Найти в Дзене
Онлайн-логопеды Novator

Как мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Игры и полезные советы родителям

Оглавление

Если ребенок мало времени проводит за такими занятиями, как рисование, лепка, аппликация, его речевое развитие будет отставать от возрастных норм. Организуя занятия с детьми в формате онлайн, логопеды школы Novator руководствуются принципом взаимосвязи мелкой моторики и развития речи.

За что отвечает мелкая моторика

Мелкой моторикой в педагогике и психологии принято называть всю совокупность тонких движений

Умение совершать тонкие манипуляции с мелкими предметами, ловкость пальцев и подвижность кисти обеспечивают ребенку успешное формирование таких навыков, как:

  • разборчивое письмо;
  • равномерное закрашивание фигуры;
  • умение делать ровную штриховку;
  • выполнение действий, связанных с самообслуживанием (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)

Формирование мелкой моторики зависит от правильности и гармоничности физического развития. В основе тренировки данного навыка лежит сбалансированная работа мозга, речевых центров и нервной системы.

Логопеды акцентируют внимание родителей на тренировке моторных навыков дошкольников, так как мелкая моторика влияет на речь. Значимость мелкой моторики обнаруживает себя в процессе подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе. Если моторные способности у него развиты слабо, он будет испытывать сложности при заполнении прописей и выполнении любых практических заданий. Его пальчики будут быстро уставать, а поделки из природного материала, рисунки и записи в тетрадях будут далеки от совершенства.

Как мелкая моторика рук влияет на речевое развитие

Влияние мелкой моторики на развитие речи заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров

Другими словами, моторные умения определяют успешность формирования речевых умений. Это связано с тем, что использование жеста в качестве средства общения появилось раньше, чем устная речь. Совершенствование вокализации и овладение навыками связной речи не отменяет использование жестикуляции. Постепенно жесты первобытного человека совершенствовались, усложнялись, и он стал для общения использовать сначала звуки, а потом и слова.

Логопедическая практика показывает, что формирование речевых навыков современного человека осуществляется по аналогичной схеме: сначала он использует жесты, затем вокализацию и артикуляцию, а после – слоги, слова и предложения для сообщения взрослым о своих потребностях и желаниях.

Кроме того, тот факт, что существует влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников, подтверждают физиологи. Они установили, что центры речи и двигательные центры в головном мозге человека находятся рядом. Именно поэтому нарушение координации движений влечет за собой появление различных логопедических аномалий. Мозг получает импульсы от кистей рук, что благоприятно действует на работу всего мозга в целом и речевых центров в частности.

Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимы систематические занятия по развитию моторных умений и речевых навыков. Курс занятий целесообразно проводить в форме игры, так как эта деятельность вызывает у дошкольников неподдельный интерес.

Возраст для развития мелкой моторики

Специалисты рекомендуют начинать занятия по тренировке моторных умений малыша с раннего возраста. Для этого можно использовать различные средства:

  • игры с песком;
  • пальчиковые игры;
  • лепку из пластилина или глины;
  • перебирание мелких предметов;
  • собирание детской мозаики;
  • конструирование фигурок из различного строительного материала;
  • рисование красками и карандашами.

Практические упражнения развивают у малыша зрительно-моторную координацию, точность движений пальцев, умение работать по образцу, планировать собственную деятельность и соотносить полученный результат с изначальной целью. Кроме того, такие занятия развивают творческий потенциал личности. Большой опыт работы с разными материалами развивает воображение. Положительная реакция родителей на творчество ребенка укрепляет у него веру в себя.

Пособие от нейропсихологов Novator с заданиями, которые развивают мелкую моторику, можно найти в статье: https://clck.ru/3FmsQk

Как организовать занятия

Особенности организации занятий по тренировке моторных умений обусловлены возрастом детей. Кроме того, квалифицированный педагог при планировании рабочего процесса учитывает индивидуальные предпочтения ребенка и его сенсорный опыт. Главный принцип – занятия должны проводиться в системе. Разовая организация содержательного досуга малыша не даст ощутимых положительных сдвигов в развитии его моторных навыков.

Содержание занятия должно вызывать у ребенка интерес и желание действовать с предложенными педагогом материалами. Увлечь ребенка можно с помощью игровых приемов, художественного слова, похвалы. Специалист должен применять личностно-ориентированный подход.

Стандартный алгоритм построения занятия выглядит следующим образом:

  1. Педагог сообщает ребенку тему занятия, мотивирует его интерес. Для этого можно показать поделку, которая получится у малыша, дать возможность потрогать материалы, приготовленные для занятия. Если занятие не предполагает создание продукта, педагог должен рассказать ребенку правила игры.
  2. Педагог знакомит ребенка с этапами работы, показывает способы выполнения практических операций. Нужно показывать движения медленно, чтобы ребенок смог их запомнить и повторить за педагогом.
  3. Выполнение задания. На этом этапе можно для стимуляции интереса использовать потешки, прибаутки, веселые песенки, музыкальное сопровождение деятельности.

Важно доверить своего ребенка специалисту. С педагогами онлайн-школы логопедии Novator и их подходом можно познакомиться на бесплатном пробном занятии. Чтобы выбрать удобное время, оставляйте заявку по ссылке: https://clck.ru/3E6CFq

Игры для развития мелкой моторики

Для повышения уровня развития моторных навыков ребенка можно использовать такие игры, как:

  • Катание карандаша. Для стимуляции нервных окончаний можно предложить ребенку покатать в ладошках ребристый карандаш или ручку.
  • Катание шарика. Для игры нужно подготовить игровое поле с извилистыми дорожками. Ребенку дается маленький шарик. Он должен ладошкой прокатить шарик по дорожкам.
  • Сортировка. В небольшой емкости нужно смешать сухие горох и фасоль. Задача ребенка – сортировать их. При этом захватывать фасоль и горошинки нужно кончиками указательного и большого пальцев. Остальные пальчики нужно собрать в кулак, чтобы они не мешали.
  • Шнуровка. Для игры можно заготовить доску с небольшими отверстиями и разноцветные шнурки. Ребенку предлагается выполнить шнуровку и завязать бантиком концы шнурков.
  • Бумажная фантазия. В этой игре ребенку предлагается рвать цветные странички старого журнала на мелкие кусочки и приклеивать их на альбомный лист, чтобы получилась сюжетная композиция.
  • Баночки. Для игры нужно подготовить баночки с тугими крышками. Ребенку предлагается открывать и закрывать их. Чтобы малышу было интереснее, в баночки можно положить какие-нибудь мелкие предметы.
  • Моталка. К карандашу нужно прикрепить нитку. Задача ребенка – намотать эту нитку на карандаш. При этом ему разрешается только крутить карандаш, не трогая саму нитку.

Советы нейропсихологов для родителей по развитию моторики ребенка

Таким образом, для развития моторных функций у ребенка нужно:

  1. Организовать занятия по укреплению пальчиков и формированию правильного захвата предметов на регулярной основе.
  2. Делать ребенку младенческого возраста массаж ладошек. Для этого можно использовать пальчиковые игры.
  3. Ежедневно предлагать малышу дидактические игрушки. Огромным потенциалом для развития мелкой моторики обладают: пирамидка, конструкторы, кубики, матрешки. Использование этих предметов в игре не только улучшает моторику, но и развивает пространственное мышление малыша.
Реклама. ООО "НОВАТОР СКУЛ". ИНН 9719013453. Erid: 2VtzqvBZpiX
Реклама. ООО "НОВАТОР СКУЛ". ИНН 9719013453. Erid: 2VtzqvBZpiX