Найти в Дзене
Виктор Никитин

Последний сингл Led Zeppelin

Можно с уверенностью сказать, что Лед Зеппелин не были группой, специализирующейся на выпуске синглов. Знаменитая фраза Пейджа, что "если они хотят слушать наши песни, то пусть покупают альбомы". Понятно, что если сингл стоит 1 доллар, а альбом 4, то группе это выгодно. Это был его посыл бизнесмена - продюсера.

Сингл «Fool in the Rain», выпущенный в декабре 1979 года в ответ на восторженный приём, вызванный выходом их альбома "In Through The Out Door" месяцем ранее, стал десятым и последним синглом, выпущенным группой до смерти Джона Бонэма и последовавшим за этим распадом группы в 1980 году.

«Я всегда думал о Стоунз как о поп-группе, которая выпускала успешные синглы, — объяснил певец Роберт Плант в 2005 году. — Вся идея того, что мы делали, конкурируя с подобными им, была не в том, что мы делали, а что они. Мы говорили, что нет смысла выпускать сингл, когда альбом — это подробное заявление группы, а сингл только его часть, и, возможно, не самая удачная».

В альбоме «In Through the Out Door» Плант и басист Джон Пол Джонс сыграли более важную роль в написании песен, чем в предыдущих альбомах Led Zeppelin. Джонс особенно вдохновился экспериментами с новым типом музыкального инструмента.

"Видите ли, у нас была ситуация, когда Джонси не вносил большого вклада в написание песен, ну скажем в альбом Presence 1976 года, и это было нормально. Он во многом помогал в аранжировках. Мы к этому привыкли. Я бы не хотел, чтобы в тот момент кто-то что-то привносил своё в идею альбома. Но он купил новый синтезатор (Yamaha GX-1), и это вдохновило его на создание множества композиций для In Through the Out Door. Он начал тесно сотрудничать с Робертом, чего раньше не случалось, - Джимми Пейдж.

Крупное спортивное событие вдохновило на создание одной из необычных песен на альбоме - песни "Fool in the Rain" в аранжировке пианиста, которая включала продолжительный проигрыш в середине в стиле самбы с литаврами и уличными свистками.

«Fool in the Rain» — самая необычная для нас песня, потому что, ну, я не думаю, что мы бы её выбрали, если бы ситуация была другой», — сказал Плант в интервью 1979 года. «Но из-за чемпионата мира по футболу в Аргентине в 1978 году и множества подобных южноамериканских событий, а также из-за того, что каждый раз, когда мы смотрели футбол по телевизору, всегда слышали тот южноамериканский ритм. Это не попытка стать Карлосом Сантаной или кем-то в этом роде. Это что-то вроде небольшого разнообразия ритма, понимаете.

Песня не стала хитом, заняв всего лишь 21-е место в чартах в феврале 1980 года. Но группу по-прежнему не волновали подобные вещи:

«Мы просто хотели писать по-настоящему хорошую музыку, которая была бы самодостаточной, — возразил Пейдж. — Музыка, попавшая в чарты, как правило, недолговечна».

Кроме того, Пейдж и Бонэм не были в полном восторге от результатов работы Планта и Джонса над In Through the Out Door.

«После этого мы с Бонзо уже начали обсуждать планы по созданию следующего, более жёсткого рок-альбома. Нам обоим казалось, что In Through the Out Door был немного мягким, — объяснил Пейдж. — На своём месте он был хорош, но я бы не хотел двигаться в этом направлении в будущем».

Поклонники сочувствовали горю Планта, когда его маленький сын Карак внезапно скончался летом 1977 года. Затем фанаты группы сильно надеялись, что слухи о распаде группы, пока Плант переживал утрату, не подтвердятся.

Лед Зеппелин в конце концов вернулись в августе 1979 года со своим восьмым студийным альбомом In Through the Out Door, но судьба группы была далеко не ясна ещё до трагедии, которая привела к столь длинному перерыву.

«Тур 1977 года закончился, потому что я потерял своего мальчика, но он закончился ещё до того, как закончился, на самом деле», — предположил Плант в книге «Led Zeppelin: устная история величайшей в мире рок-группы». «Это был просто хаос. Где была реальная суть всего этого? К кому мне обратиться, если мне действительно плохо?»

В конце концов Плант нашёл ответ в своей семье. Он на несколько месяцев ушёл в себя, пытаясь понять, хочет ли он продолжать заниматься музыкой после событий, которые показали ему, насколько преходящи его слава и богатство. Несмотря на то, что Led Zeppelin всегда были группой с разными характерами, Плант вышел из этого тяжёлого периода другим человеком — он чувствовал себя менее связанным со своими коллегами по группе, чем когда-либо.

«Мне было очень не комфортно в группе», — признался Плант в интервью 2005 года. «Мы прошли через это, и, поскольку мой обруч был в огне, как в цирке, я не знал, стоит ли продолжать. ... Мою радость от жизни так сильно подавили и растоптали, что я стал человеком, который сам управляет своей судьбой. Я собирался уйти».

После нескольких месяцев ожидания и одной пробной попытки выступить вживую на неловкой встрече, организованной менеджером Питером Грантом, группа собралась в конце 1978 года в Стокгольме. Они забронировали несколько недель в Polar Studios, ультрасовременной студии звукозаписи, принадлежащей участникам ABBA. Несмотря на то, что это было хорошим началом для возвращения группы в строй, Грант позже признал, что сессии были неидеальными, назвав запись в Polar «тягостной. ... Там постоянно было холодно и темно».

Несмотря на то, что Планту потребовалось много времени, чтобы вернуться в группу, он, казалось, был полон решимости записать новый альбом.

«Может быть, я слишком долго ждал, — сказал он в книге менеджера группы Ричарда Коула «Лестница в небо: Led Zeppelin без цензуры», — но я просто не мог заставить себя. Я должен был позволить моему энтузиазму вернуться. Мне не терпится начать и посмотреть, что из этого получится».

Плант присутствовал в студии и был в хорошей форме — и с момента смерти Карака вёл здоровый образ жизни, — но другие участники группы оказались менее надёжными. По мере того, как песни, которые в конечном итоге вошли в In Through the Out Door, начали обретать форму, было трудно не заметить заметное отсутствие гитариста Джимми Пейджа, который принимал гораздо менее активное участие в создании музыки, чем в предыдущих работах Zeppelin.

«Мы с Робертом первыми приходили на репетицию», — сказал Джон Пол Джонс в интервью 1991 года с писателем Ричи Йорком. «Мы довольно часто оставались вдвоем, и поэтому мы привыкли работать вместе. Полагаю, можно сказать, что In Through the Out Door — это мой альбом, как Presence был альбомом Джимми».
-2

В другом интервью Джонс сказал:

«Мы с Робертом становились немного ближе друг к другу — и, вероятно, в каком-то смысле отдалялись от остальных. Мы всегда сидели где-нибудь за кружкой пива и думали: «Что мы делаем? — и наше настроение отразилось в In Through the Out Door. По сути, мы написали альбом вдвоём».

Плант согласился:

«Мы с Джонси, которые никогда особо не тянулись друг к другу, начали хорошо ладить. Это было странно, но это придало всему происходящему другой оттенок, как в таких песнях, как «All My Love» и «I’m Gonna Crawl». Мы не собирались записывать ещё один «Communication Breakdown», но я подумал, что «In the Evening» на этом альбоме была действительно хороша".

Грант согласился, сказав:

«Джон Пол Джонс определённо взял бразды правления группой в свои руки с выходом альбома In Through the Out Door. Люди привыкли считать его бас-гитаристом, но он вышел далеко за эти рамки».

Растущая роль Джонса не осталась незамеченной.

"Я думаю, Джимми отчасти думал, что Джонси пытается занять место продюсера, но это было не так", - сказал Коул, их роуд-менеджер. "Он просто использовал время, и ждал, когда появятся двое других игроков. Правда заключалась в том, что мы никогда не собирались раньше полуночи, пока не заканчивались матчи чемпионата. Первые двое приезжали вовремя, когда им было положено, и просто валяли дурака, занимаясь всякой ерундой. Двое других досматривали матч за кружкой пива, и потом приезжали в студию ".

Конечно, Пейдж не отсутствовал в финальной версии альбома. Он всё равно исполнял функции продюсера после сведения пластинки в своей домашней студии — как к лучшему, так и к худшему.

«Я думал, что некоторые части «Carouselambra» были хороши, особенно мрачные пассажи, которые придумал Пейджи», — сказал Плант в интервью Mojo в 2003 году. «Теперь я очень сожалею об этом, потому что текст «Carouselambra» на самом деле был о той обстановке и ситуации в группе. Вся история Led Zeppelin в последние годы их существования отражена в этой песне, но запись ужасна ...и я не могу расслышать слова».

После завершения сессий у Led Zeppelin было более чем достаточно материала для полнометражного альбома. В дополнение к семи песням, которые в итоге вошли в In Through the Out Door, они записали ещё три («Wearing and Tearing», «Ozone Baby» и «Darlene»), которые были отложены для выпуска в будущем. После записи альбома перед Грантом встала задача доказать, что Led Zeppelin по-прежнему на высоте, даже после более чем трёхлетнего перерыва в выпуске новой музыки. Это была работа, с которой он справился, как обычно, сочетая гениальность и грубую браваду.

Несмотря на дополнительные трудности для лейбла, группа добилась ещё одного огромного успеха, когда In Through the Out Door дебютировал на первом месте по обе стороны Атлантики. Рецензии были неоднозначными, но неудовлетворённый спрос со стороны фанатов был очевиден. По Led Zeppelin скучали — и, более того, они, возможно, даже скучали друг по другу, пока их не было.

«С нами что-то происходило, и это снова поднимало настроение», — размышлял Плант. «Мы решили, что можем работать и должны начать всё сначала».

По мере того, как In Through the Out Door поступал в продажу, Грант обратился с вопросом о гастролях. Это стало чем-то вроде больной темы после смерти Карака: Плант застрял в США, когда умер его сын, и теперь был непреклонен в своём нежелании снова выступать там — и он не горел желанием вообще выступать на какой-либо другой сцене. Но у Гранта были новые (и, естественно, более масштабные) идеи, и он устроил группу в качестве хедлайнеров на фестиваль в Небуорте в 1979 году.

-3

Он сказал:

«Мы не выступали в Англии с 1975 года, и у нас была площадка, которая могла вместить 200 000 человек. «Я думаю, вы сможете заполнить её за два выходных, и это доказательство того, что вы» — в основном Роберт — «должны продолжать - так я им сказал».

Конечно, после всего, через что прошёл Плант, Грант мог легко понять его нежелание возвращаться в центр внимания.

«Я не знаю, как этому человеку удалось всё это выдержать, — признался Грант, — но он справился и вышел из ситуации с честью».

Однако не все на сцене разделяли мнение Гранта о том, что произошло в Небуорте.

«Я смотрел это на DVD и думал: «Боже, это было полное дерьмо. Это был жуткий концерт», — пренебрежительно сказал Плант позже. «Я не знаю, насколько хорошо мы играли, но мы так нервничали — и всё же, несмотря на это, мой старый приятель Бонзо был в ударе».
-4

Летом 1980 года последовал короткий европейский тур, а на осень были запланированы гастроли в США, от которых Плант не стал отказываться. К сожалению, концерты в Небуорте стали последними выступлениями Zeppelin в Великобритании с Бонэмом, который скончался в сентябре 1980 года. Они выпустили ещё один альбом, сборник Coda 1982 года, но Led Zeppelin уже к тому времени распались. Без Бонэма Джонс, Пейдж и Плант согласились, что Led Zeppelin не могут продолжать.

«Я думаю, что это был особенный момент для группы, — сказал Джонс о периоде, связанном с In Through the Out Door, — но я должен сказать, что оглядываюсь на него с некоторой грустью, потому что это действительно было началом совершенно новой эры для нас, которая так и не началась».

Плант сказал, что смерть Бонэма сопровождалась ощущением неизбежности.

«Я помню все те годы дружбы с Бонзо, 12 или 16 лет, проведённых с Бонзо, прижимаю его к груди, как моего лучшего друга с комом в горле и слезами на глазах, и теперь не знаю, куда идти, — это был очень странный опыт, — признался Плант. — Помимо всего прочего, я знал, что мечта закончилась, вот так просто и неизбежно».

Да, вы правы, возможно, статья не очень получилась - но я хотел дать возможность самим участникам группы высказаться о последнем сингле и альбоме. Но рассказать об этой записи, и не рассказать об их последнем альбоме, я посчитал неправильно. Поэтому получилось вот так - рассказ и о последнем сингле и о последнем альбоме одновременно.

-5

===============

И на этом пока все. Как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке