Финист — не самый известный персонаж русских народных сказок, и у него не очень счастливая литературная судьба. Большинство авторов, писавших о Финисте, брали из фольклорного сюжета лишь имя героя да пару деталей. Возможно, дело в том, что сказка о молодце, умеющем оборачиваться соколом, предназначалась… женской аудитории.
Но сначала небольшое отступление. Недавно в российский прокат вышел фильм «Финист. Первый богатырь», который позиционируется как история из разряда традиционных ценностей, слегка осовремененная для молодой аудитории. Например, по мнению автора одной из публикаций РИА Новости, образ Феникса «в исконной мифологии олицетворяет собой победоносного молодого героя», что не совсем соответствует истине. Как бы там ни было, многие думают, что включение создателями Финиста в круг богатырей — обоснованное решение. И кстати, фильм лидирует в прокате, собрав уже более 2 млрд рублей.
Давайте посмотрим, сколько в сюжете этого фильма осталось от традиции. И вообще — осталось ли что-то.
Заморский любовник
Первое, о чем следует знать, — в русских сказках Финист не является героем. То есть он не совершает подвигов, не спасает русскую землю, не отправляется в восточные земли, не вступает в единоборства со злодеями, не путешествует в поисках невесты. Финист — это волшебный жених, несамостоятельный персонаж, являющийся «призом» для третьей и, разумеется, младшей сестры.
Сохранилось примерно 20 версий сюжета сказки про Финиста, и в общих чертах они сводятся к следующему. Младшая дочь просит старика-отца привезти ей с ярмарки перо Финиста, которое, как потом выясняется, позволяет вызывать прекрасного юношу. Зачин этой сказки полностью повторяет, а иногда и объединяется с сюжетом про Аленький цветочек. Соответственно, сам Финист, как и Чудище, — оборотень, имеющий человеческий и птичий лики. Это принц, который живет где-то за тридевять земель и умеет колдовать или, по крайней мере, наделен какими-то магическим способностями. Он богат и может подарить девушке все, что она хочет.
Далее сюжет развивается в логике классического сказочного свадебного сюжета. После нескольких приятных встреч младшей сестры с Финистом завистливые старшие сестры устанавливают острые ножи на окно, и Финист в обличии сокола больше не может впорхнуть в светлицу к героине. Девушка отправляется на поиски возлюбленного в дальние края, сталкивается с множеством испытаний и даже отбивает жениха у заморской царевны. Отдельные элементы сюжета могут варьироваться, но важно понимать, что сам Финист относится к числу таких персонажей как царевна-лягушка, шамаханская царица, царевна Лебедь, царь-девица и др., только он мужского рода.
Будучи точной инверсией сюжета про поиск женихом исчезнувшей невесты, сказка про Финиста адресована женской аудитории. Чтобы она понравилась слушательницам, сказители нередко наполняли сюжет как магическими, так и реалистическими деталями, такими как как венчание пары в церкви. Часто повторяющимся местом является покупка Финистом благосклонности девушки в обмен на красивые наряды. «Вот тебе перышко из моего крыла; если понадобятся тебе какие наряды, выйди на крылечко да только махни им в правую сторону — и вмиг перед тобой явится все, что душе угодно!» Взамен он проводит несколько ночей с героиней.
Сам персонаж жениха-птицы, по мнению исследователей русского фольклора, заимствован из западноевропейской литературы и возник во времена средневековых поэтов-труверов. Изначальная история была более логичной: юную деву запирали в высокой башне и пробраться к ней юноша мог либо превратившись в птицу, либо вскарабкавшись по ее длинным волосам, которые она спускала ему из своего окошка. Башни в романский период строили по всей Европе, так что современникам Марии Французской или Гартмана фон дер Ауэ не нужно было ничего фантазировать.
Стоит отметить, что обращение принца-жениха именно в сокола, а не другую птицу, скорее всего, является отечественной находкой. Также отметим, что в некоторых случаях перышко, с помощью которого девушка вызывает Финиста, оказывается «финифтяным» (финифть — техника создания эмалевых изображений). Эта деталь указывает на один из источников вдохновения сказителей прошлого — всевозможные миниатюры с изображением мифических огненных птиц. В русском фольклоре такие создания жили в тридесятом царстве, а их перья обладали чудесными свойствами. Кроме того, имя Финист считается адаптацией слова «феникс» (так называлась птица, способная возрождаться после смерти). В свою очередь этимология слова «феникс» отсылает нас к древней семитской стране Финикии.
Переосмысление образа
Фольклорный Финист нравился безымянным деревенским слушательницам, но в силу своей, скажем так, нескромности, не мог стать положительным персонажем в литературной среде. В середине прошлого века советские писатели стали наделять его иными свойствами, нежели в традиционных сказках. Например, в пьесе Николая Шестакова «Финист — Ясный Сокол» (1939) герой пашет землю, и у него есть друг сокол, который предупреждает его о приближающихся врагах. Колдуном в этом сюжете является противник Финиста Картус, который превращает пахаря в чудовище. В 1975 году на киностудии им. М. Горького режиссер Геннадий Васильев снял по этой пьесе одноименный фильм-сказку.
По сути, Шестаков превратил женскую сказку в мужскую, сделав главным героем самого Финиста и наделив его функционалом Микулы Селяниновича, богатыря-пахаря из новгородского цикла.
В сходной логике действуют и авторы сценария фильма «Финист. Первый богатырь». В их интерпретации Финист — это богатырь вселенной Белогорья, который считает себя непобедимым, и поэтому в одиночку отправляется на опасную миссию по спасению красавицы на Восток. С сюжетом Шестакова его роднит только героическое начало, а из всего набора исходных качеств оставлено только одно — красота. Авторы сценария показывают, как преодолевая перипетии во время своего путешествия, богатырь, хипстер и мажор, постепенно превращается в носителя правильной морали. То есть зрителю предлагается вновь обретший популярность сюжет перевоспитания, который хорошо разработан в кинематографе оттепели и присутствует во множестве более поздних фильмов.
При этом никакой переклички между традицией и картиной «Финист. Первый богатырь» не существует. Колдун, иностранец, оборотень и любовник превращен в отечественного простака-трикстера, очередного Емелю, постигающего смысл жизни на фоне восточной экзотики. Сюжет в значительной мере повторяет «Последнего богатыря» и в целом непонятно, как авторы собираются развивать франшизу про Белогорье, если все герои написаны под копирку.