Найти в Дзене
Телеканал "78"

«Пассажиры теряют сознание»: последние слова пилотов упавшего самолёта в Казахстане

Оглавление
Фото: коллаж 78.ru.
Фото: коллаж 78.ru.

Расследование трагедии, произошедшей утром 25 декабря в небе над Казахстаном, всё ещё продолжается. Напомним: самолёт азербайджанских авиалиний AZAL вылетел из Баку и направлялся в Чечню, но потерпел крушение при заходе на посадку вблизи аэропорта Актау. На днях в СМИ появилась полная расшифровка переговоров пилотов и диспетчеров.

«Удар птиц в кабине… два кресла взорвались»

Самолёт Embraer 190 начинает полёт по расписанию. В 07:36 по московскому времени капитан воздушного судна связывается с диспетчерами аэропорта города Грозный. Полёт проходит штатно, экипаж получает данные по высоте и полосе для посадки.

В 08:06 пилоты сообщают, что готовы выпустить шасси, и начинают снижение. Диспетчер передаёт актуальную информацию и координирует экипаж. Но неожиданно через четыре минуты пилот принимает решение лететь в Баку.

Экипаж: — Азербайджан 82-43, следуем в Баку.

Диспетчер: — Азербайджан 82-43, подтвердите, что уходите на Баку на запасной.

Экипаж: — Подтверждаю. Уходим на Баку, западной.

После этого пилот сообщает, что в самолёте потерян сигнал GPS, и просит векторинг. На языке авиации это означает, что экипаж следует указаниям диспетчера, который подсказывает ему курс. В 08:14 капитан воздушного судна впервые говорит о попадании птицы, а через две минуты — о взрыве внутри салона.

Экипаж: — Набираем эшелон 1-5-0, в нас попала птица, Азербайджан 82-43.

Экипаж: — Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Э, удар птицы, и в кабине два кресла взорвались.

Обстановка на месте крушения самолёта. Фото: Reuters
Обстановка на месте крушения самолёта. Фото: Reuters

Диспетчер уточняет, какая помощь требуется. Экипаж самолёта спрашивает о погодных условиях в Минеральных Водах — тем самым, внезапно меняет решение. В 08:20 пилот говорит о потере управления. Его речь становится сбивчивой, он заметно нервничает и просит диспетчера посадку в Махачкале.

Экипаж: — Влево 3-6-0 и я, у меня самолёт теряет управление.

Экипаж: — Дайте Махачкалу.

Экипаж: — Мы не можем выполнять, дайте конкретный курс, мы пойдём на Махачкалу.

«Кислороду не хватает… запах топлива идёт»

На борту отказывают системы, отвечающие за руление бортом и набором высоты. Диспетчер аэропорта Грозного предлагает подать сигнал бедствия, но экипаж не делает этого. В 08:24 подключаются коллеги из ростовского аэропорта. Пилот уведомляет, что летит обратно в Баку.

Экипаж: — Ростов-Контроль, Азербайджан 82-43, добрый день. А вопросы, прямая на Баку.

Диспетчер: — Азербайджан 82-43, Ростов-Контроль, опознаны. Ваше решение, будете следовать на Баку?

Экипаж: — Да-да, следуем на Баку, на этой высоте.

Паника на борту нарастает. Пилоту сообщают, что самолёт может попасть в горный район и нужно попытаться набрать высоту, чтобы избежать столкновения.

Диспетчер: — Азербайджан 82-43, на текущем курсе можете попасть в горный район в юго-западе, по возможности курс на 90 до команды выдерживайте, как не будет мешать ни горный район, ни ограничения попробуем вывести вас.

Экипаж: — Приняли, спасибо.

Экипаж: — Их успокой, всё нормально, идёт на Баку.

Фото пассажиров, летевших в самолете из Баку в Грозный. Фото: коллаж 78.
Фото пассажиров, летевших в самолете из Баку в Грозный. Фото: коллаж 78.

В 08:33 экипаж в очередной раз меняет решение и отказывается лететь в Баку. Диспетчер аэропорта Ростова рекомендует сесть в Махачкале и говорит, что там готовы принять самолёт.

Экипаж: — Нет, мы не идём на Баку. Значит у нас отказ гидросистемы. Рулевое управление — управляем РУДами.

Диспетчер: — Азербайджан 82-43, рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?

Экипаж: — Мне погоду Баку дайте.

Диспетчер передаёт данные о погодных условиях в Баку и Махачкале, но пилот намерен вернуться обратно в Азербайджан. Его спрашивают об остатке топлива и о том, в какой из двигателей попала птица. Капитан не сдерживается и просит диспетчера не докучать вопросами, а в 08:40 спрашивает о погоде в Актау.

Диспетчер: — По возможности сообщите, какая помощь необходима будет по прибытию.

Экипаж: — Пожарные, эвакуационные, врачи, Азербайджан 82-43.

Фото: Reuters.
Фото: Reuters.

Экипаж до последнего пытается следовать указаниям курса от диспетчера, в 08:51 сообщает о количестве пассажиров и говорит о нехватке кислорода. Тогда же он сообщает о запахе топлива и взрыве кислородного баллона.

Экипаж: — Кислороду не хватает (далее неразборчиво), у нас не хватает кислорода.

Экипаж: — Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А, значит, запах топлива идёт. Некоторым пассажирам… а, значит, теряют сознание.

Диспетчер: — Азербайджан 82-43, реанимация будет необходима по прибытию?

Экипаж: — Наверное, да.

Расследование крушения самолёта Баку-Грозный

В лайнере, следовавшем из Баку в Грозный, находилось 62 пассажира и 5 членов экипажа. Выжили только 29 человек, среди них 9 россиян.

В результате трагедии было инициировано расследование, в котором принимают участие следователи из России, Азербайджана, Казахстана и группа международных экспертов.

Азербайджанская сторона во главе с президентом Ильхамом Алиевым сообщила, что борт подвергся внешнему воздействию в небе над Россией. В социальных сетях активно распространялись ролики, на которых видны отверстия в фюзеляже, похожие на следы поражающих элементов.

— Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская стороны хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести, — заявил Алиев.
Фото: коллаж 78.
Фото: коллаж 78.

В свою очередь, президент России Владимир Путин принёс извинения и выразил глубокие соболезнования семьям погибших. В пресс-службе отметили, что 25 декабря три российских города были атакованы украинскими БПЛА и средства ПВО отражали эти нападения.