Яндекс Вебмастер — сложный инструмент для профессионалов, но некоторые возможности будут понятны и полезны любому владельцу сайта, даже не обладающему специальными знаниями. Бесплатный сервис выявляет технические ошибки, показывает, насколько страницы привлекательны для пользователей, даёт инструкции, как исправить нарушения и улучшить продвижение. В статье рассказываем, как войти в Личный кабинет Яндекс Вебмастера, разобраться в его возможностях и улучшить сайт с помощью подсказок.
Зачем нужен Яндекс Вебмастер: краткий обзор функций
Яндекс Вебмастер — это сервис для управления сайтом и его оптимизации.
Вот основные разделы и их назначение:
- Сводка — здесь на панели Яндекс Вебмастера собрана основная информация об обновлениях, краткие выжимки из других разделов.
- Оптимизация сайта — здесь собирается информация о технических ошибках и рекомендации по доработкам.
- Эффективность — в этом разделе кабинета Яндекс Вебмастера можно увидеть, какие позиции занимает сайт в поиске, по каким запросам его находят, трафик по каждой фразе, кликабельность кратких описаний в общей выдаче.
- Индексирование — здесь можно убедиться, что роботы знают все страницы сайта, ускорить обход, чтобы обновления быстрее влияли на позиции.
- Инструменты — это сервисы для проверки robots.txt, sitemap, микроразметки, доступности страниц. Они помогают убедиться, что коды работают правильно и позволяют роботам корректно проиндексировать сайт.
- Представление в поиске — Яндекс Вебмастер помогает проверить и улучшить сниппет, чтобы он стал лучше, чем у конкурентов, и привлекал больше пользователей из поисковой выдачи.
- Ссылки — в этом разделе Яндекс Вебмастера можно узнать, какие ссылки ведут на сайт извне, как связаны страницы внутри. Это позволяет вовремя выявить неработающие ссылки, чтобы не ухудшать позиции сайт и не путать посетителей.
- Турбо-страницы#nbsp;— раздел для работы с облегчёнными версиями страниц.
Подробно о каждом разделе и инструменте рассказывает Справка Яндекс Вебмастера. А в этой статье дадим краткий обзор простых возможностей, доступных для неспециалиста.
Настройка и подключение Яндекс Вебмастера
Чтобы пользоваться сервисом, нужно добавить сайт в Яндекс Вебмастер и подтвердить доступ.
Вот как это сделать:
1. Для входа в Яндекс Вебмастер авторизуйтесь в Яндекс ID (в почте Яндекса), перейдите на сайт https://webmaster.yandex.ru/ и кликните «Добавить сайт».
2. Введите адрес сайта, с которым он будет отображаться в поиске.
3. Сервис предложит несколько способов, как подтвердить право доступа в Яндекс Вебмастере. Система рекомендует использовать HTML-файл, этот вариант простой и довольно универсальный. Нужно скопировать указанный код и добавить файл с ним в корень папки сайта (т. е. не во вложенные папки).
4. Также право доступа в Яндекс Вебмастере можно подтвердить, введя указанный метатег на главной странице или с помощью DNS-записи. Владельцы сайтов на Tilda и пользователи 1С-Битрикс могут воспользоваться настройками систем. Так, в «Тильде» можно не прописывать метатег самостоятельно, а указать код для Яндекс Вебмастера в настройках сайта.
5. Выполнив инструкцию, нажмите «Подтвердить». Скорость обновления зависит от выбранного способа.
После успешного подтверждения в разделе «Сводка» отобразится основная информация о сайте, а сам он будет доступен в меню «Мои сайты».
Чтобы с Яндекс Вебмастером работал сотрудник или наёмный специалист, нужно делегировать этому человеку права доступа. Кликните «Настройки» → «Права доступа», выберите «Делегирование прав» и укажите логин пользователя в Яндексе. Если сотрудничество прекратилось, право доступа к Яндекс Вебмастеру нужно отозвать.
Как найти ошибки и нарушения на сайте с Яндекс Вебмастером
Яндекс Вебмастер подсказывает, как сделать сайт удобным и безопасным для пользователей, вывести его на хорошие позиции.
Основные технические проблемы собираются в разделе «Оптимизация» → «Диагностика сайта».
Яндекс Вебмастер делит проблемы на три группы:
- фатальные — из-за них сайт или его страницы могут пропасть из результатов поиска;
- критичные — их нужно исправить как можно скорее;
- возможные — могут ухудшить индексацию сайта позиции.
Также Яндекс Вебмастер даёт советы, как сделать сайт привлекательнее и вывести страницы на более высокие позиции. Они отображаются в «Рекомендациях».
Нужно учитывать, что Яндекс Вебмастер проверяет лишь основные показатели, не вникая в детали. Например, он предупредит, если на сайте нет метатегов или они дублируются на разных страницах. Но если у главной страницы заголовок «Главная», а у каталога — «Каталог», сервис не увидит в этом проблемы. На самом деле, такие заголовки неверны, потому что не содержат поисковых запросов, которые описывают содержание страниц и привлекают пользователей. Для проверки подобных нюансов нужно заказывать SEO-аудит.
Если Диагностика сайта показала ошибки, Яндекс Вебмастер даст инструкцию, как их исправить. Чтобы поисковая система быстрее узнала об изменениях отправьте страницу на переобход: как это сделать рассказываем далее в разделе об улучшении индексации.
Проблемы с безопасностью и качеством контента собираются в разделе «Оптимизация» → «Безопасность и нарушения».
Претензии бывают даже к добросовестным владельцам, не пытающимся «подделать» дизайн известного сайта или обманом собирать персональные данные. Обычно сложности возникают из-за некачественной оптимизации, злоупотребления инструментами. Например, Яндекс Вебмастер может выявить переспамленные SEO-тексты, содержащие массу ключей, но бесполезные для пользователя. Или — накрутку поведенческих факторов, многочисленные ссылки с сомнительных ресурсов.
Устранив нарушения, нужно кликнуть «Я всё исправил». Перед кликом по ней убедитесь, что проблема действительно решена. Иначе воспользоваться кнопкой в следующий раз можно будет только через месяц.
Как проверить позиции по поисковым запросам с Яндекс Вебмастером
Присутствия в поиске мало, намного важнее занимать хорошие позиции. А ещё — иметь привлекательное описание страницы в выдаче, по которому хочется кликнуть.
Отследить показатели помогают инструменты «Статистика запросов» и «Статистика страниц в поиске» в разделе «Эффективность».
Яндекс Вебмастер показывает:
- позиции страниц. Если они низкие, проверьте, уникальны ли Title и Description, есть ли в текстах ключевые слова, которые ищут посетители, полезен ли материал, легко ли читается. Убедитесь, что нет замечаний по диагностике и безопасности сайта;
- трафик по всем страницам для оценки особенностей спроса. Если посетителей мало, но позиции высокие и у сниппета хороший CTR, возможно, для продвижения выбраны слишком низкочастотные запросы;
- CTR сниппета. Это доля кликнувших по краткому описанию в общей выдаче среди всех посмотревших. Низкий процент может означать, что описание страницы недостаточно привлекательно или не соответствует сути запроса. В отдельной статье рассказываем, как улучшить сниппет.
Инструмент «Мониторинг запросов» также показывает спрос по ключевым фразам — то есть сколько раз их вводили за месяц.
Яндекс Вебмастер отражает изменения: так легко отследить, как обновления повлияли на результат: например, стал ли новый сниппет более кликабельным, привлекают ли добавленные ключевые фразы новых пользователей, как меняются позиции.
Если позиции высокие и сниппет кликабельный, а посетителей мало, вероятно, стоит попробовать подобрать другие вопросы. В этом поможет инструмент «Подбор запросов и анализ рынка»: на декабрь 2024 года он на стадии тестирования.
Таблица показывает:
- основные запросы — содержащие введённое слово или словосочетание;
- дополнительные — не содержащие именно введённое словосочетание, но близкие по контексту. Например, для «купить куртку» дополнительным запросом может быть «купить пуховик»;
- конкурентность — насколько сложно будет продвигать запрос в поиске;
- спрос;
- клики.
Как улучшить индексацию с помощью Яндекс Вебмастера
Чтобы успешно привлекать посетителей, сайт должен быть на хороших позициях в выдаче Яндекса. А для этого нужно, чтобы поисковые роботы обошли его страницы и «запомнили» содержимое.
Яндекс Вебмастер поможет:
- проверить, какие страницы есть в индексе (то есть известны роботам и могут появляться в выдаче по подходящим запросам);
- добавить в индекс недостающие страницы;
- быстро проиндексировать страницы после изменений (показать роботам обновления, чтобы они учли их при ранжировании);
- убрать из поиска страницы, которые не должны там находиться.
Узнать, какие страницы обходит робот, можно в разделе Яндекс Вебмастера «Индексирование» → «Статистика обхода».
Там показаны:
- адреса страниц — все страницы, предназначенные для посетителей, должны быть в списке, а технические, например 404 или дубли, — отсутствовать;
- даты последнего обхода — если с того момента контент изменялся, для ускорения индексации можно отправить страницу на переобход;
- код ответа страницы — 200 означает, что всё в порядке, 301 — что со страницы сделано перенаправление на другую, 404 — страница не найдена. Последние не должны присутствовать в поиске.
Бывает, что роботы не посещают страницы, которые нужно проиндексировать. Исправить это можно четырьмя способами:
- создать файл Sitemap, где описано, какие страницы есть на сайте;
- установить на все страницы счётчик Метрики и привязать счётчик к Вебмастеру;
- запустить переобход страниц;
- использовать протокол IndexNow — более сложный способ, требующий умения работать с API.
Как проверить Sitemap с помощью Яндекс Вебмастера
Sitemap, то есть карта сайта выглядит примерно так, как показано ниже.
В коде указано:
- ссылка на страницу — тег loc;
- как часто обновляется — changefreq;
- дата последнего обновления — lastmod;
- priority — значимость страницы.
Информация о странице по ссылке размещается между «url» и «/url».
«loc» со ссылками на все страницы необходимы, остальное прописывать не обязательно, но может быть полезно для своевременной индексации.
Проверить правильность sitemap поможет инструмент Яндекс Вебмастера «Анализ файлов Sitemap», доступный в разделе «Индексирование». Он проверяет формальные ошибки: например, покажет пропущенный обязательный тег. Но выявить неочевидные недочёты, как отсутствие некоторых страниц, сервис не поможет.
Чтобы добавить Sitemap в Яндекс Вебмастер, перейдите в раздел «Индексирование» → «Файлы Sitemap» и укажите ссылку. Если всё сделано верно, отобразится ответ «ОК».
Как подключить в Вебмастере индексацию с привязкой к Яндекс Метрике
После этого в «Индексировании» «Яндекс Вебмастера можно выбрать «Обход по счётчикам». Теперь робот будет обходить все страницы, где есть счётчик Метрики.Чтобы не запускать в Яндекс Вебмастере обход для каждый новой страницы, можно связать сервис с вашим счётчиком Яндекс Метрики.
Для этого нужно:В Вебмастере в разделе «Настройки» выбрать «Привязка к Яндекс Метрике»;
Выбрать «Добавить счётчик», указать его номер;
Подтвердить привязку в Метрике.
Как запустить переобход страниц с помощью Яндекс Вебмастера
Иногда нужно показать роботам обновлённые страницы быстрее, не дожидаясь очередного обхода. Это полезно, если вы опубликовали важную новость или исправили ошибки.
Чтобы ускорить процесс, нужно в разделе «Индексирование» выбрать «Переобход страниц» и указать нужную ссылку.
Это лишь краткий обзор самых простых возможностей Яндекс Вебмастера, на самом деле его функционал намного шире. Но сервис проверяет в первую очередь технические факторы. Как сделать сайт более продающим, привлекательным для пользователя, подскажет аудит Точка Рекламы. Здесь же вы можете проверить другие ваши площадки — магазина на маркетплейсах, группу ВКонтакте. Анализ поможет сделать страницу интереснее для посетителей и получать лучшие результаты от рекламы без лишних затрат.
Оригинал статьи опубликован в блоге Точка Рекламы.