Опубликовано 23 января 2025 года
Слушали мы невероятно сказочный концерт.
Первое отделение было самой настоящей сказкой. Оркестр исполнял сюиту Чайковского из «Щелкунчика».
Эта сюита появилась раньше знаменитого балета. Именно с нее Чайковский начал работу над оркестровкой балета по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Первое исполнение сюиты состоялось в Петербурге 7 марта 1892 года на концерте Русского музыкального общества, симфоническим оркестром дирижировал сам композитор. Премьера балета была в Мариинском театре в декабре 1892 года.
В состав сюиты вошли самые лучшие, самые волшебные части балета, такие как танец феи Драже, русский, арабский, китайский танцы, танец пастушков, вальс снежинок и вальс цветов.
Второе отделение было в духе традиционного ежегодного концерта Венского филармонического оркестра, который уже много лет проводится 1 января в Вене, в Золотом зале здания Венского музыкального общества. Репертуар был подобным, и публика вела себя как в Вене: при исполнении «Марша Радецкого» Штрауса-отца зрители аплодисментами отбивали такт, а дирижер поворачивался к нам и дирижировал нашими аплодисментами. Много лет у нас по телевизору показывали прямые трансляции этого венского концерта, все видели и знают, чего ожидать. Теперь и у нас не хуже.
Впечатления от концерта в канун Старого Нового года самые волшебные, сказочные.
Руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая Россия» — Юрий Башмет. На концерте был итальянский дирижер Вальтер Борини. Он специально прилетел из Милана в Москву дирижировать оркестром для концерта «Чайковский-Штраус-Гала». Три арии спела Елизавета Нарсия, выпускница молодежной оперной программы Большого театра. Очень зажигательно, в тех разных красивых платьях.
Последние годы меня больше всего привлекает классическая музыка в исполнении симфонического оркестра. Причем, предпочитаю оркестр в чистом виде, без солирующего рояля. В этом зале оркестр звучал невероятно. Даже на втором ряду звук был отличный. Большой зал Московской консерватории сам как музыкальный инструмент с превосходной звукопередачей. Его спроектировали более ста двадцати лет назад путем сложных расчетов пропорций пространства, подбора материалов и строгого соблюдения законов акустики.
Выполненная в форме раковины сцена представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук. Чтобы обеспечить постепенное затухание звука учтены все параметры звукопоглощения материалов, применяемых при оформлении зала.
Специалисты заявляют, что в Большом зале нет глухих зон, отлично слышно в любого места. А мест в нем немало — зал вмещает 1737 зрителей. Это один из крупнейших и самых значительных концертных залов России и мира.
Большой зал был открыт 7 апреля 1901 года в новом здании Московской консерватории, которое возвели в 1898 году по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. От старого дома оставили только фасад и полуротонду.
Две огромные массивные лестницы в фойе ведут на второй этаж.
На втором этаже в первую очередь привлекает внимание витраж с изображением Святой Цецилии — покровительницы духовной музыки.
Витраж разбился в годы войны от немецких бомбардировок, восстановлен был в 2010 году во время масштабной реставрации консерваторского комплекса.
В фойе второго этажа очень много портретов и бюстов композиторов. Есть и одна очень интересная картина, где художник Репин собрал вместе великих русских, польских и чешских композиторов, которые в реальности не могли бы собраться, чтобы позировать художнику. На картине изображены люди, многие из которых к моменту создания картины в 1872 году уже отошли в мир иной, причем, некоторые еще до рождения живописца. Репин писал свое полотно по портретам композиторов.
Много портретов композиторов работы художника Николая Бондаревского и в самом зале:
Над сценой расположен барельеф Николая Рубинштейна:
Самое главное сокровище Большого зала — орган. Он был установлен сразу в 1901 году к открытию Большого зала.
Этот орган — последняя работа выдающего французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который существенно реконструировал старинный орган Собора Парижской Богоматери, а также создал инструменты для других известных соборов и концертных залов. Орган был заказан в Париже российским меценатом, железнодорожным магнатом бароном Сергеем Павловичем фон Дервизом. Инструмент был готов весной 1899 года, а в 1900 году он получил на Парижской выставке Гран-при и золотую медаль. До сих пор сохранилась дарственная надпись:
Коротенькое видео:
Небольшой видеообзор:
Все наши фото и видео от 11 января 2025 года