Найти в Дзене
Wheelie Rider

СССР БЕЗ ХОРОШИХ АВТО - ПРАВДА?!

1976 год - американец из окна своего картонного домика* видит на дороге Dodge Aspen с 5.2-литровым V8 мощностью 150 л.с. *Отсылка к во многом правдивому мнению, что дома в США строятся намного менее монолитные, чем те, к которым привыкли мы. С чем связано это - вдаваться в подробности не будем, просто факт для лучшей визуализации мысли) Из окна своей крошечной, типичной для этой страны квартирки, (что тоже является отчасти правдивым фактом) японец видит на дороге Honda Accord, который мог комплектоваться усилителем руля и кондиционером. На дорогах ФРГ, ещё недавно окутанного войной, немец видит одну из машин легендарной линейки - Audi 100 C2 c редким 5-цилиндровым двигателем (который первыми в мире представили Mercedes-Benz). Ну а про то, что из своих аутентичных арочных окон, поедая пиццу, могли видеть итальянцы - я вообще молчу. Например, Ferrari Berlinetta Boxer, который со всё ещё карбюраторного движка выдавал 360 л.с. и 451 Н*м крутящего момента. Всем доброго времени суток, а

1976 год - американец из окна своего картонного домика* видит на дороге Dodge Aspen с 5.2-литровым V8 мощностью 150 л.с.

Dodge Aspen SE Coupe (1976)
Dodge Aspen SE Coupe (1976)
*Отсылка к во многом правдивому мнению, что дома в США строятся намного менее монолитные, чем те, к которым привыкли мы. С чем связано это - вдаваться в подробности не будем, просто факт для лучшей визуализации мысли)

Из окна своей крошечной, типичной для этой страны квартирки, (что тоже является отчасти правдивым фактом) японец видит на дороге Honda Accord, который мог комплектоваться усилителем руля и кондиционером.

Honda Accord Hatchback (1976)
Honda Accord Hatchback (1976)

На дорогах ФРГ, ещё недавно окутанного войной, немец видит одну из машин легендарной линейки - Audi 100 C2 c редким 5-цилиндровым двигателем (который первыми в мире представили Mercedes-Benz).

Audi 100 C2 (1976)
Audi 100 C2 (1976)

Ну а про то, что из своих аутентичных арочных окон, поедая пиццу, могли видеть итальянцы - я вообще молчу. Например, Ferrari Berlinetta Boxer, который со всё ещё карбюраторного движка выдавал 360 л.с. и 451 Н*м крутящего момента.

Ferrari Berlinetta Boxer (возможно год не 1976)
Ferrari Berlinetta Boxer (возможно год не 1976)
Ferrari Berlinetta Boxer (впечатляющая разметка тахометра и спидометра)
Ferrari Berlinetta Boxer (впечатляющая разметка тахометра и спидометра)

Всем доброго времени суток, а теперь возвращаемся в СССР или другую страну коммунистического лагеря образца 1976 года, где вы, мои уважаемые читатели, из окон своих квартир-хрущёвок или сталинок, домов или дач могли видеть* ВАЗ 2106, Москвич 2137 и другие автомобили разнообразие которых, к слову, было не так уж и велико.

*Судя по аналитике Дзена часть моих читателей могли застать СССР 1976 года во вполне осознанном возрасте и могли видеть это своими глазами.
Согласно анлитике Дзена большинство моих читателей - мужчины в возрасте от 55 лет.
Согласно анлитике Дзена большинство моих читателей - мужчины в возрасте от 55 лет.

И, если это не какой-нибудь ЗИЛ-111 с двигателем на 200 л.с., стеклоподъёмниками, кондиционером и усилителем руля, которых было выпущено "по пальцам пересчитать", которые предназначались для самых "верхушек" и, которые, кстати, проектировались с оглядкой на американские авто, то среднестатистический автомобиль на дорогах СССР мог похвастаться мощностью двигателя около 50-80 л.с., печкой и "стеклоподъёмниками по типу ручной мясорубки".

Даже фото вставлять не буду, все прекрасно понимают, что я имею ввиду, говоря о "стеклоподъёмниках")).
ЗИЛ-111
ЗИЛ-111

Но почему так было? Почему страна, замахнувшаяся на построение коммунизма, вплоть до самого своего развала так и не научилась делать автомобили с усилителем руля и кондиционером? Почему, например, ВАЗ 2101 и ВАЗ 2109, которые начали выпускать с разницей почти в 20 лет каким-то кардинальным образом почти не отличаются и "крутить мясорубку", чтобы открыть окно нужно и там и там? Вопросов очень много, поэтому попробую дать ответ, поделиться своими соображениями, с которыми можете соглашаться, а можете - нет. В любом случае буду рад видеть обратную связь в виде ваших комментариев.

СССР был уникальной страной во многих аспектах. Одним из них является тот факт, что при всём его могуществе (военном, политическом, экономическом) страна не могла в полной мере обеспечить население качественными и в большом объёме товарами народного потребления. Всегда было принято считать, что импортное - значит качественное, а не наоборот. Вспомните какого было иметь японский телевизор Sony, например.

Разработать ракету, которая полетит быстрее и выше любой другой в мире - пожалуйста. Запустить первого в мире человека в космос? Тут тоже СССР был впереди планеты всей. Но что насчёт телевизора, стиральной машины, автомобилей и т.д.? В этой сфере почему-то не получалось...

Возможно многие уже готовы накинуться на меня в комментариях за то, что я "проклятый предатель", глупый и так далее. Думают, что я пытаюсь намекнуть на "отсталый совок", на то, что люди в нём жили глупые и не тягаться им с Западом и Японией в автомобилестроение, ведь они априори обречены на провал из-за своей принадлежности к СССР, но нет! Мои соображения основываются совсем на другом - на экономической модели. У нас были замечательные инженеры, конструкторы, физики и много кого другого, кто имел огромный нераскрытый потенциал в автомобилестроении, лёгкой промышленности и других сферах...

Плановая экономика - это и есть тот фактор, который так сильно тормозил страну советов в производстве товаров, которые потребляли обычные граждане, в том числе и автомобили с мотоциклами. Всё дело в контроле качества товаров. При рыночной модели экономики (а как раз такая модель была во всех странах, которые производили легендарные, прорывные авто), контроль качества происходит потребителем, который "голосует за товары рублём" и на основе спроса на рынке остаются лучшие товары.

Например, я и два моих соседа производим мотоциклы. Покупатель, "голосуя тем самым рублём", выбирает из них лучшего производителя, (например я)), а остальные либо прекращают свою деятельность, либо работают над качеством, чтобы тоже заинтересовать покупателя. Объясняю, как вижу это я, может немного примитивно, но суть понять можно)

При плановой экономике с контролем качества всё намного сложнее... Если дело касалось атомных электростанций, ракет, которые могут "вдарить по Пентагону" или вывести спутник на орбиту, самолётов военного назначения, то тут в СССР всё было очень хорошо, бежали "впереди планеты всей", ведь в этих сферах потребителем было государство, которое могло давать обратную связь производителям и контролировать качество. Когда же речь заходила о том, чтобы создавать хорошую бытовую технику, мотоциклы и автомобили - тут становилось всё очень печально...

Конечно, существуют и другие обоснования нашего по сей день "отсталого автопрома", но рыночное лично мне кажется каким-то более логичным.

Стоит ещё отметить, что люди страны советов были далеко не такими зажиточными, как в том же США и вряд ли могли бы себе позволить автомобили лучшего качества в больших количествах, чем тех было на дорогах СССР. Это наравне с послевоенными сложностями также можно отнести к причинам почему в союзе не было хороших автомобилей, если сравнивать их с иконами автомобилестроения тех и нынешних времён. Справедливости ради, не могу не упомянуть сколько было интересных концептом и прототипов, которые не пошли в серию, но доказывают тот факт, что "порох в пороховницах" у инженеров был и дело было в другом...

Панголина.
Панголина.
Панголина - уникальный советский самодельный авто, собранный в Ухте электриком Александром Кулыгиным в 1980 году.

Лично я для себя пришёл к выводу, что дело это во многом в экономической модели СССР. Именно она тормозила развитей многих отраслей и привела нас к нынешнему всем известному мнению о наших автомобилях.

Никого не пытался оскорбить этой статьёй, только факты с щепоткой моих размышлений) На полную объективность не претендую, поэтому буду рад вашей критике, ведь без неё тут не обойдётся, думаю... Большое спасибо за прочтение. Надеюсь, было интересно) Скоро увидимся.