«Вот сколько можно обвинять во всем родителей? Эти психологи только семьи разрушают, настраивают детей против родителей. Эти шарлатаны любят обвинять во всем родителей, а дети им верят, не понимают, что их просто на деньги разводят. Вот чтобы и к вам так дети относились!»
Такие и подобные этим комментарии часто можно встретить к публикациям про непростые взаимоотношения взрослых детей и их родителей.
Соглашусь, что плохие специалисты и шарлатаны среди психологов тоже встречаются, как и в любой профессии. И очень удобно обвинить кого-то в своих ошибках, проблемах, чтобы ни в коем случае их не решать. Да, признаться себе в том, что ты не идеален, очень трудно. Гораздо проще переложить ответственность на других. Тогда уже они «редиски» и нехорошие люди, а ты весь в белом.
И все же не случайно психологи в своей работе обращаются к детству клиента, к его семье. Невозможно решить что-либо не соприкоснувшись с истоками.
Некоторые родители считают, что все у детей было хорошо: сыты, одеты, обуты, семья не хуже других, никто же не пил. Что еще надо? Тем не менее семья может быть дисфункциональной, даже если родители уважаемые люди.
В чем проявляется дисфункциональность?
1. Фасад благополучия, поддержание иллюзии, что все хорошо. Внутри семьи могут быть постоянные скандалы, ссоры, придирки, эмоциональное и физическое насилие.
2. Отрицание проблем и поддержание мнимого благополучия. Например, кто-то любит горячительные напитки, но по легенде – папа просто устал или заболел, у мамы много работы, ей не до сантиментов…
3. Правила и роли каждого члена семьи заморожены. Кто-то «паршивая овца», кто-то «агнец», кто-то самый умный и успешный, а кто-то с «куриными мозгами», тряпка и т.д. Жесткая система предъявляемых требований, долженствований. Нельзя стать здоровым, если болен, из неудачника превратиться в успешного человека, если ты ребенок, то им и останешься и т.д. Воспитание авторитарное, по принципу – я начальник, ты дурак. Воля ребенка- бунт на корабле. Бунт должен быть подавлен как можно скорее.
4. Изоляция. Все излишне фиксированы на взаимоотношениях друг с другом. В гости не ходят, часто и к себе не зовут. Семья - закрытая система. «Чужие здесь не ходят».
5. Постоянные конфликты и ссоры. Это позволяет сбросить напряжение, но проблемы не решаются.
6. Границы личности нарушаются или может быть полная изоляция и недоступность. Например, родители могу подслушивать, устраивать обыск, читать переписку, заходить в ванну, когда ребенок моется… игнорировать потребности ребенка.
7. Манипулирование в отношениях.
8. Недифференцированность "я" каждого в семье. Если папа злой, то все злятся, если мама в эйфории, то танцуют все.
9. В семье есть секреты, которые скрываются, чтобы поддержать видимость благополучия. Например, игромания одного из членов семьи, внебрачные связи и дети, болезни, разводы, преступления и т.д.
10. Склонность к полярности чувств и суждений. Например, «все бабы дуры, мужики козлы», «мужикам только одного и надо»…
- Угрозы бросить. Родители регулярно угрожали выгнать из дома, сдать в детдом или реально бросали. Один из родителей угрожал бросить другого или действительно делал это.
- Запрет на самовыражение, на свое мнение или наказание за это.
- Перекладывание взрослых обязанностей и ответственности на ребенка: воспитание своих братьев и сестер, выполнение сложные домашних дел, примирение родителей…
По сути в дисфункциональной семье ребёнок не чувствует себя в безопасности физически и/или эмоционально.
Может ли выросший ребенок иметь близкие, теплые, доверительные отношения со своими родителями? Можно ли испортить то, чего не было.
Конечно, долгое время человек считает, что в этом есть и его вина, что он не такой как надо, бракованный. Но по мере взросления и осознавания роли своих родителей в его детстве появляется понимание, что все не так, как ему казалось. Работа с психологом тоже этому способствует. По мимо чувства вины (которой на самом деле нет) появляется злость, гнев, обида, возмущение и много чего еще.
Человек начинает становится более свободным и независим в поступках и суждениях, влияние родителей ослабевает. Многие не могут смириться с тем, что рычаги влияния и пульт управления больше не работают. Кто-же добровольно с таким согласится. Тогда говорят своему выросшему ребенку, что он не благодарный, что испортился, на него кто-то плохо влияет и настраивает против родителей. Ведь все же было хорошо! Да ведь дело в том, что хорошо не было. А была красивая фасадная картинка в голове у родителей, поэтому и говорят, что нет и не было никаких проблем, это все выдумки.
Психолог не обвиняет родителей, он признает ваше право чувствовать и проявлять любые эмоции. Психолог не будет обесценивать ваши переживания и примет вас таким какой вы есть.
Чтобы исцелить свое раненое детство, нужно сначала признать, что вы выросли в дисфункциональной семье, назвать вещи своими именами. Насилие – насилием и т.д. и не искать оправдания поступкам. А дальше предстоит работа со специалистом, чтобы разобраться с детскими травмами и попрощаться ними.
Психолог Леда Тенищева
=======================
Записаться на бесплатную консультацию можно здесь https://vk.com/app5898182_-200869262#s=1121266