Если вы никогда не ездили на харлее и подумываете приобрести себе это чудо техники, вам полезно было бы знать кое-что заранее. Я собрал воедино некоторые важные вещи, которые я усвоил за период владения четырьмя разными мотоциклами этой марки.
Привет, ребята, меня зовут Глеб и я мотоциклист. У меня было много разных мотоциклов, но последние четыре – от марки Harley-Davidson. За это время я узнал об этой марке многое, набрался опыта и хочу поделиться им с вами. Вот мотоциклы, которыми я владел и владею (последними двумя – до сих пор): Sportster Custom 2016, Road King Police FLHPI 2003, Dyna Super Glide Custom 2008, Sportster XL 883. Опытные харлейщики могут заметить, что у меня в собственности не было ни одного мотоцикла из семейства Softail – и да, признаю, это действительно так. Не свела меня пока с ними судьба, но всё, думаю, впереди. Ещё одно важное замечание – все харлеи, на которых я катаюсь – это всегда «железные» – на классических двигателях Evolution и Twin Cam. На современных мотоциклах этой марки я тоже ездил (пара фото ниже), но это уже совсем другая история. Не могу назвать их «харлеями» – слишком большая разница с классикой. Так что ограничимся железяками от этой легендарной марки, диапазона 2000-2010 годов выпуска. Ниже я расскажу, чего от них ждать, чего не ждать – и вообще, что они такое. Если интересно, пожалуйста, ставьте лайки и оставляйте комменты, канал этот совсем зелёный и требует динамики, давайте все вместе запустим его «с толкача». Обещаю, будет интересно!
1. Плохая подвеска
Sportster и Dyna – две модели, на которых первое, что делают владельцы – меняют амортизаторы. Ну, разумеется, после замены глушителей. Если на больших и комфортных турингах типа Electra Glide и Road King задняя подвеска – комфортная, с пневмоподкачкой, то на лёгких моделях с двумя пружинами по бокам – задней подвески, считай, нет. Когда у меня был сервис, я имел возможность покататься на многих клиентских мотоциклах, и с удивлением для себя обнаружил, что подвеска даже на недорогих китайцах – как-будто комфортнее и мягче, чем на моей Dyna Super Glide. Как такое возможно, учитывая всю люксовость бренда – загадка. Но это так. И да, настройка сжатия, которая там, о чудо – есть – вам не поможет. В самом слабом режиме (на разжатых пружинах) кочки на дороге и лежачие полицейские будут стучать вам в копчик, а на сильном (на сжатых пружинах) вы приобретёте жёсткость «сухаря». То есть, вообще никакой подвески у вас не будет. Готовьтесь к 500 долларам сверху стоимости мотоцикла, чтобы избавиться от этой напасти.
2. Всё на дюйме (почти)
По-моему, это очевидная подробность, но всё равно её стоит упомянуть. Ваш мотоцикл будет почти на 100% собран дюймовым крепежом, который требует отдельного (редкого и довольно дорогого) набора инструментов. Размеры ключей, шестигранников и головок там не в привычных нам миллиметрах, а в долях дюйма (¼, ¾, и так далее). Но даже если вы купите этот набор и начнёте сами им что-то подкручивать, будьте осторожны: на харлее всё равно есть некоторые миллиметровые элементы крепежа. Так, например, тормозные суппорты крепятся 16-гранным 10-миллиметровым болтом, как и на большинстве других байков. Всё потому что вилка японская, от фирмы Showa. В нашей стране часто упускают этот тонкий момент, и на многих харлеях вы найдёте повреждённые, «слизанные» грани болтов – из-за применения миллиметровых ключей там, где нужны дюймовые, и наоборот. Вот почему механик, разбирающийся в харлеях – человек дорогой как сердцу, так и кошельку. Он точно знает, где, что и чем крутить.
3. Детали есть, но дорого. Но есть.
Заявляю ответственно: проблем с деталями на старые и не очень Harley-Davidson в России нет. Всё везут, всё заказывают. Многое научились делать в Китае. Единственное, что раздражает – это цены. Любой винтик стоит около 1000 рублей, потому что он, как уже говорилось выше – дюймовый и с особым шагом резьбы. Несмотря на всё это, поскольку харлеев в России – кажется, больше, чем в любой другой стране, кроме США, вы всегда найдёте «на разборках» или у мотоэнтузиастов-любителей марки в продаже всё что угодно – от прижимной пружины сцепления до двигателя в сборе. Но дорого. Но найдёте!
4. Стоимость обслуживания
Ежесезонное ТО харлея в среднем сервисе в Москве уже в 2020 году стоило 30 000 рублей. Сейчас, наверняка, больше. В это входит замена довольно редких масел с маркировкой вязкости 20w-50, проверка всех узлов, протяжка всех гаек, замена воздушного и масляного фильтров, проверка натяжения ремня, проверка состояния тормозной жидкости, проверка электрики. Учтите, что когда механик слышит слово «харлей», в его глазах загораются доллары. Литр брендового масла для харлея по цене давно перевалил за 3000 руб.
5. Он совсем не быстрый
А теперь о грустном. Мотоциклы Harley-Davidson на двигателях Evolution и Twin Cam 88, 96 с объёмами камер сгорания от 883 до 1690 кубиков – медленнее большинства самых обычны мотоциклов. Что уж говорить об автомобилях! Настолько медленнее, что вас, при желании, обгонит «Лада Приора». Представьте себе, как вы с рёвом несётесь под 120 км/ч на шестой передаче на тяжеленном (300 кг) легендарном американском до мозга костей харлее, а вас, гладя собачку, сидящую на коленке, обгоняет домохозяйка на Toyota Camry. Харлей – это настолько не про скорость, что вас иногда даже будут обгонять 50-кубовые скутеры (например, на просёлочной дороге, где, как было сказано выше, подвески будет не хватать). При этом любой, увидевший и услышавший вас на дороге, будет считать своим священным долгом вас обогнать максимально по-издевательски и впритирку. Потому что завидует.
6. Аккумулятор будет расходником
Любой харлей отличается от большинства мотоциклов тем, что у него большой, тяжёлый двигатель с длинным ходом поршней. Чтобы прокрутить на этой махине коленвал, требуется огромное (по сравнению с другими мотоциклами) усилие, поэтому пусковой ток, идущий на стартер, требуется особенно мощный. Если, для сравнения, у Honda CB 400 аккумулятор с пусковым током 170 Ампер и ёмкостью в 8 Ампер-часов – это нормально, то харлею требуется пусковой ток от 200 (лучше 300) Ампер и от 20 Ампер-часов ёмкости, чтобы за два-три холодных пуска с короткими остановками мотоцикл не выжирал весь заряд. А такое, поверьте, бывает. С толкача эту штуку завести можно, но тяжело. Я пробовал много раз.
7. Ещё о крепеже
Когда впервые я вышел из офиса и увидел, что на родненьком мотоцикле отсутствует болт крепления седла, я подумал, что меня обокрали. Только спустя время ко мне пришло понимание, что – да, меня обокрали, и сделала это компания Harley-Davidson. Плохо закрученные болты имеют обыкновение самовыкручиваться от вибраций, которых на холостых оборотах более чем достаточно. Дрожать будет всё – зеркала заднего вида, подножки, фары, и ото всюду будут вываливаться болтики, если их периодически контрольно не протягивать и не сажать на фиксатор резьбы.
Второй важный момент – это торксы. Торксы это болты со шляпкой в виде звёздочки. Обратите, пожалуйста, особое внимание на торксы, которыми прикручены пульты на руле – там используются, по-моему, 24-й и 27-й вперемешку. Очень часто эти шляпки приходят в негодность от неправильного калибра биты. И если на пультах это не так страшно, то на крышке первичной передачи (гусятницы) хоть один торкс обязательно «слизан» и выкрутить его получится только варварским методом. Проверяйте сами!
8. Откуда будет капать масло
Я не совсем понимаю, почему некоторые говорят, что Twin Cam 88 – более надёжный, чем Twin Cam 96, а ещё надёжнее – Evolution. По-моему, это какая-то народная байка, потому что все три мотора прекрасно себя показывают на огромных пробегах. В них практически ничего не изнашивается, кроме, пожалуй, гидрокомпенсаторов и посадочных «постелей» для рокеров (это так называется система привода клапанов). Да и то – вышеупомянутые вырабатывают ресурс настолько долго, что вы можете на это забить. Движки эти, пожалуй, печально известны только тем, что имеют обыкновение «ссаться» маслом практически из всех прокладок и сальников – тут уж кому как повезёт. У меня, например, масло сейчас сочится из крышек клапанных головок. Ну и что! Значит, оно там есть! На скорость не влияет. Иногда будут проблемы со подгорающим статором генератора, с проскальзывающим на горячую стартером (самое популярное) и с детонацией на бедной смеси – но это всё полная ерунда, с этим можно ездить.
9. Как сэкономить на глушителе
Первое, что делают новоявленные харлейщики – покупают себе прямоточный глушитель (если он уже не установлен). Потому что хочется слышать пение этого чудесного легендарного мотора на полную катушку. И их можно понять! Но не спешите покупать Rinehart или Vance & Hines – можно попросить у умельцев «выпотрошить» родные глушители, которые в народе называют огурцами, и звук будет офигенный. Это проверено – дёшево и сердито. Может, они выглядят не так круто, но это уже совсем другая история.
10. Эти мотоциклы – живые
Многие считают, что я хвалю харлеи только потому что всю жизнь на них и езжу, и это отчасти правда. Но здесь перепутаны причина и следствие. У меня была возможность попробовать в эксплуатации совершенно разные байки – и спортивные, и туристические, и даже Урал с коляской! Я обожаю все мотоциклы, они все совершенно уникальные, с душой и с собственным характером каждый. У всех свой темперамент, нужно уметь их слушать. Даже экономичные китайцы, даже мопеды «Альфа» – всё это имеет душу.
А теперь о Harley-Davidson. У харлеев как-будто этой души – больше. Как-будто у Honda её с коробочек, где-то спрятанный под сиденьем, а у харлеев – накидано совковой лопатой. Я говорю это со всей серьёзностью, ребята, попробуйте послушать харлей, положить на мотор руку в перчатке, когда он греется, прислушаться к песне мотора на 6-й передаче при 120 км/ч. Эти мотоциклы – живые. Есть много толкований этому – кто-то говорит, что это связано с неравномерными паузами между вспышками в циллиндрах (позже напишу об этом), но я считаю по-другому. Мне кажется, что у этой техники есть необъяснимая харизма. Они не такие как все, они откровенно плохи практически во всём – но им это совершенно не мешает быть крутыми. Отчасти даже помогает. И многим из нас есть чему у них поучиться.
Если вы дочитали этот текст до конца и он вам понравился, будьте любезны, задонатьте любую сумму на развитие этого канала. А я в свою очередь буду очень стараться, чтобы вам здесь было интересно!
Права на опубликованный выше текст принадлежат автору. Копирование и публикация без согласования с источником регулируется законом об авторском праве.