Самая частая проблема, побуждающая людей интересоваться психологией и приходить в терапию - это то, что те паттерны (модели поведения) и другие автоматизмы (убеждения, картина мира, привычные эмоциональные состояния и т.д.), которые у людей сформировались в детстве, мешают им строить взрослую жизнь.
И обычно эти паттерны мешают человеку не глобально во всей жизни, а в каких-то отдельных сферах, в каких-то отдельных ситуациях и целях, которых он хочет, но никак не может достичь. И обычно именно это человек и считает своей проблемой, побуждающей его искать помощи в психологии и психотерапии.
Но чаще всего люди так свою проблему не формулируют, они не говорят и не думают изначально, что им мешают паттерны, сформированные в детстве. Сначала они лишь осознают саму проблемную ситуацию. Например, не могу развиваться в карьере, не могу построить отношения, в семье есть нерешаемый конфликт, не получается достичь цели, всё время выбираю не тех мужчин и т.д.
А то, что за этой проблемой стоят какие-то привычные для них паттерны из детства - обычно людям ещё предстоит осознать.
Первый этап длительной терапии часто начинается именно с этого - что человек начинает осознавать, какие у него есть паттерны и автоматизмы, и каким образом эти паттерны у него сформировались в детском возрасте.
Например, человек мог привыкнуть с детства молчать о том, что испытывает дискомфорт. И впоследствии во взрослой жизни он может иметь сложности с построением длительных отношений - потому что в любых близких отношениях рано или поздно что-то не понравится, что-то причинит боль, о чём нужно будет сообщить другому человеку.
И такой человек может изначально и не связывать свои трудности со сближением в отношениях со своей привычкой избегать обсуждения конфликтных моментов. Но в процессе работы над собой он может начать осознавать - что он привык не говорить о том, что его не устраивает, что именно это и создаёт тупик для развития его отношений.
И что теперь ему не обязательно продолжать делать так, как он привык с детства, что теперь он может постепенно научиться проговаривать словами свои чувства и свои потребности. Что теперь это безопасно. И что теперь, будучи взрослым, он может для себя найти поддержку и помощь в обретении этих навыков.
Или человек может осознать, что за страхом публичных выступлений, который мешает ему строить карьеру - скрывается то, что он с самого детства привык избегать любых выступлений перед другими людьми из-за детского травматического опыта, полученного в школьные годы.
И сейчас, даже осознавая, что ему нужно это делать для карьеры - он автоматически продолжает избегать любых публичных выступлений, по привычке считая их для себя огромной угрозой.
И в этой статье я разберу на примере фильма "Рики Стэники" (который вышел в 2024 году) - как у нас обычно формируются модели поведения в детстве, как мы их потом переносим во взрослую жизнь, и каким образом может происходить трансформация этих паттернов.
Комедия начинается с того, что трое друзей, являющихся детьми (главные герои фильма), в Хэллоуин случайно поджигают дом соседей в результате детской шалости.
И стремясь оградить себя от ответственности и наказания, они "подставляют" некоего Рики Стэники, человека, которого в реальности не существует. Друзья придумывают этого человека в качестве "козла отпущения", который будет отдуваться за их неудачный хэллоуинский розыгрыш.
Но так как этого человека в реальности не существует, то и обман не вскрывается, и никто так и не узнаёт, что главные герои были причастны к поджогу.
То есть, в этой ситуации, благодаря обману и перекладыванию ответственности на несуществующего Рики Стэники - друзья смогли избежать наказания за свой проступок. Этот ход для них хорошо сработал.
И затем мы видим несколько последующих ситуаций, в которых этот манёвр так же успешно сработал у главных героев фильма.
Они разыгрывают полицейского, сваливая всё на Рики Стэники, разгоняют пчёл, также перекладывая вину на него, угоняют чужой транспорт под видом Рики Стэники, случайно устраивают незапланированный фейерверк в результате детской шалости, утверждая, что это был Рики Стэники, и что именно он также курил в комнате одного из героя и т.д.
У главных героев было множество ситуаций, когда они успешно смогли снять с себя ответственность за свои шалости и переложить её на несуществующего человека - Рики Стэники. И это у них много раз сработало.
И это отличный пример, как у нас обычно формируются паттерны в детстве. Одного раза, одной ситуации, где какая-то модель поведения удачно сработала - недостаточно для того, чтобы мы выбрали этот паттерн себе на всю свою жизнь.
Прежде чем у нас сформируется какой-то поведенческий автоматизм - у нас будет множество разных попыток действовать по-разному в разных ситуациях, мы будем пробовать разные способы реагировать на разные ситуации.
И какие-то вещи у нас не сработают, приведут не к тем результатам, к которым мы стремились, какие-то модели поведения будут приводить к противоречивым результатам, а какие-то модели хорошо сработают у нас множество раз. И именно они и станут нашими привычными паттернами, которые мы перенесём в свою взрослую жизнь.
Если бы афера с Рики Стеники у главных героев в детстве в какой-то момент не сработала, они бы попались, их обман бы выяснился, и они столкнулись бы с каким-то очень негативным последствием, их бы наказали за обман, например - то этот паттерн у героев, скорее всего, не закрепился бы.
Но так как паттерн "перекладывать вину на Рики Стэники" у главных героев каждый раз удачно срабатывал - он стал для них автоматическим. И впоследствии в любой непонятной ситуации, где герои рисковали понести ответственность за свои действия и столкнуться с негативными последствиями - они перекладывали ответственность на несуществующего Рики Стэники.
И таким образом у них сформировался паттерн, который они продолжили автоматически использовать в своей взрослой жизни.
И таким образом, главные герои, будучи уже взрослыми мужчинами - продолжали перекладывать ответственность за свои действия на несуществующего Рики Стэники.
И этот момент выглядит комичным и для кого-то может быть несколько неправдоподобным. Но именно так и функционирует наша психика.
Те модели, которые хорошо срабатывали в нашем детстве, в той среде, в которой мы тогда находились, в той семье и в тех отношениях - мы перенимаем в качестве своих автоматических моделей поведения (включающихся у нас автоматическим образом, то есть сами собой без нашего сознательного выбора). И эти модели мы бессознательно продолжаем постоянно использовать в своей взрослой жизни.
И обычно во взрослом возрасте мы уже и не помним, как эти модели у нас сформировались, почему мы выбрали именно их, как ситуация, в которой мы находились в детстве способствовала этому, по каким причинам мы выбрали именно эти модели и т.д. Но бессознательно мы продолжаем проигрывать эти привычные для нас с детства паттерны.
Но ситуация, в которую мы попадаем уже во взрослом возрасте - отличается от той ситуации, в которой мы росли. Меняются обстоятельства, люди вокруг, меняется наша позиция, у нас появляется больше свободы и больше возможностей, у нас появляются новые задачи и т.д.
И те паттерны, которые помогали нам в детстве, способствовали тогда нашей безопасности и помогали удовлетворять наши потребности - во взрослой жизни уже могут нам мешать, уже могут быть для нас ненужными, неактуальными. Но из-за того, что эти паттерны стали уже автоматическими и бессознательными - мы можем их применять, даже не осознавая и не понимая этого.
И так было у главных героев. Их обман про Рики Стэники - уже не столько помогал этим взрослым мужчинам избежать наказания, как в детстве, а сколько угрожал испортить значимые для них отношения или даже мог способствовать их потере, то есть разрыву.
В их нынешней ситуации обман мог привести к потере доверия в их любовных отношениях. А также таким способом они избегали близости в этих отношениях - они не показывали своим партнёршам себя настоящих, скрывая некую часть себя от них (пряча её за вымышленным другом Рики Стэники), и избегали открытого, искреннего диалога о своих потребностях и чувствах (что не могло негативно не сказываться на их отношениях).
И даже в тот момент, когда один из друзей предложил сказать правду, что Рики Стэники не существует - остальные друзья не были готовы так быстро отказаться от своего привычного паттерна.
Даже осознавая, что этот паттерн уже не так хорошо работает, как было их в детстве, что когда они являются взрослыми мужчинами, уже не так весело врать про Рики Стэники, что продолжение обмана несёт за собой очередную новую ложь, и что продолжение обмана требует огромных усилий в их случае - они всё равно не были готовы к изменениям.
К тому же в случае, если они признаются, что никакого Рики не существует - вскроется их многолетний обман, и им придётся понести ответственность за то, что они долгие годы обманывали своих близких.
И это тоже отличный пример того, как непросто во взрослом возрасте отказаться от своих привычных с детства паттернов.
Даже, когда мы эти паттерны у себя осознаем, даже когда мы сталкиваемся с явным негативным эффектом от этих паттернов - мы всё равно можем цепляться за любую возможность, чтобы продолжать использовать привычные для нас паттерны.
Иначе нам придётся столкнуться с теми или иными затруднениями, от того, что мы до этого многие годы использовали этот паттерн. В любом случае будет, как минимум, некий переходный период, когда нам придётся столкнуться с последствиями того, что мы долго применяли эти паттерны, но наша жизнь ещё не успела подстроиться под то, что мы теперь больше этот паттерн не используем.
И это может быть крайне непростой период. Мы можем потерять какие-то связи, какие-то значимые для себя отношения, которые держались только на том, что мы использовали привычные с детства паттерны. Мы можем потерять работу, лишиться на некоторое время смысла жизни, потерять привычные ориентиры.
И пока у нас не появится взамен что-то новое - мы можем находиться в неприятных для себя состояниях и сложных обстоятельствах.
И предвкушая, какую цену придётся заплатить за изменение привычных с детства паттернов - мы можем сопротивляться этому и до последнего цепляться за уже неактуальные для нас, но всё же привычные паттерны.
И так было у героев фильма. Вместо перспективы попробовать поступить иначе, чем они привыкли, и сказать правду своим близким - они пока выбирают продолжать свою привычную стратегию обмана про Рики Стэники. И даже готовы ради этого убить Рики... или нанять на его роль актёра.
Конечно, если бы в этот момент они сказали правду, комедии бы не получилось. Но это и прекрасный пример того, как непросто нам бывает решиться поступать непривычным для нас способом и отказываться от привычных для нас паттернов. И какую цену нам проходится платить за изменения.
Но в какой-то момент у одного из друзей, одного из главных героев появляется осознание, что в результате своего обмана он может потерять свою любимую женщину. Он начинает осознавать свою вину, осознавать, что всё это происходит из-за его дурацкой привычки - врать и перекладывать ответственность на Рики Стэники.
И в этот момент его друг говорит ему очень терапевтичную вещь и очень для него вовремя.
Иногда терапевты тоже говорят своим клиентам похожие слова. И если эти слова сказать несвоевременно, когда клиент или другой человек к этому ещё не готов - эти слова не произведут должного эффекта. Но сказанные в нужный момент - они могут стать мощным инсайтом, который сподвигнет человека на то, чтобы рискнуть и попробовать новое для себя поведение.
Друг говорит герою: "я понимаю, в каких условиях ты жил в детстве, и почему ты начал обманывать, это помогало тебе защитить себя. Но ты больше не тот маленький мальчик. И твой обман превращает тебя в плохого человека, а ты не такой, я это знаю. Если ты скажешь своей любимой правду, она не побьёт тебя".
Его друг проявил по отношению к герою удивительной силы эмпатию. И это эмпатичное и хорошо отражающее чувства его внутреннего ребёнка высказывание - глубоко проникло в героя, повлияло на него.
И часто, когда за нашими паттернами скрывается какой-то травматичный опыт нашего детства, например, когда какое-то поведение в детстве помогало нам избегать насилия - то для нас может быть очень важно получить от другого человека эмпатию и сочувствие к нашим тем переживаниям, чтобы кто-то понял чувства нашего внутреннего ребёнка. И только тогда мы можем решиться пробовать менять свои модели поведения - если кто-то разделил с нами нашу боль и понял дилемму нашего детства.
Если бы друг осудил героя в этот момент, обвинил бы во лжи, то это не оказало бы на героя нужного эффекта. Скорее всего, он бы спроецировал на друга образ своего наказывающего отца из детства и в очередной убедился в том, что говорить людям правду небезопасно.
Но герой в этот момент получил новый для себя позитивный отношенческий опыт. Его не осудили, а поняли и приняли.
И тогда он уже смог решиться на то, чтобы рассказать своей любимой женщине правду, столкнуться со своей ответственностью за свой обман и риском потерять любимую навсегда.
И что-то похожее часто происходит и в терапии. Когда получив позитивный отношенческий опыт от терапевта, получив от него понимание и эмпатию - клиент как будто становится крепче и устойчивее. И это позволяет ему рисковать и пробовать новое для себя поведение уже за пределами терапии, где риск столкнуться с негативными реакциями других людей и осуждением намного выше по сравнению с терапией.
У фильма позитивная концовка, главный герой смог научиться говорить правду, брать на себя ответственность за свои действия и смог восстановить доверие своей любимой женщины, сохранив отношения с ней.
Но в реальной жизни у наших поведенческих экспериментов может быть разный исход. Наши попытки действовать по-новому могут как привести к позитивным жизненным изменениям, так и могут быть неудачными.
Но другого способа что-то изменить в своей жизни нет - кроме того, как рисковать и пробовать поступать по-другому, по-новому в своей жизни, в разных её ситуациях. Только через такие рискованные поведенческие эксперименты мы можем что-то изменить.
И единственное, что мы здесь можем - это подстелить соломки. Тем, что, например, сначала будем пробовать новое поведение в более безопасном пространстве (например, в терапии) или заранее будем готовы к тому, что может быть и негативный исход тоже.
Но кроме того, как пробовать вести себя по-другому - способов изменить свои привычные паттерны, к сожалению, нет.
И в фильме мы видим именно это - главный герой рискнул и сказал всем правду, несмотря на то, какую цену за это потребовалось бы заплатить. И он её заплатил. И к счастью, получил для себя новый позитивный опыт - где близкие люди приняли его таким, какой он есть, и смогли простить его.
И в итоге из несуществующего друга - Рики Стэники превратился в лучшего друга главных героев, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.
И возможно, позитивный опыт главного героя вдохновит и вас на то, чтобы в хорошем смысле этого слова рискнуть и попробовать новое, непривычное для вас поведение, в котором вы уже давно нуждаетесь, но пока боялись на него решиться.
Чтобы несуществующий Рики Стэники изменил к лучшему не только жизнь главных героев фильма, но и вашу тоже.
Изменения - это всегда непросто. Но это реально. И об этом говорит опыт многих людей, которые проходили терапию и смогли дойти до этапа, когда их жизнь в той или иной степени начала меняться в результате их внутренних и поведенческих изменений. Как обычно говорится в таких случаях - они смогли, и вы тоже сможете.
За Рики Стэники!
__________________________
Фильмотренинг "Страх быть счастливой": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/strakh-byt-schastlivoi