Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Волшебный концерт в консерватории

Опубликовано 23 января 2025 года Слушали мы невероятно сказочный концерт. Первое отделение было самой настоящей сказкой. Оркестр исполнял сюиту Чайковского из «Щелкунчика». Эта сюита появилась раньше знаменитого балета. Именно с нее Чайковский начал работу над оркестровкой балета по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Первое исполнение сюиты состоялось в Петербурге 7 марта 1892 года на концерте Русского музыкального общества, симфоническим оркестром дирижировал сам композитор. Премьера балета была в Мариинском театре в декабре 1892 года. В состав сюиты вошли самые лучшие, самые волшебные части балета, такие как танец феи Драже, русский, арабский, китайский танцы, танец пастушков, вальс снежинок и вальс цветов. Второе отделение было в духе традиционного ежегодного концерта Венского филармонического оркестра, который уже много лет проводится 1 января в Вене, в Золотом зале здания Венского музыкального общества. Репертуар был подобным, и публика вела себя как в Вене: при исп

Опубликовано 23 января 2025 года

Перед концертом
Перед концертом

Слушали мы невероятно сказочный концерт.

Афиша
Афиша

Программа концерта
Программа концерта

Первое отделение было самой настоящей сказкой. Оркестр исполнял сюиту Чайковского из «Щелкунчика».

Эта сюита появилась раньше знаменитого балета. Именно с нее Чайковский начал работу над оркестровкой балета по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Первое исполнение сюиты состоялось в Петербурге 7 марта 1892 года на концерте Русского музыкального общества, симфоническим оркестром дирижировал сам композитор. Премьера балета была в Мариинском театре в декабре 1892 года.

В состав сюиты вошли самые лучшие, самые волшебные части балета, такие как танец феи Драже, русский, арабский, китайский танцы, танец пастушков, вальс снежинок и вальс цветов.

Виолончели
Виолончели

Второе отделение было в духе традиционного ежегодного концерта Венского филармонического оркестра, который уже много лет проводится 1 января в Вене, в Золотом зале здания Венского музыкального общества. Репертуар был подобным, и публика вела себя как в Вене: при исполнении «Марша Радецкого» Штрауса-отца зрители аплодисментами отбивали такт, а дирижер поворачивался к нам и дирижировал нашими аплодисментами. Много лет у нас по телевизору показывали прямые трансляции этого венского концерта, все видели и знают, чего ожидать. Теперь и у нас не хуже.

Впечатления от концерта в канун Старого Нового года самые волшебные, сказочные.

Контрабасы
Контрабасы

Руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая Россия» — Юрий Башмет. На концерте был итальянский дирижер Вальтер Борини. Он специально прилетел из Милана в Москву дирижировать оркестром для концерта «Чайковский-Штраус-Гала». Три арии спела Елизавета Нарсия, выпускница молодежной оперной программы Большого театра. Очень зажигательно, в тех разных красивых платьях.

Последние годы меня больше всего привлекает классическая музыка в исполнении симфонического оркестра. Причем, предпочитаю оркестр в чистом виде, без солирующего рояля. В этом зале оркестр звучал невероятно. Даже на втором ряду звук был отличный. Большой зал Московской консерватории сам как музыкальный инструмент с превосходной звукопередачей. Его спроектировали более ста двадцати лет назад путем сложных расчет­ов пропорций пространства, подбора материа­лов и строгого соблюдения законов акустики.

Выполненная в форме раковины сцена представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук. Чтобы обеспечить постепенное затухание звука учтены все параметры звукопоглощения материалов, применяемых при оформлении зала.

Большой зал
Большой зал

Специалисты заявляют, что в Большом зале нет глухих зон, отлично слышно в любого места. А мест в нем немало — зал вмещает 1737 зрителей. Это один из крупнейших и самых значительных концертных залов России и мира.

Большой зал был открыт 7 апреля 1901 года в новом здании Московской консерватории, которое возвели в 1898 году по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. От старого дома оставили только фасад и полуротонду.

Вход в Большой зал
Вход в Большой зал

Две огромные массивные лестницы в фойе ведут на второй этаж.

Одна из двух одинаковых лестниц
Одна из двух одинаковых лестниц

На втором этаже в первую очередь привлекает внимание витраж с изображением Святой Цецилии — покровительницы духовной музыки.

Витраж
Витраж

Витраж разбился в годы войны от немецких бомбардировок, восстановлен был в 2010 году во время масштабной реставрации консерваторского комплекса.

Витраж
Витраж

В фойе второго этажа очень много портретов и бюстов композиторов. Есть и одна очень интересная картина, где художник Репин собрал вместе великих русских, польских и чешских композиторов, которые в реальности не могли бы собраться, чтобы позировать художнику. На картине изображены люди, многие из которых к моменту создания картины в 1872 году уже отошли в мир иной, причем, некоторые еще до рождения живописца. Репин писал свое полотно по портретам композиторов.

Левая половина картины Ильи Репина «Славянские композиторы»
Левая половина картины Ильи Репина «Славянские композиторы»

Правая часть картины Ильи Репина «Славянские композиторы»
Правая часть картины Ильи Репина «Славянские композиторы»

Пояснительная табличка с фамилиями изображенных композиторов
Пояснительная табличка с фамилиями изображенных композиторов

Много портретов композиторов работы художника Николая Бондаревского и в самом зале:

Портреты композиторов с правой стороны от сцены
Портреты композиторов с правой стороны от сцены
Портреты композиторов с левой стороны от сцены
Портреты композиторов с левой стороны от сцены

Над сценой расположен барельеф Николая Рубинштейна:

Барельеф над сценой
Барельеф над сценой

Самое главное сокровище Большого зала — орган. Он был установлен сразу в 1901 году к открытию Большого зала.

Орган
Орган

Этот орган — последняя работа выдающего французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который существенно реконструировал старинный орган Собора Парижской Богоматери, а также создал инструменты для других известных соборов и концертных залов. Орган был заказан в Париже российским меценатом, железнодорожным магнатом бароном Сергеем Павловичем фон Дервизом. Инструмент был готов весной 1899 года, а в 1900 году он получил на Парижской выставке Гран-при и золотую медаль. До сих пор сохранилась дарственная надпись:

Дарственная надпись
Дарственная надпись

Коротенькое видео:

Небольшой видеообзор:

Все наши фото и видео от 11 января 2025 года