Найти в Дзене
тарелка неба

Отделение автора.

Внезапно остро вставший вопрос, "можно ли воспринимать произведение в отрыве от личности автора" чуть не размежевал домашнее пространство колючей проволокой. Оказалось, это покруче дилеммы "холодно или проветрить".    Как быть с Мамлеевым, который был интеллигентнейшим человеком, но писал полные садизма и насилия романы, исследующие человеческую природу через инфернальное. Или наоборот: и ныне трендовый Джордж Оруэлл, который составил список людей, сочувствующих коммунистам (там были Кэтрин Хепберн, Чарли Чаплин и десятки других известных имён), а потом передал его в ЦРУ.      Узнав, что Тарковский жёг воробьев, коров и требовал резать лошадям горло для красоты кадра я лишился любимых фильмов. Пытаясь пересматривать, отвлекаюсь размышлениями о том как гениальность уживается с жестокостью и бесчувственностью. Дебоширить в барах и крушить номера отелей, это не сдавать списки идейных врагов в охранку и не истязать животных. Давайте вонзим лезвие мысли глубже моих истерик с претензией на м

Внезапно остро вставший вопрос, "можно ли воспринимать произведение в отрыве от личности автора" чуть не размежевал домашнее пространство колючей проволокой. Оказалось, это покруче дилеммы "холодно или проветрить".

   Как быть с Мамлеевым, который был интеллигентнейшим человеком, но писал полные садизма и насилия романы, исследующие человеческую природу через инфернальное. Или наоборот: и ныне трендовый Джордж Оруэлл, который составил список людей, сочувствующих коммунистам (там были Кэтрин Хепберн, Чарли Чаплин и десятки других известных имён), а потом передал его в ЦРУ. 

    Узнав, что Тарковский жёг воробьев, коров и требовал резать лошадям горло для красоты кадра я лишился любимых фильмов. Пытаясь пересматривать, отвлекаюсь размышлениями о том как гениальность уживается с жестокостью и бесчувственностью. Дебоширить в барах и крушить номера отелей, это не сдавать списки идейных врагов в охранку и не истязать животных.

Давайте вонзим лезвие мысли глубже моих истерик с претензией на мерило нравственности и морали.

    Отделимо ли произведение от автора? - Метафизический вопрос!

Такие вопросы при последовательном, глубоком рассмотрении всегда возвращают к самому вопрошающему.

Например, многие большие мыслители размышляли о том, можно ли отделить истину от личности? Истина связана со страстью, чувствами и поступками, а не со знаниями. Ведь можно знать о добре и быть подлецом?! Истину нельзя знать. В ней можно быть... или нет. Сократ не оставил после себя никаких рукописей, потому что считал, что философия не отделима от философа. Все мыслители экзистенциального толка стремятся преодолеть эту разделённую на субъект и объект, декартовскую вселенную прежде чем отправиться за сбалансированным пониманием. 

   Так что же можно отделить от автора, кроме пенсне и бороды? 

  Научные знания отчуждены и передаются по большей части безличностно. Они требуют от человека внимательности выполнения алгоритмов, поиска математических решений с соблюдением чистоты экспериментов и тд... Не ты так другой. Любой, при должной подготовке и прочих равных, займётся этим с переменным успехом.

Философия же не может быть отделена от философа... или, скажем, лирическое произведение всегда связано с личностью автора и его чувствами. Замени его, и это будут другие чувства и другое произведение. Художник в искусстве или наоборот - не важно! Важно, что в художественном акте стирается грань между творящим и творимым. Преодолевается субъектобъектность.

    Конечно, можно превратить любое таинство в научную проблему. Есть таинство смерти, а есть наука о трупах - патологоанатомия... Есть таинство любви... А есть трактат Стендаля на эту тему, где всё разделяется на периоды и классифицируется ...

    Наверное, чтобы не скатываться к краям, можно помыслить сюжет в отрыве от автора, где нибудь в документалистике или произведении с нарративным описанием каких то исторических фактов. Хотя, проницательный взгляд всегда, так или иначе увидит черты автора в любом сюжете.

Тариэл Канеба, при бесстыжем заимствовании мыслей из лекций и книг Петра Владимировича Рябова, что полностью отменяет меня, как автора этих многобукв (кроме истерик с претензиями, которые были в начале) 

Всё

Да, всё уже

Спасибо за ваше время.

Йа пошел за ватрушками.