Найти в Дзене
Сергей Дагаев

ТИШИНА И ЕЕ НАЧАЛЬНИК

«Тишина – не отсутствие звуков, а отсутствие лишних звуков». Марина Цветаева Тишина. Как хочется иногда тишины, но не той глухой тишины, а тишины позволяющей говорить с Богом, творить молитву, избавляющей от суеты и страсти. Как говорил царь Давид: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й… Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. В Каноне Пресвятой Богородице мы читаем: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая…». Скрип снега под ногами – морозным деревенским вечером, когда закат горит жаром, а дымы стоят розовыми свечками? Наконец, нарушает ли бездонную тишину стук метронома – во всероссийскую Минуту молчания? Нет: все эти звуки тишину не нарушают, а создают. Можно сказать иначе – тишина цветет этими звуками. В предрассветной тишине медленно гаснут звезды – и она расцветает многоголосым петушиным хоралом. А вот рев мотоцикла, п

Почему Христа называют "Начальником тишины"?

«Тишина – не отсутствие звуков,

а отсутствие лишних звуков».

Марина Цветаева

Тишина. Художник: Татьяна Юшманова
Тишина. Художник: Татьяна Юшманова

Тишина. Как хочется иногда тишины, но не той глухой тишины, а тишины позволяющей говорить с Богом, творить молитву, избавляющей от суеты и страсти. Как говорил царь Давид: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й… Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

В Каноне Пресвятой Богородице мы читаем: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая…».

Скрип снега под ногами – морозным деревенским вечером, когда закат горит жаром, а дымы стоят розовыми свечками? Наконец, нарушает ли бездонную тишину стук метронома – во всероссийскую Минуту молчания?

Нет: все эти звуки тишину не нарушают, а создают. Можно сказать иначе – тишина цветет этими звуками. В предрассветной тишине медленно гаснут звезды – и она расцветает многоголосым петушиным хоралом.

А вот рев мотоцикла, попсовая музыка из какого-нибудь динамика, громкие голоса праздных людей, выстрелы, да мало ли что еще – чужеродны тишине и мигом ее уничтожают.

Отсутствие звуков – это глухота, а тишина – это гармония. Это строй. Почему мы так ищем тишины – в природе, в искусстве? Потому что нам необходима тишина внутренняя, строй духовный. «Устави сердце мое от настоящаго мятежа»

Только в тишине, в гармонии, в подчиненности истинно высшему душа оживает, и жизнь духа становится возможной, (…) настави мя чудно к тишине животней» – это уже из Канона Ангелу-хранителю.

Противоположность тишине – суета. Суету, пожалуй, можно определить так: многообразная активность, лишенная высшего смысла, имеющая низкие, духовно ничтожные, условные и преходящие цели. Но в книге епископа Василия (Родзянко) «Живет во мне Христос» есть более глубокое определение: суета есть хаотическое состояние падшего мира: состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и с целым, и каждая часть борется за свое земное выживание. Суета, как говорит владыка Василий, есть состояние души человека, не нашедшего Бога, неспособного сконцентрироваться и выстроить иерархию ценностей. И в полной мере этот мир, тишина, совершенный строй души достижимы только во Христе, в Его храмах, в Его Церкви. Только там иногда удается достичь этого состояния. «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение» — так поют в храме «Херувимскую песнь». Ведь только у Него есть ответы на все наши больные вопросы. Он – вся полнота и Истина, познать которую можно только в состоянии Его тишины, игнорируя шум, суету и попечения житейские.

Херувимская песнь. Симоновская
Херувимская песнь. Симоновская

Начальника тишины можно встретить только в тишине. И в глубине. В глубине, в сердцевине нашего существа, в его алтаре – тихо. Просто мы давно там не бывали. Неслучайно современный мир делает все, чтобы лишить человека тишины и не пустить в глубину. Установление хотя бы относительной тишины внутри требует от человека труда…И не это ли цель всего того, что мы именуем трудом духовным – обретение тишины внутренней, подчинение всего своего существа единому строю, обращение его ко Христу?

Не удивительно, что голос Христа слышен плохо и мало. Ибо он звучит в тишине, которой так мало, которой почти нет. Христос - Начальник тишины. Это не придуманное слово. Это от Духа Святого.

Пророк Илия; веяние тихого ветра
Пророк Илия; веяние тихого ветра

Вот как Бог утешал когда-то пророка Илию. «И рече́: изы́ди у́тро и ста́ни предъ Го́сподемъ въ горѣ́: и се́, ми́мо по́йдетъ Госпо́дь, и ду́хъ вели́къ и крѣ́покъ разоря́я го́ры и сокруша́я ка́менiе въ горѣ́ предъ Го́сподемъ, [но] не въ ду́сѣ Госпо́дь: и по ду́сѣ тру́съ, и не въ тру́сѣ Госпо́дь: и по тру́сѣ о́гнь, и не во огни́ Госпо́дь: и по огни́ гла́съ хла́да то́нка, и та́мо Госпо́дь.». 3-я Царств 19:11-12