Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом Анны Монс. Древнейшая постройка Немецкой слободы, легенды и правдивые истории

В москвоведении довольно часто бывает, что о старинных зданиях ходит по две, а то и три версии историй. Спорят, кто был их автором, кто из знаменитостей в них жил. Даже год постройки иногда вызывает сомнения, особенно если памятнику архитектуры несколько сотен лет. Случаются противоречия и в отношении известных лиц: здесь они жили или там? Имели какие-то события место или это миф? Однажды я рассказывал, как две мемориальные доски на Волхонке, посвященные художнику Василию Андреевичу Тропинину, стали чемпионами по количеству ошибок на погонный метр. Одну из тех досок, мало того что ошиблись в датах, повесили не на том доме и даже не на той улице. Одни ошибки допущены случайно: кто-то однажды опечатался, а другие опечатку дружно растиражировали. Порой случаются умышленные мистификации. И разобраться иногда бывает весьма непросто. Вот, к примеру, в бывшей Немецкой слободе… Об одном и них, стоящем через дорогу от Елоховского собора, я уже писал: Сегодня же покажу дом, к которому долгое вре
Оглавление

В москвоведении довольно часто бывает, что о старинных зданиях ходит по две, а то и три версии историй. Спорят, кто был их автором, кто из знаменитостей в них жил. Даже год постройки иногда вызывает сомнения, особенно если памятнику архитектуры несколько сотен лет.

Случаются противоречия и в отношении известных лиц: здесь они жили или там? Имели какие-то события место или это миф?

Однажды я рассказывал, как две мемориальные доски на Волхонке, посвященные художнику Василию Андреевичу Тропинину, стали чемпионами по количеству ошибок на погонный метр. Одну из тех досок, мало того что ошиблись в датах, повесили не на том доме и даже не на той улице.

Одни ошибки допущены случайно: кто-то однажды опечатался, а другие опечатку дружно растиражировали. Порой случаются умышленные мистификации. И разобраться иногда бывает весьма непросто.

Вот, к примеру, в бывшей Немецкой слободе…

…Есть два дома, которые называют «домами Анны Монс»

Об одном и них, стоящем через дорогу от Елоховского собора, я уже писал:

Сегодня же покажу дом, к которому долгое время было никак не подобраться из-за того, что стоит он на территории бывшего завода точных приборов и долгое время был недоступен.

Сегодня в нем активно ведется реставрация, и что будет здесь по окончании работ, пока неизвестно. Зато, хоть дом и за решетчатой оградой, подойти к нему стало намного проще. Нужно лишь абстрагироваться от сложенных вокруг стройматериалов и некоторой пока еще непрезентабельности. И попытаться представить, как здесь все выглядело в эпоху зарождения Российской империи.

Он расположен в Старокирочном переулке, но его нынешний адрес – Бауманская улица, 53, строение 8.

Когда-то переулок назывался просто Кирочным. В нем с 1620-х годов стояла лютеранская кирха святых апостолов Петра и Павла. Вначале деревянная, затем, в 1694 году выстроенная из кирпича. Позднее в полуверсте отсюда возвели еще одну кирху. Прошло время, и этот переулок переименовали в Старый Кирочный, дабы не путаться, а тот, где вырос новый лютеранский храм – соответственно, в Новый Кирочный.

Но самое любопытное, что, хоть дом этот даже на Яндекс-картах отмечен как «дом Анны Монс», теперь уже всё больше историков и краеведов склоняется к тому, что знаменитая немка, фаворитка последнего русского царя и первого императора Всероссийского к нему никакого отношения не имела. При этом те же историки признают, что жила она явно где-то неподалеку.

Однако, при всех сомнениях, есть и такое, что об этих каменных палатах известно доподлинно. К примеру, совершенно точно, что палаты эти...

…Древнейшая из сохранившихся до наших дней жилая постройка Немецкой слободы

С конца семнадцатого века и до первой половины восемнадцатого здесь жили Захарий Арнольд (Старший) ван дер Гульст и его сын Захарий ван дер Гульст, прозываемый Младшим. Оба они были врачами на службе сначала у царя Алексея Михайловича, а затем и у Петра Алексеевича.

(5 фото)

Есть мнение, что палаты эти в семнадцатом веке использовались как «съезжая изба» – то есть нечто вроде слободского административного центра. А специалисты Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры, исследовавшие дом, говорят о нем следующее:

«Древнее ядро здания составляют два нижних этажа с дошедшими до нас сводами в полуподвале и в первом этаже… Прекрасно сохранившаяся первоначальная планировка и детали позволяют восстановить его древний облик. Двухэтажное каменное здание относилось к типу посадских палат с многокомнатной планировкой и сенями-коридором. Сени отделяли наиболее парадную мужскую половину, включавшую большую столовую комнату, от наиболее скромной женской половины дома…»

С середины восемнадцатого и по начало двадцатого столетия палаты не раз переходили из рук в руки. Жили в них и купцы, и отставные военные. А обитала здесь Анна Монс или нет, а может, Петр лишь приводил ее сюда время от времени, и вправду неизвестно. Хотя, историю дому в Старокирочном переулке эта легенда создала несомненно.

В 1969 году изрядно обветшавший дом реставрировали. Руководили работами архитекторы-реставраторы Рувим Петрович Подольский, Евгения Петровна Жаворонкова и Инесса Ивановна Казакевич. И вот к его новому возрождению вернулись и сегодня. Интересно, какова будет их история.

-3
Дом Анны Монс, достопримечательность, Бауманская ул., 53, стр. 8, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!