Если ребенок мало времени проводит за такими занятиями, как рисование, лепка, аппликация, его речевое развитие будет отставать от возрастных норм. Организуя занятия с детьми в формате онлайн, логопеды школы Novator руководствуются принципом взаимосвязи мелкой моторики и развития речи.
За что отвечает мелкая моторика
Мелкой моторикой в педагогике и психологии принято называть всю совокупность тонких движений
Умение совершать тонкие манипуляции с мелкими предметами, ловкость пальцев и подвижность кисти обеспечивают ребенку успешное формирование таких навыков, как:
- разборчивое письмо;
- равномерное закрашивание фигуры;
- умение делать ровную штриховку;
- выполнение действий, связанных с самообслуживанием (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)
Формирование мелкой моторики зависит от правильности и гармоничности физического развития. В основе тренировки данного навыка лежит сбалансированная работа мозга, речевых центров и нервной системы.
Логопеды акцентируют внимание родителей на тренировке моторных навыков дошкольников, так как мелкая моторика влияет на речь. Значимость мелкой моторики обнаруживает себя в процессе подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе. Если моторные способности у него развиты слабо, он будет испытывать сложности при заполнении прописей и выполнении любых практических заданий. Его пальчики будут быстро уставать, а поделки из природного материала, рисунки и записи в тетрадях будут далеки от совершенства.
Как мелкая моторика рук влияет на речевое развитие
Влияние мелкой моторики на развитие речи заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров
Другими словами, моторные умения определяют успешность формирования речевых умений. Это связано с тем, что использование жеста в качестве средства общения появилось раньше, чем устная речь. Совершенствование вокализации и овладение навыками связной речи не отменяет использование жестикуляции. Постепенно жесты первобытного человека совершенствовались, усложнялись, и он стал для общения использовать сначала звуки, а потом и слова.
Логопедическая практика показывает, что формирование речевых навыков современного человека осуществляется по аналогичной схеме: сначала он использует жесты, затем вокализацию и артикуляцию, а после – слоги, слова и предложения для сообщения взрослым о своих потребностях и желаниях.
Кроме того, тот факт, что существует влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников, подтверждают физиологи. Они установили, что центры речи и двигательные центры в головном мозге человека находятся рядом. Именно поэтому нарушение координации движений влечет за собой появление различных логопедических аномалий. Мозг получает импульсы от кистей рук, что благоприятно действует на работу всего мозга в целом и речевых центров в частности.
Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимы систематические занятия по развитию моторных умений и речевых навыков. Курс занятий целесообразно проводить в форме игры, так как эта деятельность вызывает у дошкольников неподдельный интерес.
Возраст для развития мелкой моторики
Специалисты рекомендуют начинать занятия по тренировке моторных умений малыша с раннего возраста. Для этого можно использовать различные средства:
- игры с песком;
- пальчиковые игры;
- лепку из пластилина или глины;
- перебирание мелких предметов;
- собирание детской мозаики;
- конструирование фигурок из различного строительного материала;
- рисование красками и карандашами.
Практические упражнения развивают у малыша зрительно-моторную координацию, точность движений пальцев, умение работать по образцу, планировать собственную деятельность и соотносить полученный результат с изначальной целью. Кроме того, такие занятия развивают творческий потенциал личности. Большой опыт работы с разными материалами развивает воображение. Положительная реакция родителей на творчество ребенка укрепляет у него веру в себя.
Пособие от нейропсихологов Novator с заданиями, которые развивают мелкую моторику, можно найти в статье: https://clck.ru/3FmsQk
Как организовать занятия
Особенности организации занятий по тренировке моторных умений обусловлены возрастом детей. Кроме того, квалифицированный педагог при планировании рабочего процесса учитывает индивидуальные предпочтения ребенка и его сенсорный опыт. Главный принцип – занятия должны проводиться в системе. Разовая организация содержательного досуга малыша не даст ощутимых положительных сдвигов в развитии его моторных навыков.
Содержание занятия должно вызывать у ребенка интерес и желание действовать с предложенными педагогом материалами. Увлечь ребенка можно с помощью игровых приемов, художественного слова, похвалы. Специалист должен применять личностно-ориентированный подход.
Стандартный алгоритм построения занятия выглядит следующим образом:
- Педагог сообщает ребенку тему занятия, мотивирует его интерес. Для этого можно показать поделку, которая получится у малыша, дать возможность потрогать материалы, приготовленные для занятия. Если занятие не предполагает создание продукта, педагог должен рассказать ребенку правила игры.
- Педагог знакомит ребенка с этапами работы, показывает способы выполнения практических операций. Нужно показывать движения медленно, чтобы ребенок смог их запомнить и повторить за педагогом.
- Выполнение задания. На этом этапе можно для стимуляции интереса использовать потешки, прибаутки, веселые песенки, музыкальное сопровождение деятельности.
Важно доверить своего ребенка специалисту. С педагогами онлайн-школы логопедии Novator и их подходом можно познакомиться на бесплатном пробном занятии. Чтобы выбрать удобное время, оставляйте заявку по ссылке: https://clck.ru/3E6CFq
Игры для развития мелкой моторики
Для повышения уровня развития моторных навыков ребенка можно использовать такие игры, как:
- Катание карандаша. Для стимуляции нервных окончаний можно предложить ребенку покатать в ладошках ребристый карандаш или ручку.
- Катание шарика. Для игры нужно подготовить игровое поле с извилистыми дорожками. Ребенку дается маленький шарик. Он должен ладошкой прокатить шарик по дорожкам.
- Сортировка. В небольшой емкости нужно смешать сухие горох и фасоль. Задача ребенка – сортировать их. При этом захватывать фасоль и горошинки нужно кончиками указательного и большого пальцев. Остальные пальчики нужно собрать в кулак, чтобы они не мешали.
- Шнуровка. Для игры можно заготовить доску с небольшими отверстиями и разноцветные шнурки. Ребенку предлагается выполнить шнуровку и завязать бантиком концы шнурков.
- Бумажная фантазия. В этой игре ребенку предлагается рвать цветные странички старого журнала на мелкие кусочки и приклеивать их на альбомный лист, чтобы получилась сюжетная композиция.
- Баночки. Для игры нужно подготовить баночки с тугими крышками. Ребенку предлагается открывать и закрывать их. Чтобы малышу было интереснее, в баночки можно положить какие-нибудь мелкие предметы.
- Моталка. К карандашу нужно прикрепить нитку. Задача ребенка – намотать эту нитку на карандаш. При этом ему разрешается только крутить карандаш, не трогая саму нитку.
Советы нейропсихологов для родителей по развитию моторики ребенка
Таким образом, для развития моторных функций у ребенка нужно:
- Организовать занятия по укреплению пальчиков и формированию правильного захвата предметов на регулярной основе.
- Делать ребенку младенческого возраста массаж ладошек. Для этого можно использовать пальчиковые игры.
- Ежедневно предлагать малышу дидактические игрушки. Огромным потенциалом для развития мелкой моторики обладают: пирамидка, конструкторы, кубики, матрешки. Использование этих предметов в игре не только улучшает моторику, но и развивает пространственное мышление малыша.