Сегодня не так просто подобрать технику для домашнего прослушивания музыки. На рынке всё меньше аудиотехники ведущих мировых брендов, а цены на неё улетают в космос. Рост цен происходит и на вторичке. Рынок заполняют китайские производители.
О вкусах на музыку и характер её воспроизведения говорить вообще не приходится. Те цифровые источники, что не уничтожены сжатием, добиваются бубнящим стилем звучания современных колонок. Современные мощнейшие процессоры оснащены ПО, которое пытается улучшить входной сигнал, приукрасить действительность, достроить обрезанные сжатием частоты. Услышать оригинальный звук становится всё сложнее. Вот почему, за вдохновением и глотком свежего воздуха, самые рядовые пользователи всё чаще обращаются к винтажной ("глупой") аудиоаппаратуре.
Краткая история бренда Marantz
Звук - это история! Поэтому, начну с истории. Сол Маранц официально основал компанию Marantz в 1953 году, а годом позже запустил в серию моно предусилитель Model 1 (коммерческий вариант своей Audio Consolette). В составе этого усилителя был весьма совершенный фонокорректор. У него было целых 7 входов, включая один для звукового сопровождения TV, таким образом Сол предвосхитил современные домашние кинотеатры! Тогда это была чисто американская компания.
В 1960-х годах Сол Маранц оставляет свой пост. Этап в истории, известный как "Old Marantz" завершается, а вместе с ним заканчивается "золотой век" ламповых усилителей. Superscope покупает компанию и принимается решение расширить бизнес и сделать Marantz производителем аудио аппаратуры более широкого профиля. Проектирование и производство перебрасывается из США в Японию.
В 1980-м Superscope продаёт Marantz компании Royal Philips Electronics - голландскому электронному гиганту. Так компания вступает в третий этап своей истории развития, который можно охарактеризовать как переход от чисто аналогового аудио к цифровому.
В 2001 Marantz Japan Inc. выкупает все права на торговую марку, все заграничные филиалы, занимающиеся продажей, и период Philips подходит к концу. В 2002 году, Denon и Marantz объединяются в D&M Holdings - это стало началом новой вехи в истории развития компании. В апреле 2014 года D+M Group продала Denon Professional, Marantz Professional и Denon DJ компании inMusic Brands. В феврале 2017 года D+M Group была приобретена американской компанией Sound United LLC. А в 2022 году перекуплена Masimo Corporation из Калифорнии. Компания, занимающаяся медицинскими технологиями решила попробовать себя на поприще домашнего аудио.
Магнитофон Marantz PM326
Перед вами достаточно интересная вещь, характерная для своей эпохи - магнитофон (магнитола, сегодня назвали бы микросистемой) Marantz PM 326.
Как вы видите, тогда было популярным делать маленькие, но многокомпонентные системы. Для небольших японских комнат или офисов, хозяева которых хотели, чтобы у них всё было "по взрослому". Год начала выпуска: 1981. Первый цифры до буквы на серийном номере моего экземпляра "24", что позволяет предположить апрель 1982 года.
Marantz PM 326 имеет на борту следующие разделяемые компоненты:
- радио (тюнер с частотой FM 76-108 MHz);
- усилитель стерео с эквалайзером;
- стерео кассетная дэка;
- колонки, модель LS326: 6 Ом, 2 х 20 Ватт.
Напряжение: 50/60Hz - 100 Вольт. Габариты: 260х510х210 мм.
Вы можете подробнее познакомиться с магнитолой Marantz PM 326 на двух видео ниже (YouTube). Это даст вам полную картину. Становится совершенно понятно, что такой аудиотехники больше не делают. Это была очень тяжёлая и солидная вещь.
Цена на Marantz PM 326 в прошлом составляла 440$. Для начала 1980-х это немало за акустику.
Аппарат относится к специальной серии от Marantz "PM" - "portable marantz". Отличный аппарат, с высококачественной кассетной декой, управлением "feather touch". В то время все ведущие производители использовали в качестве материала подвесов динамиков материал типа прессованного термопоролона. вследствие этого практически всегда подвесы динамиков разрушены от времени. После реставрационных работ система даёт приятное чистое звучание.
По данным сайта recallsharp.ru Marantz PM 326 представляет определённую редкость на западных аукционах а в России практически не встречается. Но вот усилители отдельно, бывает, оседают в отдельных коллекциях.
Усилитель Marantz PM326
Уже из краткого описания магнитолы PM 326 становится ясным, что наиболее ценным и актуальным сегодня остаётся усилитель с эквалайзером Marantz PM 326 Stereo Amplifier. Радио, кассетная дека, колонки и всё устройство в целом малопривлекательно - это удел коллекционера.
Тем не менее, усилитель с эквалайзером Marantz PM 326 ещё может послужить. Именно этот усилитель будет использоваться в моей мини-системе. Радуют компактные размеры этого усилителя (не даром это серия portable marantz): 255х210х60 мм, вес - около 3,3 кг.
Понятно, что Marantz PM 326 - усилитель начального класса, достаточно слабенький. На корпусе написано "27W". Но эти ватты определённо - честные и на небольшую комнату, вместе с чувствительными колонками и хорошим входным сигналом должно хватить. К нему обязательно потребуется понижающий трансформатор.
На выключенном усилителе проводим все необходимые подключения. Подключаем + и - провода от двух колонок к соответствующим выходам усилителя (четыре зажима). Для этого используем хороший толстенный аудиокабель. Усилитель подключаем проводом питания через понижающий трансформатор.
Звук будем заводить через знакомый всем аудиокабель Mini-Jack 3.5 мм - 2xRCA. Для этого подключаем "тюльпаны" ко входу, подписанному "AUX". Mini-Jack 3.5 мм подключаю в устройство, с которого пойдёт звук.
Я использовал разные имеющиеся дома устройства для подключения к усилителю. Это были DVD-рекодер Phillips DVDR 730, транспорт для iPod Nakamichi MR-1, медиа плеер Asus O!Play HDP-R1, игровая приставка Sony PS3, ноутбуки, разные iPod и iPhone (как через Home Apple Universal Dock, так и напрямую). Наиболее удобным вариантом для использования в домашней системе остаётся iPod Touch с достаточным объёмом памяти и док-станцией. Для прослушивания сжатых mp3-файлов этого вполне достаточно.
Обратите внимание, что на усилителе присутствуют дополнительные возможности подключения. Что удивительно, учитывая, что этот компонент использовался в составе магнитолы. Отличная расширяемость! Здесь есть возможность подключения автономного питания. Есть два свободных входа для "тюльпанов" - AUX и TUNER. Они без "фильтров".
Есть возможность подключить проигрыватель виниловых пластинок (встроенный фонокорректор на входе PHONO). Есть возможность подключить кассетную деку - вход TAPE. Это специализированные входы. Сюда лучше не пытаться подключать обычные источники звука.
Возможно подключить проводные наушники (с использованием переходника Jack - Jack Soundking). Есть выход MONITOR OUT. Обилие входов-выходов весьма впечатляет для столь компактного устройства!
Включаем усилитель в сеть. Усилитель рекомендуется подключать через сетевой фильтр. При возникновении нетипичных помех можно попробовать переткнуть вилку в трансформаторе.
Для включения усилителя нажимаем кнопку "POWER". Загораются красные светодиоды пятиполосного эквалайзера. Световая сигнализация неотключаема. Переключаем источник сигнала (крайняя правая ручка) на "AUX". Подключаем эквалайзер для более выразительного звука, утапливая кнопку "TAPE EQ" (кнопка "MONITOR" отжата).
Обратите внимание на ручку регулятора громкости "LOUDNESS/VOLUME". Она не так проста, как кажется. Она двухсекционная и ближним к вам диском можно регулировать разделение звука между колонками. Проверьте перед запуском, чтобы круглая точка совпадала с основной риской на ручке "VOLUME". Иначе на одной колонке звука будет больше, чем на другой. Этот регулятор - полезная вещь, т.к. на старых устройствах требуется иногда отрегулировать вывод на колонки по отдельности.
Теперь можно включать музыку на воспроизводящем устройстве.
Новое мышление
Вся эта возня с пассивными колонками, усилителем и источниками сигнала, на самом деле - весьма интересное дело. Можно даже сказать - важный элемент релакса, ритуал перед прослушиванием хорошей музыки. Современное поколение, вместе с их бубнящими и невнятными активными колонками, ещё не сразу придёт к простой радости качественного звука, льющегося с трёхполосников.
С другой стороны, собрать систему из усилителя, колонок, источника сигнала и проводов не так просто, как кажется. Я уже молчу про качество самих записей, которые вы прослушиваете. Купить "all inclusive" в виде Harman Kardon Go + Play, Harman Kardon SoundSticks или Bowers & Wilkins Zeppelin, кажется куда более простым делом. Эти системы будут отлично выглядеть в интерьере вашей модной квартиры, сыграют хорошо всё, что вы им скормите, приведя все записи к одному знаменателю - эталону современного звука.
Я пробовал идти проторённой дорожкой. Но высокая цена и некоторые нюансы с надёжностью и качеством систем, подобных указанным выше, сподвигли меня сделать следующий шаг. Выбрать вариант с возможностью расширения.
Современные активные компьютерные колонки 2.1, широко представленные в популярных магазинах бытовой техники, меня не вдохновили. В своих поисках я забрёл так далеко, что остановился на самодельных колонках, изготовленных энтузиастами своего дела. Своеобразный эксперимент и достаточно рискованный шаг! Я люблю давать студентам проект "Вторая жизнь вещей". Возможно поэтому мне приглянулась идея авторов этих колонок.
Здесь использованы как современные материалы (динамики из системы Mark Levinson (автоакустика), акустический поролон, провода и клеммы), так и советская начинка. Советские компоненты дружественно ведут себя с винтажным выводом Marantz PM 326, а современные динамики выполнены из более надёжных материалов.
У авторов получились неплохие колонки с приличным звуком. Конечно, этим колонкам нужно что-то большее, нежели PM 326. Но даже с этим усилителем, динамики, будучи помещёнными в "закрытый ящик" (без фазоинвертора), дают интересный звук. Особенно хорошо колонки справляются на вокале, джазе, оцифровках винила.
По точности воспроизведения самодельные колонки в корпусе закрытый ящик не уступают моим отличным наушникам Technics RP-F880. Это не может не радовать, ведь RP-F880 - одни из самых честных наушников. Самодельные колонки точно переигрывают Harman Kardon Go + Play одной из первых версий, что есть у меня. Возможность разнести колонки на достаточное расстояние друг от друга неизбежно добавляет объёма в звучании.
Получившиеся колонки оказались идеальным стерео-вариантом для компьютера, т.к. даже на минимальной громкости они максимально детальны. Что встречается далеко не так часто, как хотелось бы. Ещё раз повторюсь: самодельная акустика закрытого ящика - интересный эксперимент.