Найти в Дзене
На страже Родины

«БОБРЫ» В ДЕЛЕ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ

«Бобры» – именно так в шутку, незатейливо, называют военнослужащих инженерных войск, которые трудятся в прибрежных зонах. Их предназначение – обеспечить беспрепятственное прохождение подразделений, ведущих огневое прикрытие или же штурмовые действия на местности. Инженерные войска часто сталкиваются с необходимостью навести переправу через реку. Сырая пасмурная и почти бесснежная зима не способствует работе, но «бобры» не боятся замочить ног, а при необходимости готовы войти в ледяную воду и по пояс.

21 января все военные инженеры, в число которых входят сапёры, фортификаторы и герои сегодняшней публикации – понтонёры, отметят 324-ю годовщину создания этого рода войск. Его представители ведут свою родословную с 1701 года, когда была основана школа Пушкарского приказа, или иными словами школа математических и навигацких наук.

-2

Традиция наводить мосты, а не обходить водные преграды, появилась в России тоже достаточно давно. Тогда для прорывов по водной глади использовались парусиновые понтонные переправы, которые представляли собой деревянный каркас, обтянутый тяжёлой плотной тканью. Эта техника эффективно использовалась русской армией, когда Российская империя начала военные действия против Пруссии в соответствии с союзническими обязательствами перед Австрией в ходе Семилетней войны и помогла перебрасывать конницу и пушки через небольшие реки.

Инженерное дело сегодня далеко шагнуло вперёд от тех времён, но оно не просто живёт, но и активно развивается. Весь процесс наведения понтонной переправы в среднем занимает до двадцати минут в зависимости от ее протяжённости. В реальной боевой обстановке каждая секунда на счету. И поэтому отработка слаженности личного состава крайне необходимы для доведения действий экипажей до автоматизма.

На позиции командир с позывным «Бур» объясняет личному составу алгоритм действий. Его импровизированная указка, наскоро вырезанная ножом из веточки, показывает подчинённым на условные обозначения в курском чернозёме.

– Прежде чем начинать процесс раскладывания понтонов, мы должны обеспечить безопасность личного состава, работающего на этом участке. Сначала проводим инженерную разведку, в первую очередь осматриваем местность на наличие взрывоопасных предметов и ловушек. Противник хитёр и изворотлив, и необходимо всё предусмотреть на пути к преграде, – объясняет «Бур». – За следующим бугорком будет низина и пойма реки, и туда противник может отправить ударные дроны, как только мы появимся на берегу. Чтобы прикрыть специалистов с воздуха, мы согласуем свои действия с артиллеристами.

-3

И только после того, как пушкари отутюжат противоположный берег и позиции «тараса», откуда гипотетически может прилететь вражеский сюрприз, проведём инженерную разведку водной преграды. Она включает в себя определение её основных параметров: ширины, глубины реки, определяется характер береговой линии, проверяются подъездные пути. Также важно состояние и рельеф дна, так как от этого напрямую зависит, какую технику понтонёры смогут использовать.

Инженерные войска в ходе проведения специальной операции наводят переправы шириной с проезжую часть. По словам «Бура», самыми распространёнными на сегодняшний день являются паромные переправы, которые выдерживают многотонные машины. В зависимости от ширины преграды количество понтонных звеньев может варьироваться, и вес пропускаемой техники также совокупно изменится.

Бойцов понтонных подразделений инженерных войск на линии фронта неслучайно в шутку называют «бобрами». Причин этому много: во‑первых, зачастую во время установки переправы львиную долю времени им приходится проводить в воде, постоянно перемещая и подгоняя звено понтона то по колено в воде, то по пояс. Во‑вторых, из-за специальных спасательных жилетов, в которых они работают. В-третьих, потому что под огнём неонацистов бойцы, прячась от пуль, порой ныряют с головой в студёную воду, скрываясь от осколков. Такова уж специфика – работать часто под огнём. Но их отличает стремление обеспечить успех боя, потому они всё равно упорно продолжают своё дело.

Валерий БЫКОВ