Отцом связи великого певца и мало кому известной француженки является Илья Ефимович Репин, потому что он был поклонником их обоих.
Что касается Федора Ивановича Шаляпина, то Репин был давним его поклонником. Услышал он певца первый раз в январе 1898 года в Москве, а познакомился в 1901 году в Петербурге у Стасова. 15 августа 1901 г. на петербургской квартире или на даче в Парголово по просьбе Стасова Репин сделал итальянским карандашом, в натуральную величину, портрет певца, незадолго перед тем триумфально выступившего на сцене Миланского оперного театра «Ла Скала». (На некоторых сайтах встречал датировку этого портрета «1882 г.», что вряд ли, поскольку в тот год девятилетний мальчик Федя учился в городском двуклассном училище).
Преклонение художника перед певцом было столь велико, что с 1906 года и до самой смерти Репина в одной из комнат стоял бюст Шаляпина – гипсовая копия знаменитой скульптуры Паоло Трубецкого. А в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство?» назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов, наряду с Микеланджело, Шекспиром, Гете...
И вот в феврале 1914 года Илья Ефимович узнает, что Шаляпин отдыхает в Иматре. Воспользовавшись этим он приглашает его к себе, в другое местечко на территории Великого княжества Финляндского, – в Куоккалу.
Там, в усадьбе «Пенаты», тогда еще даче гражданской жены Натальи Борисовны Нордман, Репин хочет написать большой портрет певца. Незадолго до этого, в том же феврале Наталья Борисовна отбыла в Швейцарию, лечить туберкулез, к сожалению, безуспешно. С ее отъездом строгое вегетарианство, бывшее страшилкой для всех многочисленных гостей Репина, заметно ослабло.
«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».
Поэт Давид Бурлюк
Репин горел желанием написать портрет Шаляпина, тем более что к тому времени портреты певца были написаны и В.Серовым, и А.Головиным, и Н.Богдановым-Бельским, и Л.Пастернаком.
Приезд великого Шаляпина стал событием. В «Пенатах» прибыло гостей, среди которых, что важно для нашего рассказа, и фотограф Карл Булла.
Репин тотчас принялся за работу. Художник решил изобразить Шаляпина на огромном холсте, дав фигуру артиста в натуральную величину. Пресса анонсировала работу великого художника над портретом великого певца, проиллюстрировав творческий процесс фотографией К.Буллы.
Шаляпин позировал одетый в элегантный спортивный костюм, полулежа на широком ковровом диване. Левой рукой Шаляпин ласкал своего любимца бульдога Бульку (певец был верен породе), а плавным движением правой как бы подчеркивал произнесенные слова. Позже Шаляпин вспоминал: «Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин. «Зачем?» — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Вот Вы лежите на софе в халате. Жалко, что нет старинной трубки. Не курят их теперь». Несколько моментов работы над портретом и запечатлел Карл Булла.
Настроение барственного, не потревоженного ничем покоя, которое Репин стремился передать в портрете Шаляпина, отличается от первоначального намерения художника, когда он хотел подчеркнуть героичность и волевую устремленность Шаляпина. Этой нечеткостью замысла можно объяснить, что портрет, который художник несколько лет мечтал создать, не удался. Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет.
Грабарь, который видел портрет Шаляпина в мастерской Репина несколько раз в ходе работы и вскоре после его окончания весной 1914 г.оду, находил, что по композиции портрет получился вычурным и недостаточно схожим с оригиналом. Репин, несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников. Но портрет не привлек внимания публики и никем не был приобретен. Художник забрал его в мастерскую, где в течение нескольких лет время от времени возвращался к нему, переделывая и изменяя. Через одиннадцать лет после написания шаляпинского портрета Чуковский поинтересовался судьбой этого произведения. Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд».
С тех пор полотно считалось безвозвратно утраченным. До 2009 года, когда оно, пройдя через несколько рук, и в рамках реституции будучи возвращенным законному владельцу, было выставлено на аукционе Macdougall в Лондоне со стартовой ценой 880 - 1 990 320 USD, а продано за 2 343 665 USD как "Портрет мадам Алисы Ривауар с декоративной собачкой" размером 142х214 см и датировкой на холсте «1914».
Цена картины по сравнению с ценой ее продажи на предыдущем аукционе Sothebys возросла почти в 7 раз. С чем связан такой скачок цены. С тем, что в галерее в Праге, где картина находилась до реституции, в ходе экспертизы полотна были проведены рентгеновское исследование и исследование в инфракрасных лучах, показавшее, что изображением женщины закрашено изображение мужчины, напоминающего Щаляпина. А сопоставление с уже известной фотографией К.Буллы без сомнения подтверждает, что под обнаженной женщиной скрывается именно Шаляпин.
Репин сам в письме другу К.И.Чуковскому 21 января 1926 года подтверждает: "Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд".
Кто ж эта женщина? Приходящая учительница французского языка Алиса Ривуар, которой Репин, с присущей ему страстностью, несмотря на свои 72 года, увлекся в 1917 году. Тогда же он написал ее портрет. Этот портрет помог подтвердить личность женщины на портрете «с декоративной собачкой».
В 1918 году, оказавшись уже не в Российской империи, а на территории Финляндской республики, Алиса Ривауар была вынуждена вернуться на родину, во Францию, чтобы выправить документы, надеясь на скорую встречу в Париже. Но судьба распорядилась иначе, Илья Ефимович в Париж не поехал, а француженка в Куоккалу, в уже свободную Финляндию,не вернулась.
И небольшое личное, не художественное и не историческое заключение. Мне кажется, мадам Ривуар, доведись ей увидеть картину, по женски осталась бы недовольна своим портретом «с декоративной собачкой», поскольку для того, чтобы закрасить фигуру такого крупного мужчины как Шаляпин, художнику пришлось поверх написать женщину с куда более тучной фигурой, чем была у модели.
И это полотно донесло до нас живописное изображение еще одного французского бульдога великого певца.
Другого, Ройку, мы можем увидеть на поистине замечательном портрете Шаляпина, написанном Б.Кустодиевым. Там пес тоже писан с натуры.