Святитель Григорий Нисский родился в семье благочестивых греческих аристократов.
Григорий – не единственный святой из своего рода. У родителей его отца в свое время за исповедание имени Христова конфисковали имущество. Григориев дед по матери также был лишен собственности и был замучен за христианскую веру. Бабка святителя, Макрина старшая, была почитательницей святого Григория Неокесарийского. Профессор риторики Василий старший (сын Макрины) был также праведником. Преподобная Емилия – жена Василия – дочь мучеников, которая хотела взять на себя подвиг девства. Но юной сиротой захотел воспользоваться злой влиятельный человек, поэтому Емилия вышла за Василия и родила ему шесть дочерей и четырех сыновей.
Одна из дочерей Емилии, Макрина младшая, все-таки реализовала несостоявшийся у ее матери подвиг девства. Василий Великий и святитель Петр Севастийский – это никто иные, как сыновья Василия старшего и Емилии.
Григорий Нисский был немного младше Василия Великого и в семье был третьим сыном. Он родился между 331 и 335 годами либо в Кессарии, либо в Севастии.
Василий старший умер рано. Григорий получил образование не в знаменитых древних школах, а в родном городе, что нисколько не помешало ему получить блестящее образование.
В молодости Григорий не был ревнительным христианином. Когда его семья устроила торжество по поводу перенесения мощей Севастийских мучеников в построенную династией в Аннисах новую часовню, Григорий вместо ночной службы просто пошел поспать.
В тонком сне ему явились грозные воины. Григорий испугался и попытался пойти на также снившееся ему богослужение. Но воины не пускали спящего до момента, когда явился еще один вооруженный святой и уговорил остальных воинов пустить Григория на службу.
Будущий святой проснулся в ужасе, раскаялся и начал горько плакать. Потом он пошел к мощам и стал просить у Бога и мучеников прощения.
Примерно в 357 г. Григория посвятили в чтеца.
Иногда будущий святитель посещал брата Василия, жившего в Аннисах, чтобы подвижничать вместе с ним.
После 363 года Григорий оставил служение в храме и стал преподавать риторику. Друг будущего святителя – Григорий Назианзин – написал ему письмо о своей печали по этому поводу.
Примерно тогда же Григорий женился на некой Феосевии, которая умерла в 385 году. Григорий Богослов написал будущему святому утешительное послание, в котором утверждал, что любил свою духовную сестру и считает ее праведницей.
Одно время Григорий Нисский был монахом общины, которую возглавлял его брат Василий. Пришло время, и Василий стал епископом. Против него начал строить козни епископ Анфим Тианский. В 372 году Василий рукоположил брата в епископа городка под названием Нисса.
Тогда правил Валент – царь-арианин. На христианском востоке длилась смута, от которой духовенство сильно страдало.
В 375 году в Анкире созвали Собор, на котором Григория обвинили в неканоничном рукоположении и растрате церковных денег. Демосфен – местный правитель-арианин – приказал судить Григория. Суд постановил заточить святителя в тюрьму, где ему было очень тяжело. С помощью Бога и благой хитрости Григорий сбежал.
После этого Василий Великий от имени всего подвластного ему духовенства отправил правителю письмо, в котором опровергал обвинение против Григория. Но эффекта не последовало.
В 376 году в Ниссе состоялся арианский Собор, которой окончательно изверг Григория из сана. Епископом стал двуличный человек.
Три года святой Григорий скитался, после чего император снял с него все обвинения и вернул в Ниссу, где верующие встретили своего архипастыря с торжеством и ликованием.
После смерти Василия Великого Григорий Нисский продолжил осуществлять планы брата и стал весьма влиятельным архиереем.
В 379 году Григорий выступил против арианства на Антиохийском Соборе. Вскоре умерла его сестра Макрина.
Успешное выступление Григория состоялось также на Втором Вселенском Соборе. После того царь выделил святителю достаточно денег и отправил в Аравию исправлять нестроения в местной Церкви.
Потом святитель отправился в Иерусалим, где примирил множество конфликтовавших епископов и священников.
Последние годы земной жизни Григорий прожил в Ниссе.
В 394 году святой Григорий посетил Константинополь, чтобы поучаствовать в Соборе, созванном по вопросам Аравийской Церкви. В том же году святитель отошел ко Господу.
Единственная ошибка в писаниях Григория Нисского – благосклонность к учению о всеобщем спасении людей и конечности мук грешников. Все остальное их содержание является чистейшим православием.
Вот догматико-полемические работы Григория: Большое огласительное слово; Слово к Авлавию о том, что не "три Бога"; Слово о Святом Духе против македонян-духоборцев; О душе и воскресении; Диалог с сестрой Макриной; Опровержение Евномия; Опровержение мнений Аполлинария; Слово против Ария и Савеллия; Слово против Аполлинария к Феофилу; епископу Александрийскому; Слово против учения о судьбе; О младенцах, преждевременно похищаемых смертью; Слово к Иерию; Канонические правила Православной Церкви с толкованиями; Правила святых отцов.
Экзегетические труды: О Шестодневе; Об устроении человека; Беседы о молитве Господней; О жизни Моисея Законодателя; Точное истолкование Екклезиаста Соломонова; Толкование на шестой Псалом; Изъяснение Песни песней Соломона; О надписании псалмов; О чревовещательнице; Письмо к епископу Феодосию; О блаженствах.
Третья группа – нравственно-аскетические работы: О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве; Послание о жизни преподобной Макрины; О девстве; Послание к Армонию о том, что значит звание "христианин"; Послание к Олимпию о совершенстве.
В творческое наследие Григория Нисского также входит множество проповедей и писем.