В XV веке менялось мироощущение жителей русских земель. Раздвинулись границы известного им мира.Знакомство с западноевропейскими странами, их культурой и традициями, бытом, модой позволило сравнивать обычаи, порядок жизни.
Превращение Москвы в центр освободительной борьбы привело к изменению образа великих князей. В сознании людей они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.
Падение Византии, Флорентийская уния попытки католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. Возникает понимание, что Русь становится последним оплотом православия в мире.
В ходе формирования единого Российского государства сглаживались местные культурные различия, закладывались основы будущей единой русской культуры, впитывающей лучшие достижения жителей русских земель и других народов.
Расширился круг вопросов, интересующих деятелей русской культуры и искусства. Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства. Всё больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.
Создание единого государства, освобождение от ордынского владычества дали возможность расширить культурные контакты. Успешными были связи с Италией. Выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера оставили глубокий след в истории русской культуры.
В основе «Сказания о князьях Владимирских» утверждалось, что московские государи вели своё происхождение от римского императора Августа. Византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир венчался на царство.Преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Московские князья - наследники киевских на самодержавную власть.
Теория «Москва - Третий Рим» была сформулирована псковским монахом Филофеем, утверждающим, что мировой центр христианства перемещался из Рима «ветхого» во «Второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католиками, что привело к её гибели. Москва осталась верна православию и является центром истинного христианства, Третьим Римом, «а четвёртому Риму не бывать».
В XV в. возродилось летописание. В Москве была составлена Троицкая летопись. Главной мыслью летописи 1418 г., было обоснование необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением в целях объединения Руси. В 1479 г. в Москове была создана ещё одна летопись.
В летописях прослеживается мысль о необходимости государственного единства и сильной центральной власти, идея о том, что Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира. Все московские летописи начинались с «Повести временных лет».
Победа на поле Куликовом в 1380 г. придала уверенность в своих силах и отразилась в художественных произведениях. Сложился Куликовский цикл, в котором люди черпали примеры мужества, служения Отчизне, верности православию.
Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина» начинает свой рассказ с описания природы, как бы предчувствующей кровавую битву, повествует о душевных переживаниях своих героев.
Автор гордится ратным подвигом воинов, скорбит по погибшим героям. Подчёркивает особую роль Москвы, князя Дмитрия Донского представляет как организатора всех русских сил.
Неизвестный автор «Сказания о Мамаевом побоище» проклинает Мамая «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна».
Воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов, духом воинского братства: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити».
Третьим выдающимся произведением Куликовского цикла стала летописная повесть о битве. Рассказывая о «побоище на Дону», её автор призывает к единству русских людей.
Патриотические мотивы звучат и в литературном жанре - хождениях, т. е. путевых заметках. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 г. отправился на Северный Кавказ. Судьба привела его к путешествию по Востоку - Ирану и Индии. Прожив в Индии три года, он изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, изучал его быт, культуру, религию. Итогом стала книга «Хождение за три моря».
Находясь далеко от родины, герой молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли...»
Тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»
Неизвестный автор сборника «Хронограф» 1512 г. - занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории большое внимание уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. «Хронограф» рассматривает русскую историю как часть всемирной.
Монахом Епифанием Премудрым было создано «Житие Сергия Радонежского». Он же составил «Житие Стефана Пермского». Учёный-монах Пахомий Серб, после приезда на Русь из монастыря в Греции, трудился в Новгороде, а затем в Москве, создав более 10 житий разных русских святых.
Положение Москвы как столицы Руси потребовало изменения её облика. Иван III пригласил архитекторов из Италии, собрал лучших мастеров со всей Руси. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возродил на Руси для строительства изготовление кирпичей.
Из кирпичей были возведены стены и башни нового Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, другие строения. В самом центре Кремля возвышался Успенский собор.
Из белого камня по-прежнему выкладывали фундаменты, вырезали детали для украшения зданий. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату для торжественных государственных приёмов и праздников. Снаружи палата была выложена белыми гранёными камнями.
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.
В 1433 г. немецкие и новгородские мастера для торжественных приёмов и заседаний соорудили и в Новгороде Грановитую палату. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты. После присоединения к Москве Иван III приказал обнести центр города кирпичной стеной.
В конце XIV - начале XV в. в Москве складывается школа живописи. Художник Андрей Рублёв был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле, работал над фресками Успенского собора во Владимире, Троице-Сергиева монастыря.Икона «Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Великий мастер изобразил Святую Троицу в виде трёх фигур ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Андрей Рублёв отразил в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви в тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов.
Рублёв и его последователи отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Представитель московской школы живописи, потомок царевича Петра Ордынского Дионисий, ставший монахом, написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.
Создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, духовному и культурному взлёту России.