Найти в Дзене
insideHozPort

Топ-5 фильмов Лючио Фульчи (субъективчик)

Оглавление

Я решил составить этот топ не для того, чтобы поспорить с уважаемыми эстетами о том, какой фильм Лючио Фульчи лучше, а какой хуже. Понятное дело, что выстраивание фильмов по номерам - дело сугубо субъективное и, чаще всего, неблагодарное. Скорее мне хотелось уложить в своей собственной голове отношение к тем или иным художественным решениям, использованным нашим любимым режиссёром в ходе создания его монструозного кино.

Вот вам по традиции немного ссылок и поехали.

Немного ссылок перед началом чтива:

Прежде, чем мы перейдём к моему гиперсубъективному топу, позвольте напомнить вам, что Фульчи - персона далеко не придонного масштаба - он учился в одной из лучших киноакадемий Италии (правда, на сценариста), был тем, кто снял самые первые фильмы с Челентано, спас целую студию от полного разорения, а также снял один из наиболее значимых хорроров двадцатого века.

Говоря о Лючио, нужно держать в уме, что он долгое время держался на плаву за счёт высокого качества своих работ (на фоне итальянской жанровой волны), профессионального подхода и команды. Для его фильмов делал спецэффекты Карло Рамбальди, писали музыку Эннио Морриконе и группа Goblin, а в фильмах снимались именитые актёры. Попробуйте, к примеру, посмотреть сперва "Ящерицу в женской коже", а сразу после - "Отпечатки" режиссёра Луиджи Баццони, и вы поймёте, в чём, собственно, разница.

Итак, мой личный рейтинг.

"Врата безмолвия" 1991 года
"Врата безмолвия" 1991 года

Место №5: Врата безмолвия

На пятом месте в моём личном рейтинге уютно расположился фильм "Врата безмолвия" 1991 года. Почему он вообще оказался в топе?

Ну, прежде всего, потому что это крайне нетипичная для Лючио работа, к тому же, последняя в жизни. Фульчи попытался снять притчу в духе бергмановской "Земляничной поляны", на свой лад, конечно. И получилось у него как минимум неплохо. Тут чувствуется сильный недостаток финансов, усталость уже старого и больного маэстро, так что вышедший через три года "Делламорте Делламоре" Микеле Соави смотрится на его фоне куда убедительнее в примерно том же амплуа. Но зато Лючио раскрылся тут с совершенно новой стороны - на место его привычного цинизма пришла лирика, а вызывающая нелюбовь к человекам разумным и неразумным уступила место мудрой, немного даже добродушной иронии.

Джон Сэвэдж, актёр, сыгравший главного героя, на глазах зрителя вынужденно погружается в сюрреалистичный старческий мир маэстро gore-movie, и делает он это на удивление убедительно. И даже помощь со стороны Джо Д'Амато в данном случае пришлась кстати.

"Дом на краю кладбища" 1981 года
"Дом на краю кладбища" 1981 года

Место №4: Дом на краю кладбища

На четвертое место я, вероятно, поставлю "Дом на краю кладбища". Фильм 1981 года - настоящий готический хоррор для любителей этого клишированного, но совершенно очаровательного жанра. Интересно, что снятый через 4 года "Феномен" Ардженто сильно похож на этот фильм - зло, скрывающееся в старом здании, уродливое, жестокое и в худшем проявлении фрейдистское - всё это выбралось прямиком из литературы девятнадцатого века с лёгкой руки Мэри Шелли и не только. Имея единые корни, обе картины умудряются вогнать зрителя примерно в одно и то же состояние: они завораживают и усыпляют, чтобы ближе к концу разбудить самым неприятным образом.

Впрочем, есть и довольно серьёзные отличия. К примеру, "Феномен" встречает зрителя классическим для итальянского хоррора саундтреком Goblin и запилами «Motörhead» и «Iron Maiden», в то время как Фульчи пригласил на роль композитора Вальтера Риццати, который до того был замечен в работе над игривым эксплуатационным кино. Как ни странно, Вальтер создал удивительно органичный звук для этого великолепного фильма - звук, который не отвлекает от основного действа, но дополняет его.

Что ж, Фульчи раскрывается в готике, как автор крайне эрудированный, а отменная постановка, виртуозная игра с картинкой, цветом, звуком, напряжением - выше всяких похвал. Да, вероятно некоторые практические эффекты Дома очень некрасиво состарились, но вспомните любимое джалло самого Лючио - "Не мучайте утёнка", самый финал. По сравнению со сценой падения священника в обрыв этот фильм выглядит почти документальным.

И, кстати, он до сих пор может если не напугать, то по крайней мере очень сильно взбудоражить, особенно при первом просмотре.

Флоринда Болкан и её "Ящерица в женской коже" 1971 года выпуска
Флоринда Болкан и её "Ящерица в женской коже" 1971 года выпуска

Место №3: Ящерица в женской коже

Третье место с лёгким сердцем отдаю "Ящерице в женской коже".

Для тех, кто интересуется джалло, этот фильм - обязателен к просмотру и изучению. Программная работа режиссёра, психоделический до умопомрачения, этот фильм по сей день поражает воображение.

Практические эффекты Карло Рамбальди, музыка Эннио Морриконе, великолепная Флоринда Болкан в главной роли - это вам не "Зомби 3" на Филиппинах снимать, это буквально шедевр жанра, не уступающий, к примеру, "Птице с хрустальным оперением" Ардженто и фильмам Марио Бавы. Кстати, говорят, что Ящерица Марио очень впечатлила. Я бы не удивился.

Фильм изначально планировался как одна из ярких картин жанра. Никакого лизоблюдства, Фульчи снимал её на уровне лучших из лучших в джалло и отлично справился с задачей. Тут есть всё: атмосфера, хорошая игра актёров, интрига, добротный сюжет и развлечения на любой вкус - обнажённая натура, убийства, детективное расследование и мистический элемент, который в самом конце разрешается вполне реалистическим образом.

В общем, прекрасный образчик жанра, что ещё скажешь.

"Зомби 2", он же "Пожиратели плоти" 1980 года
"Зомби 2", он же "Пожиратели плоти" 1980 года

Место №2: Зомби 2 (Пожиратели плоти)

А на втором месте у меня в рейтинге будет стоять "Зомби 2". Да, это классика жанра и самый-самый известный фильм Фульчи. Что ж, он и правда так хорош. Заглавная музыкальная тема сравнима с саундтреком Суспирии или карпентеровского Хэллоуина, уровень насилия в картине вышел на прежде недостижимую для Лючио высоту, оно сделано мастерски и на грани фола, на такой тонкой грани, что во многих странах фильму вообще не выдали прокатной лицензии.

Когда режиссёр закончил работу над картиной, он громогласно заявил, что снял культовый фильм, и подтверждение этому не заставило себя долго ждать.

Во-первых, зомби в этом фильме - воистину жуткие. Практические эффекты в картине, спасибо большому для Фульчи бюджету, не подкачали. Во-вторых, сцена с глазом - один из самых страшных хоррор-эпизодов в истории жанрового кино - по сей день вызывает ужас, отвращение и интерес - я имею в виду, интерес к тому, как это сделано, ибо сделано оно до безумия реалистично и страшно.

В "Зомби 2" Фульчи наконец поймал свой собственный ритм рассказчика: медлительный, неповоротливый, громоздкий, но от этого давящий и заставляющий зрителя не находить себе места на протяжении всего времени просмотра.

В конце концов, даже совершенно идиотская, если вдуматься, сцена драки зомби с акулой каким-то образом умудрилась выглядеть убедительно и даже ощущаться как разрядка в плотном тумане напряжения и саспенса.

"Город живых мертвецов" 1980 года
"Город живых мертвецов" 1980 года

Место №1: Город живых мертвецов

Очень спорное решение, понимаю, но своё место в рейтинге этот фильм получил неспроста. Во-первых, "Город живых мертвецов" - первый фильм Фульчи, что я посмотрел. И первый, который меня потряс.

Прелесть его в том, что в нём воплотился весь многогранный творческий метод дедушки Фильчи. Фактически, это вершина его киношного мировоззрения: вязкий и тягучий ритм - на месте, саундтрек снова писал Фабио Фрицци, автор той самой заедающей мелодии из "Зомби 2", соавтором сценария опять выступил Дардано Саккетти, когда-то написавший "Кота с девятью хвостами" для Ардженто, "Кровавый залив" для Марио Бавы, а позднее и вовсе придумавший "Демонов" для сына Марио Ламберто Бавы и "Собор" для Микеле Соави. Если вы смотрели все эти фильмы, то вполне представляете себе общую манеру повествования.

В картине много очень внушительного насилия (место действия - Данвич Лавкрафта, так что ничего удивительного), но одна сцена особенно хорошо запоминается - сцена с линчеванием несчастного местного хулигана, которая перекочевала в картину прямиком из "Не мучайте утёнка", второго джалло Фульчи, которое он как-то назвал любимым своим фильмом.

Ходят слухи, что на премьере зрители были настолько ошарашены результатом трудов Фульчи, что некоторые даже не могли остановить рвоту. В данном случае - это комплимент шеф-повару.

В списке исполнителей - легендарный телевизионный актёр Кристофер Джордж, Микеле Соави - человек, который в скором времени подведёт грустный итог всей итальянской жанровой волне, а также великолепная Катриона МакКолл, которую смело можно именовать "актрисой Фульчи" наравне с Флориндой Болкан и, пожалуй, Ольгой Карлатос.

А вот и сам Фульчи. Просто чтобы был
А вот и сам Фульчи. Просто чтобы был

На этом закончим на сегодня.

Фульчи я очень люблю, так что мы ещё не раз о нём поговорим. Если какой-то фильм из этого списка вы не смотрели, что ж, настоятельно рекомендую.