Мы продолжаем читать книгу Псалтырь. В прошлый раз мы читали 48-й Псалом, основной мыслью которого была память о смерти. Сегодня, как естественное продолжение этой темы, читаем Псалом 49-й, в котором говорится о Божьем суде.
О Божьем суде в Псалмах уже упоминалось и будет еще упоминаться, но этот Псалом в особенной форме говорит о нем. Здесь говорится о том, на что Господь будет обращать свое пристальное внимание, а на что будет смотреть менее всего.
Это очень важно – знать критерии Божьего суда.
49-й псалом говорит о тех критериях, на которые люди часто не обращают внимания, но на Страшном суде они окажутся решающими. Именно поэтому этот псалом очень важен для нас.
Автором псалма был Асаф – наставник особого лика псалмопевцев, принадлежавший к сословию священников и левитов. Скорее всего, имеется в виду тот самый Асаф, который был современником Давида, поэтому можно считать, что Псалом был написан в его времена. Есть и другое мнение, что Псалом написал царь Давид, а передал его Асафу для исполнения.
Начинается Псалом словами:
«Бог богов, Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад».
Кто такой Бог, понятно, а кто же такие боги с маленькой буквы? Иудаизм – монотеистическая религия, она не может считать, что есть другие боги. Всех языческих богов Писание именует бесами. Основной ответ таков: богами здесь именуют людей, которым дано право начальствовать в народе и судить.
В 81-м Псалме, который также написан Асафом, говорится:
«Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит».
Далее говорится:
«Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте».
Ясно, что сонмом богов в этом Псалме названы судьи и правители народа израильского. Слово «бог» по-гречески «феос», а по-еврейски «элохим» означает «судья». Поэтому выражение «бог богов» напоминает, что у всех земных судей и правителей есть Высший, стоящий над ними Судья. Именно Он призвал землю от востока солнца до запада.
Для чего же Бог призвал всю землю? Для того, чтобы рассудить народ свой, как пишется в этом Псалме 49. Таким образом, ветхозаветный народ Божий, народ израильский, становится прообразом для новозаветного народа Божьего – христиан.
Как же Бог будет судить нас? Поскольку далее Псалмопевец говорит от лица Божьего, по важности этих слов прочтем их полностью:
«Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израиль! И Я засвидетельствую тебе: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя – всесожжения твои предо Мною всегда. Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов.
Ибо Мои – все звери лесные, скот на горах и волы. Я знаю всех птиц небесных и украшение полей всегда предо Мною. Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе (о сем): ибо Моя вселенная и что наполняет ее. Ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов?»
Господь в этих словах говорит о жертвах Ветхого Завета, о ритуале и внешнем обряде, который никак не может и не должен становиться единственным средством угождения Богу.
Ранее мы разбирали притчу царя Соломона:
«Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертвы».
Главный смысл состоит в том, что только принесением жертв Богу угодить невозможно. Этот Псалом приводит на то две причины: во-первых, на земле и без того все Ему принадлежит, и во-вторых, Господь просто-напросто мясом волов и козлов не питается.
Это все равно, что владельцу дома принести ключи от его дома – приятно, конечно, что человек помнит, но, по сути, он ничего не дарит, нет в этом никакой ценности. Жертвы были нужны самим людям, и лишь поэтому Бог позволил ввести их в употребление.
Далее Господь устами псалмопевца говорит о том, чего Он действительно желает от человека:
«Принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты твои, И (тогда) призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
Что же такое жертвы хвалы? Это благодарность Богу, слава Богу за все: и за скорби, и за радость.
По сути, единственная жертва, которую человек может принести Богу – это свое сердце.
Сердце человека не принадлежит Господу в силу свободы воли, которую даже Он не может забрать или нарушить. Именно поэтому наше сердце, любящее Бога, послушное Ему и благодарящее Его – это тот главный дар, который каждый из нас может Ему принести.
Что такое «исполни пред Всевышним обеты твои»? Единственный обет, который христианин дает Богу – это обет Таинства Крещения: отречение от сатаны, от его гордыни, служения Ему и сочетание Христу. Если вдуматься, то этот обет всеобъемлющий, он включает все частности. Поэтому он является единственным обетом, который должен давать каждый христианин.
Нет нужды христианину в других обетах, которые люди часто дают по своей глупости, потом не могут их исполнить и отягощают свою совесть. Исключение составляет только монашеский обет.
Дав правильный ориентир того, как угождать Богу (жертва хвалы и исполнение обетов), Господь обращается к грешнику и говорит:
«зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими? Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои вспять: Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал соблазн».
Главный грех здесь даже не воровство, прелюбодеяние или коварство, а именно лицемерная жизнь человека – устами своими говорить про Бога, а сердцем и делами оставаться далече от Него.
В этом же грехе Христос осуждал фарисеев, Павел в послании к римлянам говорил, что язычник, не знающий закона, но исполняющий его, лучше того, кто знает и не исполняет. А пророк Исаия сказал пламенную речь на эту тему, которую мы читаем в первой главе его книги в начале Великого поста.
Лицемерие часто выставляется главным грехом народа Божьего. Так было в ветхозаветные времена, так и сейчас. Многие люди не любят нас, христиан, именно из-за повсеместного засилья греха лицемерия.
«Ты это сделал, а Я умолчал; ты подумал беззаконие, будто Я буду тебе подобен. Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои. Уразумейте же это, забывающее Бога, дабы Он не восхитил (вас), и (тогда) никто не избавит».
Этими словами заканчивается речь псалмопевца, произносимая им от лица Божьего.
Господь часто не наказывает человека и не обнаруживает его греха на протяжении долгого времени: «Ты это сделал, а Я умолчал». Делается это для того, чтобы человек сам исправился. Для Бога важно, чтобы человек научился исправлять себя не под гнетом Его десницы, а употребляя свою собственную волю, осознавая сам свои ошибки. Мудрые родители поймут такой подход, потому что именно этот метод воспитания приносит наибольшие плоды.
Поэтому Господь часто долготерпит, ожидая самостоятельного исправления или покаяния человека. Но, к сожалению, не все люди используют долготерпение Божие для своего исправления, но наоборот укореняются во грехе. Об этом здесь и говорится:
«Ты подумал беззаконие, будто Я буду тебе подобен».
То есть ты подумал, что если Бог молчит, то Он согласен с твоим образом жизни и будет потакать твоему греху. Но это, конечно же, не так.
Итак, подытоживая, скажем: Господь, как бы предваряя Страшный суд, обращается к своему народу и учит нас, по каким критериям Он будет нас судить. Менее всего Он будет смотреть на жертвы, ритуалы и обряды, которые мы исполняли. А ведь у многих и в наше время жизнь зациклена на правильном исполнении обрядов, и их точное исполнение становится главной целью каждого, потому что через ритуалы многие думают угодить Богу. Но это заблуждение.
Господь говорит про то, на что Он будет тщательнее всего смотреть – лицемерная жизнь, когда говоришь одно, а делаешь другое, и при этом даже не думаешь раскаяться в своей немощи.
И последнее, как вывод из всего вышесказанного, вновь звучит главная мысль Псалма:
«Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое».
Опять говорится про жертву хвалы. Всем вновь указывается путь спасения и правильного угождения Богу – путь прославления Бога и благодарения Ему. Не ритуалом или обрядом угождаем, говорит Господь, а благодарным сердцем.
И вы, дорогие братья и сестры, всегда помните благодарить Бога. Приближается конец года, и в каждом храме в этот период будут проходить благодарственные молебны. Вспомните о всех благодеяниях Божьих уходящего года и принесите свои сердца Ему, наполненные благодарностью. Именно это тот правильный путь, которым Господь дарует спасение каждому из нас.
Основан на видео с канала «священник Алексей Чиж - Православие в Италии». Читайте ещё: