Найти в Дзене
Мяч над сеткой

Выводы после "Тулицы". Интервью с Алексеем Бабешиным. Часть вторая

Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Еще каких-то четыре года назад «Тулица» была новичком Суперлиги, но быстро стала в ней узнаваемой. Праздничной атмосферой на «Тула-Арене», веселым и познавательным контентом о команде, с которой мы благодаря клубной медаслужбе можем знакомиться в интерактивном режиме, сенсационным четвертым местом в регулярном чемпионате и пятым итоговым в сезоне 2021-2022, с тех пор это стало постоянным ориентиром для команды.

Прошлой весной внимание к «Тулице» добавилось – традиционно высокую задачу поручили решать новой фигуре в женском волейболе – Алексею Бабешиным. Со смешными и поучительными эпизодами из его игровой карьеры и началом тренерской Вы уже знакомы. Теперь – продолжение, уже про «Тулицу». Мы привыкли оценивать работу тренера по количеству побед и месту в таблице, но часто ли учитываем условия? Вторая часть интервью с Бабешиным знакомит с подробностями, которые ускользают от стороннего взгляда, но прямо влияют на жизнь команды. Кого ждал тренер в начале сезона для усиления состава? Как уладить отношения между конкурентами? Реально ли было в этом сезоне занять пятое место?

-2

Определяющий матч

-Пока тренировали «Тулицу», с женой Мариной обсуждали в первую очередь связующих?

--Нет. В основном общие вопросы создания команды, как она может выглядеть. Видение у нас различалось нечасто, но сейчас я понимаю: по некоторым аспектам мне стоило ее услышать раньше.

-Вы сказали что расставание с «Тулицей» стало для Вас неожиданным.

-На тот момент – да, полностью неожиданным! Воспринял бы это логичным решением по ходу нашей длинной серии поражений. Но в конце ноября-начале декабря мы выиграли три матча подряд и поднялись в таблице. Очень хотелось выиграть дома и у «Заречья», но перед матчем пришлось вносить изменения в состав – заболела Полина Ковалева, основная доигровщица, по ходу матча получила травму Настя Станкевичуте.

-Зато потом выиграли у трех соседей по таблице.

-Да, из них два – на выезде. К тому же именно матч с «Енисеем», когда мы «вернулись» в борьбу в третьей партии, отыграли cемиочковое отставание в одной расстановке и в итоге выиграли 3:1, стал, на мой взгляд, определяющим с точки зрения формирования команды. Я увидел, что игроки уже приняли мои требования и готовы идти за мной. Мы вернулись из Красноярска, провели первую тренировку, подготовились ко второй и…на нее приехали руководители клуба с известием.

-Никаких предчувствий не было?

-К приезду руководителей я уже все узнал. У меня если предчувствие и было,то не в тот день, и даже не в течении той серии матчей. Оно возникло раньше. Были несколько ситуаций, в том числе один разговор, когда на меня посмотрели с недоумением. Хотя считаю, что предлагал тогда нормальную идею. Та ситуация стала «звоночком» - и время показало, что в целом предчуствие оказалось верным.

-3

Игрокам нужно было привыкнуть находиться на площадке

-Глядя на осевших внизу таблице «Енисей» и «Спарту», напрашивается вопрос: в случае поражений от них «Тулицу» могло затянуть в ауйсайдерское болото, могло ли появиться ощущение беспомощности?

-Думаю, все же нет. Уверенности, которой добавили три победы подряд, не появилось бы, шансы попасть в восьмерку заметно бы понизились, но беспокоиться за место в Суперлиге не пришлось. Перед победной трехматчевой серией речь уже не шла о пятерке, задача стояла просто попасть в восьмерку.

-«Тулица» могла осенью выступить лучше?

-Могла. Если бы усилили состав в начале сезона. Предварительная договоренность о подписании двух игроков была, с ними и их представителями тоже договорились, новички готовы были приехать, хотели у нас играть. Они могли бы усилить команду и думаю, тогда реально было занять пятое место. Но на заключительном этапе, когда надо было уже подписывать контракт, не получилось.

- Как вам это объяснили?

-Без объяснений.

-Кто должен был прийти?

-Обойдемся без фамилий. Речь шла об усилении двух ключевых позиций. А в сложившейся ситуации оказался и плюс для наших российских игроков. Они получили ценный опыт. Пусть начало чемпионата получилось неудачным по результату, но девочкам надо было привыкнуть находиться на площадке, а не на замене.

-Во многих матчах Вы использовали почти всю обойму игроков. Это Ваш принцип, считаете, что держать в тонусе всех - лучше, чем ставка на 7-8 человек?

-Склоняюсь к использованию обоймы по максимуму. Хотя говорить на эту тему можно не один час, и в итоге к единой позиции не придти. Кто-то доверяет основной семерке, побеждает – и значит, окажется прав. Кто-то достигает результата по-другому. Бывает же, что у основного игрока на своей позиции не идет. Как здесь реагировать? Попробовать другого или поддерживать того, кто на площадке, ждать, но при этом смотреть, как проигрывается матч? Должно быть чутье для каждой конкретной ситуации.

-Сейчас готовы ответить - кто остреее воспринимает нахождение в запасе, мужчины или женщины?

-Нет разницы. И у тех, и у других находятся такие, кто кривит нос и морщит лоб. Моя цель – достигнуть со стороны оказавшихся в запасе такого отношения, чтоб это никому никак не мешало. Расстраиваться можно, а вот воспринимать надо нормально. В целом здесь все стандартно: говорю, кто матч начинает, остальным- чтоб готовились. Кроме того, игроки и сами, в том числе на основе физического состояния, понимают, кто на данном этапе будет играть больше, а кто меньше.

-4

Посмотрите на Терзича и Алекно: они работают со знакомыми помощниками!

-После пятого места в чемпионте России в 2022 году рувоводители «Тулицы» каждый сезон пятое место назыают задачей. Но в нынешнем составе высокие задачи в качестве ведущих игроков решали только двое. Отсутствие такого опыта у остальных критично?

-Да, опыт игры в командах с высокими задачами очень важен. Нехватка этого сказывалась в начале сезона, поэтому наши сложности и поражения были объяснимы. Мы продолжали знакомиться с командой, притирались, девочки привыкали справляться с психологическим давлением от ожидания высокого результата. Требовалось время - и в конце первого круга это стало переходить в качество

-Многие тренеры приходят в новые команды со своими помощниками, хотя бы одним. Насколько это важно и была ли у Вас эта возможность в «Тулице»?

-Давайте я отвечу в общем? Можно привести пример из мужского волейбола. Владимир Алекно пришел в петербургский «Зенит» не один, а со старшим тренером Томазо Тотоло и специалистом по физической подготовке Хаббазом Мехди, в профессионализме которых уверен. В женском волейболе – Зоран Терзич в Казани работает с давно знакомими Желько Булатовичем, тренером – статистиком Бояном Перовичем и по физической подготовке Дамировм Колецом. Но такое не всегда реально. В некоторых ситуациях даже ставить вопрос о своих помощниках смысла нет. Реалии диктуют свои условия. Иногда только главного тренера приглашают, одного.

-5

-Насколько это осложняет работу?

-Когда ты приходишь один, в уже сформированную команду, требуется время, чтобы тебя стали понимать все. Не только игроки, тренеркий и административный штаб штаб – тоже. Всем нужно время на притирку. Нужно два-три года на формирование команды, которая будет работать, как единый механизм. Когда же ты приходишь с помощниками, которые твою волейбольную идею понимают, знакомы с требованиями, это намного ускоряет процесс. Остается доносить свою идею только до игроков. И как у них появляется понимание, можно требовать результата по максимуму.

Кто взял кубинскую доигровщицу

-До Вас «Тулица» играла в два либеро, при Вас во многих матчах на площадку выходила только Наталья Някина. Почему такой выбор?

-Я склоняюсь больше к тому, чтоб играть с одним. Это конечно, не значит, что так обязательно должно быть в каждом матче. Если у одной не получается, если явно видишь, что на этой позиции сегодня не «попал», тогда можно перейти на два либеро. В остальных случаях лучше, если на площадке одна, тогда она , без постоянных пауз, игру чувствует лучше. Так и для либеро комфортнее, и для партнеров. Предыдущие два сезона команда постоянно играла в два либеро, всем давно было понятно, что Наташа (Някина) на приеме, что Настя (Станкевичуте) – в защите. Но может схема, при которой на площадке только одна из них, окажется лучше? Надо было пробовать. Сначала выбор сделал такой – играла Наташа. К тому же, Настя еще и травму получила, хотя предполагалось, что потом будет играть больше.

-6

-Вы обьясняете все это игрокам в личных беседах?

-Многое говорилось на общих собраниях, но индивидуальные беседы тоже бывали. Некоторые тренеры их не практикуют, некоторые наоборот используют очень часто, на этом контакт с командой и держат. А я провожу индивидуальные беседы по необходимости.

-«Тулица» интересна и персоналиями. Зрители удивляются, когда узнают возраст Полины Ковалевой – а она в свои 18 лет уже третий сезон выступает в Суперлиге, второй – ведущий игрок «Тулицы». Уникум?

-Отвечу просто – ей дано играть в волейбол на высоком уровне. У нее есть сильные волейбольные качества, она спообна выдерживать психологическое давление, справляться с нагрузкой, которая выпадает на ведуших игроков в командах с высокоими задачами. Если будет внимательно относительно к своей физической форме, то у нее может быть большое будущее.

-7

-В кулуарах были разговоры, что ее в начале сезона отодвинули от стартового состава в качестве наказания из-за плохой физической формы.

-В начале сезона Полина не выходила на площадку, потому что не могла играть, как она умеет.

-Но это было и с физической формой связано?

-В том числе.

-В «Тулице» Ковалева выступает на правах аренды, значит, после сезона может вернуться в Казань. Это обидно – готовить игрока для другого клуба?

-Это реалии, которые приходится принимать. А если Полина и уйдет из «Тулицы», необязательно сразу в Казань. Думаю, она многими командами может быть востребована.

-По ходу первого круга «Тулицу» пополнила кубинская доигрощиаца Эвилания Мартинес. Кто предложил ее взять?

-В разговорах со мной речь шла о других игроках.

Как выигрывать без высоких нападающих

--По традиции, комплектование в нашем волейболе начинается уже осенью. Некоторые тренеры (и мужские, и женские) призывают покончить с этой практикой – и регламентом запретить переговоры с игроками других клубов до завершения сезона. Что думаете?

-Я согласен с этим. С поправкой – необязательно до завершения сезона, хотя бы до завершения регулярного чемпионата надо избавить игроков от переговоров о будущем контракте. Это отвлекает, может помешать работе и сказаться на результате.

-Поможет ли?

-Конечно, даже в случае официального запрета кулуарные переговоры останутся, какие-то решения будут приниматься, но думаю, не в таком масштабе, как сейчас. Люди разные, с разным характером. Бывает сложно понять мысли и мотивацию игрока, который уже в первой половине сезона подписывает контракт с другим клубом. Можно ли на такого по максимуму рассчитывать, стоит ли?

-В «Тулице» тоже активно шла работа по комплектованию на следующий сезон?

-Да, насколько знаю.

-Вас в нее посвящали?

-Нет. О том, кому предлагают на следующий сезон остаться, это я знал. Остальную информацию узнавал уже по факту.

-8

--Уже несколько сезонов подряд особенность «Тулицы» - за исключением пары игроков, низкие по меркам нашей Суперлиги края атаки. Насколько это ограничивает командную игру?

-Из-за этого возрастает цена ошибки. Нельзя позволить себе ошибаться в простых ситуациях, нельзя допускать, чтобы простые мячи падали. Потому что потом компенсировать эту ошибку может и не получиться. При максимальной концентрации небольшой рост можно компенсировать общей игрой.

-Это больше сказывется на блоке или атаке?

-Наверное, чуть-чуть посложнее на блоке. Для эффективного блока надо, чтоб сошлось многое: и правильный выбор места, и время прыжка, и техническое исполнение. В атаке, на мой взгляд, попроще. Те же диагональные в «Тулице» обладают хорошим прыжком, поэтому можно что-то придумывать. А вот над блоком надо работать в три-четыре раза больше, чем всем остальным. Высокая блокирующая даже если не успевает пристроиться и выпрыгнуть, просто руки вытягивает –и все, может смягчить удар. Вспоминаю пример из матча за Суперкубок – когда Полина Матвеева забила переходящий мяч. Я специально посмотрел на повторе – Полина оторвалась от пола всего на пять сантиметров, ей прыгать даже не понадобилось! Вот наглядная разница между высоким игроком и невысоким.

-9

Трения между конкурентами

-Перейдем к родному для Вас амплуа. В «Тулице» играли обе связующие, часто Есения Мишагина с Вероникой Распутной менялись по ходу матча несколько раз. Должна ли быть в команде четкая иерархия – на первую или вторую – или же лучше принимать решение по ситуации?

-Я считаю, все-таки разделение нужно, первая связующая быть должна. Но результаты могут изменить выбор в другую сторону. Если со второй связующей у команды явно стало получаться, если команда с ней выигрывает – она может стать первой. У меня в игровой карьере такая ситуация случалась. Я начинал сезон вторым связующим, и в одном матче за другим удачно выходил на замену. Команда выигрывала, но следующий матч я снова начинал в запасе. И только после шести побед иерархия поменялась – первым уже был я. Бывало в нашем мужском волейболе и когда иностранные связующие не играли. Редко, но бывало. Ведь на иностранцев всегда рассчитывают, как на основных.

-10

-В «Тулице» Вы быстро определились?

-Внутренне я выбор сделал быстро, но процесс все-таки шел подольше. Ситуация со связующими отличается тем, что по игрокам этого амплуа я слушаю больше себя, а не окружающих.

-Видел ролик, на котором во время поздравления Распутной с днем рождения, Вы призываете связующих поддерживать друг друга, и уточняете, что дружить не просите. Тема взаимоотношений между конкурентами актуальна?

-Конечно, идеальными их отношения вряд ли будут. У них взаимные трения уже давно, еще со времен молодежной сборной. Перенеслось это и в «Тулицу». Хоть я объяснял им, что они должны нормально контактировать ради общего дела. Что за пределами зала они могут дружить, могут не дружить, но на площадке должны друг друга поддерживать, подсказывать. В первую очередь во время матча. Тоже вот пример из моей игровой карьеры, у меня тогда разрушился стереотип об отношениях между связующими .

-Так.

-В полуфинале против краснодарского «Динамо» Ллой Болл мне сказал: «Во время доигровки не вижу, как центральные себя ведут. Можешь за ними посмотреть»? Я посмотрел, потом – во время тайм-аута - подошел к нему, все объяснил: «Этот так, тот вот так, можешь попробовать то то и то то». Болл несколько раз все сделал по моей рекомендации, это прошло – и он без стеснения развернулся в мою сторону, показал большой палец. Что перевернуло мой взгляд на взаимодействия связующих, я убедился, что они не только могут конкурировать, но и помогать.

Потом другой похожий случай был, в «Газпром-Югре». Я после операции не мог уже нормально бегать, выходил только на заднюю линию помочь, подхрамывая. А первым связующим был Сергей Антипкин. По ходу матча раз подхожу к нему –объясняю, два – обьясняю, в третьей партии он меня спрашивает: «Леха, ты мне правда, хочешь помочь»? Он был удивлен. Я смеюсь и развеиваю его сомнения, говорю: «Даже если очень захочу, не смогу с такой ногой даже партии сыграть». Потом с ним сели, поговорили, уточнили нюансы. Сейчас отлично с Антипкиным общаемся. Не друзья,но созваниваемя и переписываемся. А тогда для него такая помощь от коллеги –конурента была первый раз.

-У женщин такое встречается реже?

-Отвечу так – там тоже это не особо принято. Возвращаясь к ситуации в «Тулице»: в конце первого круга я уже скорее четко определился,чем нет – Мишагину видел первой, Распутную – второй. Но ситуация могла и поменяться. Еся из-за травмы не играла в Красноярске, а Ника там сыграла хорошо, мы победили. Если б с дальше с ней продолжили побеждать, зачем ее менять?

-С учетом того, что Вы были связующим, к игрокам этого амплуа относитесь требовательнее?

-Да, к ним внимания и требований побольше. В «Тулице» так же было. И разъяснять им многое приходилось, и защищать от нападающих. Всякие ситуации случаются.

-11

Вывод после работы в «Тулице»

-В нашем волейболе есть люди, с которыми не захотите даже здороваться?

-Есть, конечно.

-Какие поступки могут к этому привести?

-Много разных поступков в волейболе происходит, необязательно по отношению ко мне, кстати. Видел ситуацию, как парню сорвали подписание контракта, ляпнув про него, что он алкоголик. Хотя с ним случился обычный проходящий эпизод, который бывает у многих. Но его негативно охарактеризовали, а принимающие решения, этой характеристике поверили.

-Зачем такое делается?

-Или с желанием навредить, или из-за тупизны, потому что устная характеристика порой влияет на решения клубов. Этого волейболиста тогда подписывать отказались, но сейчас у него все нормально – играет в Суперлиге до сих пор.

-12

-Какие выводы Вы сделали после тульской истории?

-У меня год получился насыщенным на события, приобрел большой опыт. Надо теперь его использовать – чтоб ошибок не повторять. Выводы? Надо тверже быть в некоторых аспектах.

-Каких?

-Когда речь идет об условиях работы, комплектовании команды, например. Это приннципиальный вывод, который я сделал после работы в «Тулице». Ты можешь рассчитывать на одно, а условия оказаться другими. Поэтому теперь буду знать: если какие-то условия для достижения результата принципиально важны, то стоит внимательней, тверже и настойчивей добиваться их выполнения.

Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если раньше не были подписаны, но уже увлеклись волейболом, то сейчас же и подписались!