Найти в Дзене
КультПроводник

Обычный день, большое счастье: что раскрыла картина Фрагонара

Женщины суетятся у верёвок, стирая и развешивая бельё. Белые рубашки подсыхают на ветру, а вдалеке мерцает небольшой водопад — тот самый, что дал название этому живописному уголку в Тиволи, неподалёку от Рима. Фрагонар изобразил здесь простую сцену из повседневной жизни. Его героини — не дворянки, а прачки или матери семейств, живущие в скромных домах с облупившимися стенами. Это не показное счастье, а момент заурядной радости, вплетённой в быт. Простая работа, солнечный день, неспешное течение времени — всё это становится олицетворением радости, которая приходит не в исключительных обстоятельствах, а в самых обычных моментах. Идея счастья, заключённого в повседневности, обрела своё признание лишь в XVIII веке, когда философы вроде Вольтера начали говорить: «Рай там, где я». Это была революция в восприятии: счастье перестало быть чем-то недостижимым, связанным лишь с загробной жизнью, и превратилось в понятие, близкое каждому. Большинство людей в ходе опросов заявляют, что они «скорее

Женщины суетятся у верёвок, стирая и развешивая бельё. Белые рубашки подсыхают на ветру, а вдалеке мерцает небольшой водопад — тот самый, что дал название этому живописному уголку в Тиволи, неподалёку от Рима. Фрагонар изобразил здесь простую сцену из повседневной жизни.

Большой каскад в Тиволи
Жан Фрагонар (1732–1806)
Около 1760 г., холст, масло, 72 × 60 см, Музей Лувр, Париж. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Большой каскад в Тиволи Жан Фрагонар (1732–1806) Около 1760 г., холст, масло, 72 × 60 см, Музей Лувр, Париж. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Его героини — не дворянки, а прачки или матери семейств, живущие в скромных домах с облупившимися стенами.

Это не показное счастье, а момент заурядной радости, вплетённой в быт. Простая работа, солнечный день, неспешное течение времени — всё это становится олицетворением радости, которая приходит не в исключительных обстоятельствах, а в самых обычных моментах.

Идея счастья, заключённого в повседневности, обрела своё признание лишь в XVIII веке, когда философы вроде Вольтера начали говорить: «Рай там, где я». Это была революция в восприятии: счастье перестало быть чем-то недостижимым, связанным лишь с загробной жизнью, и превратилось в понятие, близкое каждому.

Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Большинство людей в ходе опросов заявляют, что они «скорее счастливы». Почему так? Возможно, это не самовнушение, а понимание того, что счастье — это не постоянное состояние, а череда коротких мгновений. Как золото чаще находят в виде песчинок, так и счастье раскрывается в простых радостях: утреннем свете, запахе свежего белья или спокойствии тихого дня.

Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Фрагонар с его бытовыми сценами напоминает нам, что не нужно ждать чего-то грандиозного. Счастье всегда рядом, если вы готовы его замечать. А где вы находите свои мгновения счастья? Делитесь в комментариях!

Кстати, если хотите больше узнать о том, как искусство помогает видеть жизнь иначе, заглядывайте в мой Telegram-канал.

КультПроводник

Там вас ждут интересные истории и неожиданные открытия!