Жители Австрии говорят, что самые знаменитые уроженцы их страны это - Моцарт, Фрейд и... Ники Лауда. И если первые два имени вам точно знакомы, то маловероятно, что вы когда либо слышали фамилию Лауда. Если только вы не увлекаетесь автогонками Формула - 1. Или расследованием авиакатастроф.
26 мая 1991 года Боинг-767 авиакомпании "Лауда эйр" совершал обычный перелет из Бангкока в Вену. Командиром судна был опытный 48-летний американский пилот Томас Дж. Уэлч с налетом более 11.000 часов. Вторым пилотом был австриец Йозеф Тюрнер с опытом более 6.000 часов. Настоящий дримтим.
Полет проходил штатно. Самолет набирал высоту с помощью автопилота. Спустя 15 минут после взлета на высоте 7600 метров пилоты услышали резкий хлопок, самолет начал резко заваливаться на левое крыло и терять высоту. Пилоты полностью потеряли контроль над лайнером. Самолет перевернулся вверх дном и камнем падал вниз. Перегрузка была такой силы, что хвост самолета оторвался. Спустя несколько минут самолет рухнул в джунгли в сотне километрах к северу от Бангкока. Выжить в такой катастрофе шансов не было: погибли все 213 пассажиров и 10 членов экипажа.
Владельцем самолета и авиакомпании был австриец Ники Лауда. Он был настоящей знаменитостью в середине 70-х годов. Именно тогда Лайда участвовал в гонках Формула-1 в качестве пилота и побеждал так часто и так красиво, что стал настоящей суперзвездой. Его славу тогда можно сравнить со славой Михаэля Шумахера в начале 2000-х.
Имя Лауда ассоциировалось с гонками, скоростью и адреналином. Его знали буквально все. Даже те, кто не увлекался автогонками. Настоящая суперзезда!
В 1976 году на гран-при Германия Ники Лауда попал в серьезную аварию. Его Феррари сошел с трассы, ударился об ограждение и загорелся. Лауда получил серьезные ожоги, и многие посчитали, что если даже он и выживет, то уже никогда не вернется в большой спорт. Выяснилось, что помимо ожогов у Ники Лауда пострадало легкое. На карьере гонщика можно было ставить крест. Но не такой он этот Ники. Пропустив всего две гонки, Ники Лауда вернулся в автоспорт и сел за руль своей Феррари. Теперь из простой суперзвезды он стал настоящей Легендой! С ожогами на лице и красной бейсболкой на голове, которая скрывала сильно пострадавший лоб - таким теперь был Ники Лауда.
На основе его биографии был снят голливудский блокбастер "Гонка" с Крисом Хемсвортом и Даниэль Брюлем в главных ролях.
После окончания карьеры автогонщика на пике славы Лауда основал небольшую авиакомпанию и назвал ее своим именем. Он лично отбирал пилотов, участвовал в составлении маршрутов, разрабатывал меню для пассажиров и вообще, старался сделать свою авиакомпанию "не как другие". Крушение Боинга его авиакомпании стало настоящим шоком. Необходимо было срочно понять причину падения!
Следователи начали разбор того, что осталось от самолета. Сбор обломков был осложнен труднодоступной местностью - самолет упал в джунглях. Хлопот доставляли еще и местные жители, которые пытались унести с места падения самолета все, что могли найти. А ведь любой даже незначительный обломок мог стать ключом к разгадке падения самолета.
Обломки самолета были разбросаны по большой площади, следователи сразу поняли, что он развалился по частям еще находясь в воздухе. Что могло вызвать разрушение? Может на борту сработало взрывное устройство?
Следователи опросили местных жителей. Те заявили, что непосредственно перед падением самолета они слышали резкий хлопок или взрыв. Неужели самолет стал жертвой террористов?
Проверив список пассажиров, следователи обнаружили, что на борту упавшего Боинга находился высокопоставленный советник программы ООН по контролю над наркотиками. Возможно ли, что наркокартели организовали покушение на него? Однако, тщательно проверив все обломки самолета следователи не нашли даже намека на взрывное устройство.
Ники Лауда лично посетил место крушения самолета и пытался лично разобраться, что же произошло. Он был готов лично нести ответственность за крушение лайнера, если виновники трагедии сотрудники "Лауда эйр".
Вскоре на месте трагедии были найдены бортовые самописцы. Однако, они сильно пострадали при крушении, не было гарантии, что информация на них сохранилась. Самописцы были отправлены в США для извлечения информации с них.
Это невероятно, но много дней следователи не могли найти важные части самолета, в частности двигатели. Они просто бесследно исчезли в гористых джунглях. Много дней ушло на то, чтобы найти один из двигателей на расстоянии нескольких десятков километров от основного места трагедии. Анализ его состояния показал, что двигатель при ударе о землю был в режиме реверса.
Реверс нужен лайнерам при посадке - специальные клапаны направляют тягу в обратную сторону и тем самым самолет тормозит эффективнее. Возможно, вы слышали, когда самолет касается земли, шум двигателя становится громче. Это включается реверс и вы слышите рев двигателя, который до этого "уходил" назад.
Следователи сделали вывод, что у Боинга "Лауда эйр" в полете по каким-то причинам включился реверс левого двигателя. Однако считалось, что в полете это не должно нарушить управление самолетом. Компании Боинг необходимо было доказать всему миру, что реверс, включенный в полете никак не влиял на управляемость самолета. Для этого компания даже провела испытательные полеты. Боинг заявил, что включение реверса в полете, конечно, затрудняет полет и делает его продолжение невозможным, но тем не менее управление самолетом сохраняется и его по-прежнему можно посадить.
Что же привело к падению Боинга "Лауда эйр"? Может быть бортовые самописцы смогут ответить на этот вопрос?
На борту было два "черных ящика": один фиксировал параметры полета, а второй записывал все, о чем говорили пилоты в кабине. К сожалению, параметрический самописец так сильно пострадал, что информацию с него считать было невозможно. А вот речевой самописец оказалось возможным расшифровать.
Следователи и сам Ники Лауда начали внимательно слушать то, что происходило в кабине за секунды до катастрофы. Лауда лично набирал всех пилотов и для него подобное прослушивание было страшным испытанием.
Незадолго до того, как пилоты потеряли контроль над лайнером система выдала сигнал о неисправности клапана реверса левого двигателя. На записи отчетливо было слышно, как пилоты обсуждают этот сигнал и сверяются с технической документацией Боинга. В ней было указано, что неисправность клапана реверса не является экстренной ситуацией и пилоты решают, что опасности нет. В инструкции Боинга черным по белому было написано: продолжать полет можно. Пилоты быстро обсудили ситуацию и переключились с сигнала на другие задачи. Спустя пять минут командир кричит, что реверс включен. И далее тишина. То есть, все произошло так быстро, что второй пилот даже не успел сказать ни слова.
Получается ни пилоты, ни технические службы "Лауда эйр" не виноваты в крушении. Все было сделано четко по инструкции. Получается компания Боинг скрывала или недосмотрела факт, что включение реверса двигателя в полете может вызвать катастрофу? Необходимо было это доказать.
Проанализировав все данные, следователи пришли к выводу, что в момент аварии правый двигатель работал на полную мощность, а левый перешел в режим реверса. Но руководство компания Боинг упорно продолжало утверждать, что компания провела все необходимые испытания, которые подтвердили безопасность включения реверса двигателя в полете. Ники Лауда лично решил разобраться с компанией Боинг. Компания долго не соглашалась сотрудничать с Ники Лаудой, но тот был очень настойчив и подключил связи и тогда Боинг сдался.
Совместно с руководством Боинг Ники Лауда повторил полет на официальном симуляторе. Это невероятно, но повторив десятки раз то, что произошло в воздухе 26 мая 1991 года с Боингом "Лауда эйр" в точности и происходило на симуляторе: самолет резко терял управление и начинал стремительно падать! Спасти самолет было невозможно. То, что считалось небольшой неисправностью оказалось смертельно опасной проблемой Боинга-767.
Спустя некоторое время компания Боинг была вынуждена признать, что конструкция клапанов реверса двигателя имеет существенные недостатки: провода, которые ведут к открывающему клапану находятся в обмотке с другими проводами и при возникновении небольших коротких замыканий клапан может самовольно открыться.
Компания Боинг признала вину и в срочном порядке внесла изменения в конструкцию самолета.
Сам Ники Лауда скончался в 2019 году в Цюрихе в возрасте 70 лет.
Теперь ты знаешь немного больше. Подписывайся на мой канал, там много статей и видео.❤️❤️❤️