось целых две недели, и теперь он уже стал больше и чаще выражать недовольство и матерью, и этим большим, страшным и непонятным миром.
Вера посмотрела на младшую сестру, вытерла слезы и тихонько закрыла дверь в ее спальне. Вернувшись на кухню, женщина хотела прикинуть план работы на ближайшие дни, но вместо этого она тяжелым грузом рухнула на стул и заплакала.
Ей было жалко Галю, жалко маленького Рому. Внутри себя она ругала Бога за то, что испытывал 20-летнюю девушку. А потом внезапно внутренняя боль ушла, и Вера собралась духом: в конце концов, все живы и здоровы, а с остальным разберемся.
Утром Галя проснулась от кряхтения сына. Вера заглянула в комнату:
-Доброго утречка, мои хорошие. Сегодня вы прям разоспались. Надеюсь, отдохнули?
-Доброе утро. Да. Вер, надо поговорить насчет вчерашнего...
-Ага, потом поговорим, вечером. Ты покормила Ромку? Мой, переодевай, делай свои дела и потом давай собираться.
-Куда?
-На Кудыкину гору, Галя! Квартиру я сняла нам. Вечером билеты домой будем смотреть.
-Я...Я не смогу уехать. А как же Нина Павловна?
-При всем уважении к твоей Нине Павловне: пусть идет она на... - Вера замолчала, решив, что нечего племяннику слышать нецензурную брань. - Я тебе еще раз говорю: мы собираемся и уезжаем. Их вещи не бери. Все, что купила сама лично - сюда складывай, я упакую.
-У Ромки вещей вообще не останется тогда... Я по минимуму ему покупала все... - стыдливо призналась Галя.
-Поднимем мы твоего Ромку, Галя. Слышишь? - Вера смягчила тон и подошла к сестре. Обняв за плечи продолжила: - Все купим. И кроватку даже новую возьмем, я тебе обещаю! А то что вещей мало у ребенка, так это ерунда. Переезжать легче будет. Помню, когда Дима перетаскивал наши вещи с Машей на другую съемную квартиру, предложил половину "выкинуть" случайно.
-Это когда у вас крысы завелись?
-Вот, помнишь же все. Эх, горе мое. Давай шустрее собираться, пока твои родственнички не нагрянули. Драться сегодня я не планировала, - Вера шлепнула сестру по ягодице. - Давай, ну же, иди вещи складывать!
Галя разрыдалась:
-Наверное, надо сообщить как-то Нине Павловне, что мы уезжаем? Я позвоню!
-Даже не вздумай. Я сама с ними поговорю, если надо. У них наверняка ключей запасных целый мешок! Вот спокойно все выключим, закроем дверь и когда съедем, то я сама сообщу о том, что ты уехала. Пусть только попробуют рыпнуться!
Вечером Вера позвонила свекрови Гали, но та, на удивление, лишь спросила, сделала ли невестка генеральную уборку перед отъездом и разморозила ли морозильную камеру. Вера, добавив пару крепких словечек, объяснила, куда нужно направиться всей семье Нины Петровны с Виталиком, чтобы там делать генеральные уборки столько, сколько их душа пожелает.