Найти в Дзене
Точка Реклама

Яндекс Вебмастер: что это и зачем нужно владельцу сайта?

Яндекс Вебмастер — сложный инструмент для профессионалов, но некоторые возможности будут понятны и полезны любому владельцу сайта, даже не обладающему специальными знаниями. Бесплатный сервис выявляет технические ошибки, показывает, насколько страницы привлекательны для пользователей, даёт инструкции, как исправить нарушения и улучшить продвижение. В статье рассказываем, как войти в Личный кабинет Яндекс Вебмастера, разобраться в его возможностях и улучшить сайт с помощью подсказок. Яндекс Вебмастер — это сервис для управления сайтом и его оптимизации.
Вот основные разделы и их назначение: Подробно о каждом разделе и инструменте рассказывает Справка Яндекс Вебмастера. А в этой статье дадим краткий обзор простых возможностей, доступных для неспециалиста. Чтобы пользоваться сервисом, нужно добавить сайт в Яндекс Вебмастер и подтвердить доступ.
Вот как это сделать:
1. Для входа в Яндекс Вебмастер авторизуйтесь в Яндекс ID (в почте Яндекса), перейдите на сайт https://webmaster.yandex.ru
Оглавление

Яндекс Вебмастер — сложный инструмент для профессионалов, но некоторые возможности будут понятны и полезны любому владельцу сайта, даже не обладающему специальными знаниями. Бесплатный сервис выявляет технические ошибки, показывает, насколько страницы привлекательны для пользователей, даёт инструкции, как исправить нарушения и улучшить продвижение. В статье рассказываем, как войти в Личный кабинет Яндекс Вебмастера, разобраться в его возможностях и улучшить сайт с помощью подсказок.

Зачем нужен Яндекс Вебмастер: краткий обзор функций

Яндекс Вебмастер — это сервис для управления сайтом и его оптимизации.

Вот основные разделы и их назначение:

  • Сводка — здесь на панели Яндекс Вебмастера собрана основная информация об обновлениях, краткие выжимки из других разделов.
  • Оптимизация сайта — здесь собирается информация о технических ошибках и рекомендации по доработкам.
  • Эффективность — в этом разделе кабинета Яндекс Вебмастера можно увидеть, какие позиции занимает сайт в поиске, по каким запросам его находят, трафик по каждой фразе, кликабельность кратких описаний в общей выдаче.
  • Индексирование — здесь можно убедиться, что роботы знают все страницы сайта, ускорить обход, чтобы обновления быстрее влияли на позиции.
  • Инструменты — это сервисы для проверки robots.txt, sitemap, микроразметки, доступности страниц. Они помогают убедиться, что коды работают правильно и позволяют роботам корректно проиндексировать сайт.
Панель инструментов Яндекс Вебмастера. Сервисы проверяют формальную правильность кодов, но не оценивают, насколько полезны для продвижения записанные там решения.
Панель инструментов Яндекс Вебмастера. Сервисы проверяют формальную правильность кодов, но не оценивают, насколько полезны для продвижения записанные там решения.
  • Представление в поиске — Яндекс Вебмастер помогает проверить и улучшить сниппет, чтобы он стал лучше, чем у конкурентов, и привлекал больше пользователей из поисковой выдачи.
  • Ссылки — в этом разделе Яндекс Вебмастера можно узнать, какие ссылки ведут на сайт извне, как связаны страницы внутри. Это позволяет вовремя выявить неработающие ссылки, чтобы не ухудшать позиции сайт и не путать посетителей.
  • Турбо-страницы#nbsp;— раздел для работы с облегчёнными версиями страниц.

Подробно о каждом разделе и инструменте рассказывает Справка Яндекс Вебмастера. А в этой статье дадим краткий обзор простых возможностей, доступных для неспециалиста.

Настройка и подключение Яндекс Вебмастера

Чтобы пользоваться сервисом, нужно добавить сайт в Яндекс Вебмастер и подтвердить доступ.

Вот как это сделать:

1. Для входа в Яндекс Вебмастер авторизуйтесь в Яндекс ID (в почте Яндекса), перейдите на сайт
https://webmaster.yandex.ru/ и кликните «Добавить сайт».

2. Введите адрес сайта, с которым он будет отображаться в поиске.

3. Сервис предложит несколько способов, как подтвердить право доступа в Яндекс Вебмастере. Система рекомендует использовать HTML-файл, этот вариант простой и довольно универсальный. Нужно скопировать указанный код и добавить файл с ним в корень папки сайта (т. е. не во вложенные папки).

4. Также право доступа в Яндекс Вебмастере можно подтвердить, введя указанный метатег на главной странице или с помощью DNS-записи. Владельцы сайтов на Tilda и пользователи 1С-Битрикс могут воспользоваться настройками систем. Так, в «Тильде» можно не прописывать метатег самостоятельно, а указать код для Яндекс Вебмастера в настройках сайта.

5. Выполнив инструкцию, нажмите «Подтвердить». Скорость обновления зависит от выбранного способа.

Выберите способ подтверждения доступа к Яндекс Вебмастеру на панели вверху, выполните открывшиеся инструкции и нажмите «Подтвердить»
Выберите способ подтверждения доступа к Яндекс Вебмастеру на панели вверху, выполните открывшиеся инструкции и нажмите «Подтвердить»

После успешного подтверждения в разделе «Сводка» отобразится основная информация о сайте, а сам он будет доступен в меню «Мои сайты».

Чтобы с Яндекс Вебмастером работал сотрудник или наёмный специалист, нужно делегировать этому человеку права доступа. Кликните «Настройки» → «Права доступа», выберите «Делегирование прав» и укажите логин пользователя в Яндексе. Если сотрудничество прекратилось, право доступа к Яндекс Вебмастеру нужно отозвать.

Как найти ошибки и нарушения на сайте с Яндекс Вебмастером

Яндекс Вебмастер подсказывает, как сделать сайт удобным и безопасным для пользователей, вывести его на хорошие позиции.

Основные технические проблемы собираются в разделе «Оптимизация» → «Диагностика сайта».

Яндекс Вебмастер делит проблемы на три группы:

  • фатальные — из-за них сайт или его страницы могут пропасть из результатов поиска;
  • критичные — их нужно исправить как можно скорее;
  • возможные — могут ухудшить индексацию сайта позиции.

Также Яндекс Вебмастер даёт советы, как сделать сайт привлекательнее и вывести страницы на более высокие позиции. Они отображаются в «Рекомендациях».

-4

Нужно учитывать, что Яндекс Вебмастер проверяет лишь основные показатели, не вникая в детали. Например, он предупредит, если на сайте нет метатегов или они дублируются на разных страницах. Но если у главной страницы заголовок «Главная», а у каталога — «Каталог», сервис не увидит в этом проблемы. На самом деле, такие заголовки неверны, потому что не содержат поисковых запросов, которые описывают содержание страниц и привлекают пользователей. Для проверки подобных нюансов нужно заказывать SEO-аудит.

Если Диагностика сайта показала ошибки, Яндекс Вебмастер даст инструкцию, как их исправить. Чтобы поисковая система быстрее узнала об изменениях отправьте страницу на переобход: как это сделать рассказываем далее в разделе об улучшении индексации.

Проблемы с безопасностью и качеством контента собираются в разделе «Оптимизация» → «Безопасность и нарушения».

Претензии бывают даже к добросовестным владельцам, не пытающимся «подделать» дизайн известного сайта или обманом собирать персональные данные. Обычно сложности возникают из-за некачественной оптимизации, злоупотребления инструментами. Например, Яндекс Вебмастер может выявить переспамленные SEO-тексты, содержащие массу ключей, но бесполезные для пользователя. Или —
накрутку поведенческих факторов, многочисленные ссылки с сомнительных ресурсов.

Устранив нарушения, нужно кликнуть «Я всё исправил». Перед кликом по ней убедитесь, что проблема действительно решена. Иначе воспользоваться кнопкой в следующий раз можно будет только через месяц.

Как проверить позиции по поисковым запросам с Яндекс Вебмастером

Присутствия в поиске мало, намного важнее занимать хорошие позиции. А ещё — иметь привлекательное описание страницы в выдаче, по которому хочется кликнуть.

Отследить показатели помогают инструменты «Статистика запросов» и «Статистика страниц в поиске» в разделе «Эффективность».

Яндекс Вебмастер показывает:

  • позиции страниц. Если они низкие, проверьте, уникальны ли Title и Description, есть ли в текстах ключевые слова, которые ищут посетители, полезен ли материал, легко ли читается. Убедитесь, что нет замечаний по диагностике и безопасности сайта;
  • трафик по всем страницам для оценки особенностей спроса. Если посетителей мало, но позиции высокие и у сниппета хороший CTR, возможно, для продвижения выбраны слишком низкочастотные запросы;
  • CTR сниппета. Это доля кликнувших по краткому описанию в общей выдаче среди всех посмотревших. Низкий процент может означать, что описание страницы недостаточно привлекательно или не соответствует сути запроса. В отдельной статье рассказываем, как улучшить сниппет.

-5

Инструмент «Мониторинг запросов» также показывает спрос по ключевым фразам — то есть сколько раз их вводили за месяц.

Яндекс Вебмастер отражает изменения: так легко отследить, как обновления повлияли на результат: например, стал ли новый сниппет более кликабельным, привлекают ли добавленные ключевые фразы новых пользователей, как меняются позиции.

-6

Если позиции высокие и сниппет кликабельный, а посетителей мало, вероятно, стоит попробовать подобрать другие вопросы. В этом поможет инструмент «Подбор запросов и анализ рынка»: на декабрь 2024 года он на стадии тестирования.

Таблица показывает:

  • основные запросы — содержащие введённое слово или словосочетание;
  • дополнительные — не содержащие именно введённое словосочетание, но близкие по контексту. Например, для «купить куртку» дополнительным запросом может быть «купить пуховик»;
  • конкурентность — насколько сложно будет продвигать запрос в поиске;
  • спрос;
  • клики.
-7

Как улучшить индексацию с помощью Яндекс Вебмастера

Чтобы успешно привлекать посетителей, сайт должен быть на хороших позициях в выдаче Яндекса. А для этого нужно, чтобы поисковые роботы обошли его страницы и «запомнили» содержимое.

Яндекс Вебмастер поможет:

  • проверить, какие страницы есть в индексе (то есть известны роботам и могут появляться в выдаче по подходящим запросам);
  • добавить в индекс недостающие страницы;
  • быстро проиндексировать страницы после изменений (показать роботам обновления, чтобы они учли их при ранжировании);
  • убрать из поиска страницы, которые не должны там находиться.

Узнать, какие страницы обходит робот, можно в разделе Яндекс Вебмастера «Индексирование» → «Статистика обхода».

-8

Там показаны:

  • адреса страниц — все страницы, предназначенные для посетителей, должны быть в списке, а технические, например 404 или дубли, — отсутствовать;
  • даты последнего обхода — если с того момента контент изменялся, для ускорения индексации можно отправить страницу на переобход;
  • код ответа страницы — 200 означает, что всё в порядке, 301 — что со страницы сделано перенаправление на другую, 404 — страница не найдена. Последние не должны присутствовать в поиске.

Бывает, что роботы не посещают страницы, которые нужно проиндексировать. Исправить это можно четырьмя способами:

  • создать файл Sitemap, где описано, какие страницы есть на сайте;
  • установить на все страницы счётчик Метрики и привязать счётчик к Вебмастеру;
  • запустить переобход страниц;
  • использовать протокол IndexNow — более сложный способ, требующий умения работать с API.
А чтобы закрыть от роботов «ненужные» страницы, выберите в Вебмастере «Инструменты» → «Удаление страниц из поиска» и укажите ссылки
А чтобы закрыть от роботов «ненужные» страницы, выберите в Вебмастере «Инструменты» → «Удаление страниц из поиска» и укажите ссылки

Как проверить Sitemap с помощью Яндекс Вебмастера

Sitemap, то есть карта сайта выглядит примерно так, как показано ниже.

В коде указано:

  • ссылка на страницу — тег loc;
  • как часто обновляется — changefreq;
  • дата последнего обновления — lastmod;
  • priority — значимость страницы.

-10

Информация о странице по ссылке размещается между «url» и «/url».

«loc» со ссылками на все страницы необходимы, остальное прописывать не обязательно, но может быть полезно для своевременной индексации.

Проверить правильность sitemap поможет инструмент Яндекс Вебмастера «Анализ файлов Sitemap», доступный в разделе «Индексирование». Он проверяет формальные ошибки: например, покажет пропущенный обязательный тег. Но выявить неочевидные недочёты, как отсутствие некоторых страниц, сервис не поможет.

Чтобы добавить Sitemap в Яндекс Вебмастер, перейдите в раздел «Индексирование» → «Файлы Sitemap» и укажите ссылку. Если всё сделано верно, отобразится ответ «ОК».

Как подключить в Вебмастере индексацию с привязкой к Яндекс Метрике

После этого в «Индексировании» «Яндекс Вебмастера можно выбрать «Обход по счётчикам». Теперь робот будет обходить все страницы, где есть счётчик Метрики.Чтобы не запускать в Яндекс Вебмастере обход для каждый новой страницы, можно связать сервис с вашим счётчиком Яндекс Метрики.

Для этого нужно:В Вебмастере в разделе «Настройки» выбрать «Привязка к Яндекс Метрике»;
Выбрать «Добавить счётчик», указать его номер;
Подтвердить привязку в Метрике.

-11

Как запустить переобход страниц с помощью Яндекс Вебмастера

Иногда нужно показать роботам обновлённые страницы быстрее, не дожидаясь очередного обхода. Это полезно, если вы опубликовали важную новость или исправили ошибки.

Чтобы ускорить процесс, нужно в разделе «Индексирование» выбрать «Переобход страниц» и указать нужную ссылку.

Это лишь краткий обзор самых простых возможностей Яндекс Вебмастера, на самом деле его функционал намного шире. Но сервис проверяет в первую очередь технические факторы. Как сделать сайт более продающим, привлекательным для пользователя, подскажет
аудит Точка Рекламы. Здесь же вы можете проверить другие ваши площадки — магазина на маркетплейсах, группу ВКонтакте. Анализ поможет сделать страницу интереснее для посетителей и получать лучшие результаты от рекламы без лишних затрат.

Оригинал статьи опубликован в блоге Точка Рекламы.