Почти все социальные сети сейчас — это новости, мемы и статьи о двух русских актерах, Юре Борисове и Марке Эйдельштейне, которые снялись у американского режиссера Шона Бейкера в фильме «Анора». Они отправились в Голливуд, получив номинации известных американских наград и покорив не только наши сердца, но и сердца зарубежных зрителей. Однако многие все еще не понимают, в чем же состоит феномен фильма «Анора», почему это один из главных претендентов на «Оскар» и что наши делают в Голливуде. Давайте в этом разбираться.
Как Юра и Марк начинали свою актерскую карьеру
Юра Борисов стал актером из-за лени
Юра Сивуха (это фамилия актера по отцу, которую он уже в осознанном возрасте сменил на девичью фамилию матери и стал Борисовым) родился в 1992 году (32 года) в подмосковном Реутове. В семье отца — преподавателя физкультуры даже и мыслей не было о том, что сын может стать актером, который в то время сам думал о космонавтике (кстати, Юра до сих пор мечтает полететь в космос).
Однако в школьные годы, чтобы отлынивать от уроков и не делать домашние задания, Юра ходил в театральную студию. С помощью своего «внешнего обаяния» он искал «способы ничего не делать». Тогда и появилось желание сниматься в кино, но только не учиться где-нибудь.
Поступать в университет все-таки пришлось, но даже при поступлении в театральный вуз «сработала лень». Ведь в Щепкинское училище он прошел с первого тура и подумал: «Зачем париться и поступать куда-то еще, если уже взяли в Щепку» — и перестал ходить на другие прослушивания.
«Очень хотелось [сниматься в кино]. Только этого и хотелось еще со школы. Мне больше хотелось в кино сниматься, чем учиться в институте театральном. Просто вроде как где-то нужно было учиться, родители просили где-то учиться, я и пошел», — рассказывал Юра в одном из интервью.
После училища (окончил в 2013 году) он пошел играть в «Сатирикон», куда его пригласил сам Константин Райкин. Там он играл посла в «Отелло» и Бальтазара в «Ромео и Джульетте» (можете себе такое представить?). Правда, через несколько месяцев актер ушел оттуда и больше никогда не возвращался на театральную сцену.
В кино Юра дебютировал в 18 лет в «Елене» (2011) Андрея Звягинцева. Потом долгое время снимался в сериалах. О Юре как о молодом и перспективном (если бы критики тогда знали насколько) актере заговорят только в 2015 году после выхода военного фильма «Дорога на Берлин» (Сергей Попов), в котором актер сыграл главную роль.
В 2019 году Юра стал знаменитым. Вышли такие проекты с его участием, как «Хрусталь», который выиграл премию «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии; военный «Т-34», который собрал в прокате более двух миллиардов рублей; «Бык» о преступных 1990-х, выигравший 30-й «Кинотавр».
После этого Юру хотели все, а от предложений сняться в кино не было отбоя. В 2020 году Юра выигрывает «Золотого орла» в категории «Лучшая мужская роль в кино» за биографический фильм «Калашников» (Константин Буслов). В 2021 году он получает «Нику» за рождественские и романтичные «Серебряные коньки» (Михаил Локшин). С этого момента ни один Каннский фестиваль не обходился без фильмов с актером («Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Купе № 6» Юхо Куосманена). А сегодня он номинирован на «Золотой глобус», и кинокритики пророчат ему (хотя бы номинацию) «Оскар».
Марк Эйдельштейн окончил школу на два года раньше, чтобы поступить в театральное училище
Марк родился в 2002 году (22 года) в Нижнем Новгороде. И в отличие от Юры, он еще в детстве понял, к чему лежит его сердце. Дело в том, что мама Марка — преподаватель сценической речи в Нижегородском театральном училище, куда маленький Марк часто сбегал с уроков, которые казались ему скучными, чтобы смотреть на репетиции студентов. Правда, в скором времени такие побеги стали плохо влиять на успеваемость Марка в школе и мама строго-настрого запретила сыну наблюдать за занятиями (это не мешало ему проскакивать в репетиционный зал через окно и смотреть со стороны).
Марк всегда любил читать стихи, а в 2018 году стал финалистом Всероссийского конкурса «Живая речь». Завершающий этап конкурса проходил в «Артеке», где Марк познакомился с деканом ГИТИСА Тарасом Белоусовым. Он посоветовал мальчику как можно скорее оканчивать школу и поступать в театральный вуз. Тогда Марк подумывал о модельной карьере, а учиться в школе ему предстояло еще два года. Быстро приняв решение о поступлении в театральный и окончив школу экстерном, Марк подал документы и в 2020 году стал студентом Школы-студии МХАТ.
На первом курсе он уже стал сниматься в кино. Его первой работой стал стала подростковая драма «Сама дура» (2020), а уже через год актер снялся еще в трех картинах (комедия «Краш», киноновелла «Я не боюсь» из альманаха «Шестнадцать+», драма «Первый снег»). Фильмы были замечены публикой, а одна из них («Первый снег») открыла Марку «Окно в Европу» и получила спецприз одноименного кинофестиваля.
2022 год стал плодотворным для актера: выходят «Смычок», «Страна Саша» и не оставивший никого равнодушным «Монастырь» с Филиппом Янковским и Анастасией Ивлеевой. В этот же год Марк дебютирует на сцене МХТ им. Чехова в спектакле Аллы Сигаловой «Страсти… Вопросы…», но это был первый и (пока что) последний спектакль актера — пути с театром разошлись.
В 2024 году выходят два знаковых для карьеры актеры фильма: фантастический «Сто лет тому вперед» по культовому произведению Кира Булычева и, конечно, «Анора», пробы для которого Марк записал по совету своего коллеги Юры Борисова.
Почему «Анора» Шона Бейкера так понравилась американскому зрителю (внимание: спойлеры!)
Сюжет
Итак, перед нами фильм об эмигрантке во втором поколении Эни (Майки Мэдисон). Ее полное имя — Анора, но она предпочитает сокращенную форму. Она мучается от бессмысленности своего существования, работает стриптизершей (с дополнительными секс-услугами на стороне) в одном из баров Манхэттена, а сама живет на съемной квартире на Брайтон-Бич. Все идет своим чередом, пока она не встречает уверенного в себе (как оказалось, лишь на первый взгляд) сынка одного российского олигарха 22-летнего Ваню Захарова (Марк Эйдельштейн). И тут начинается настоящая сказка о Золушке, которую мы знаем с детства.
Кажется, это настоящая любовь: молодые люди здорово проводят время вместе, а в какой-то момент Ваня решил позвать Эни замуж… Как позже выяснилось, просто по приколу. Ванины мать-хабалка (Дарья Екамасова) и бесчувственный миллиардер-отец (Алексей Серебряков) узнали о таком «позоре» для их семьи и срочно летят в Америку, чтоб обнулить брак. Эни еще не знает, что бороться за свое счастье ей придется одной… или нет?
Русская и зарубежная критика
Мнение русского зрителя об «Аноре» вполне понятно: Юра Борисов играет вполне обычную для себя роль — бандита из 1990-х, который оказался с глубокой душой и чувством справедливости. Эни — обычная голддиггерша (искательница зажиточных папиков), которая захотела хорошей жизни и теперь не может допустить того, чтобы эта хорошая жизнь разрушилась в одночасье. Да и вообще, какие русские верят в сказки.
По крайней мере, так пишут на просторах Рунета. Кто-то считает, что фильм выиграл в Каннах только потому, что в жюри сидела «не суперинтеллектуальная» Грета Гервиг, а такая история была актуальна для русского зрителя лет 30 назад. А для кого-то «Анора» оставила «послевкусие низкопробного дневного телешоу, где много бессодержательной драмы и ярких кадров, но нет ничего по-настоящему трогающего сердце» (автор текста не согласен ни с одним из представленных мнений). Ну а кто-то просто считает «Анору» проходным фильмом с пустым сюжетом на один раз.
Но для американского зрителя все совершенно по-другому. Это глубоко человечный и душераздирающий фильм про то, как люди могут ужасно поступать по отношению друг к другу. Изобретательно сделанный фильм с уместным язвительным юмором, психологической глубиной и эмоциональным напряжением. Мы не на месте Эни, но больно нам так, как будто мы сидим в доме у Вани вместе с этими бандитами и не хотим, чтобы этот брак был аннулирован. Но давайте по порядку.
Во-первых, независимый американский режиссер Шон Бейкер известен своими картинами о низших слоях общества. Буквально каждый его фильм — о маргиналах, живущих на периферии. Американцы знают, как прекрасно он работает в техническом плане (свет, цветокоррекция, операторская работа). Да и еще ход, конем, который он сделал, позвав на роль русских реальных русских, а не russians с рычащей «р» и шепелявой «с». Именно тех, опасных и крутых русских, которые знают, что к сломанному носу нужно приложить пачку пельменей. Вероятно, у американского зрителя это вызвало интерес, ведь их наемники-убийцы никогда не были такими приземленными и понятными. Более того, ожидания зрителя о суровых русских бьются о глубины сердца решалы Игоря (Юра Борисов) и его напарников, которые вместо того, чтобы обидеть Эни и защищать своего «хозяина», помогают девушке и стремятся не причинить ей вред.
Во-вторых, Юра Борисов и Марк Эйдельштейн. Например, Марк настолько хорошо справился с ролью, что теперь тонет в сообщениях от американских зрителей о том, какой же он козел, а точнее, «asshole». Ну а милашка головорез-Игорь — это та недосягаемая и непонятная западному человеку «русская душа» со всеми ее тайнами, которая пропускает свой день рождения ради работы, искренне хочет помочь, очаровывает своими голубыми глазами и просто умеющая любить. Для них Игорь не просто бандит, который делает свою работу, а чувственный и романтичный герой. «Весь мир считает его людоедом, а он просто Igor», как пишет кто-то из комментаторов в интернете. Хоть у него и мало реплик (оно и правильно, ведь Игорь лишь наблюдатель), мы все читаем по его тоскующим глазам, в которых жалость, понимание и любовь на фоне визгов и криков.
В общем, для нас Марк и Юра сыграли хорошо, впрочем, как и всегда, а для американцев это «fantastic and frenetic Mark Eydelshteyn» и «the truly excellent Yura Borisov», как пишет один из критиков The New York Times.
Кстати, Майки Мейсон сыграла безупречно настолько, что жалость и отвращение вызывает далеко не она. По итогу это фильм не о проститутке, которая решила поймать в свои руки богатого и наивного мальчика, а об американской мечте, которая сломалась, о двух очень разных мирах, которые почему-то столкнулись, о социальном расслоении в Америке (это вечная проблема многонациональных Штатов), о хрупкости судьбы маленького человека.
В-третьих, трушность и живость. В фильмах Шона Бейкера часто снимаются не актеры, а люди, которых он находит на улицах, которые не играют в кадре, а живут свои обычные жизни. Также в ходе съемок было много импровизации актеров, что тоже придало настоящести фильму. Ручная камера, длинные дубли, документальность происходящего, сильные эмоции и разговоры «как в жизни» — как тут не поверить и не стать частью абсурда происходящего в гостиной дома Ваниных родителей.
Поэтому «Анора» и получила «Золотую пальмовую ветвь» на 77-м Каннском фестивале. Поэтому актеры были номинированы на «Золотой глобус». И поэтому, скорее всего, 23 января фильм будет номинирован на 97-й «Оскар» в пяти номинациях (Юра, держим за тебя кулачки!), церемония награждения которого состоится 3 марта.
Получит ли «Анора» «Оскар»?
Некоторые американские издания считают «Анору» потенциальной победительницей. Однако в истории не так много фестивальных фильмов, которые выигрывали в Каннах, а потом еще и «Оскар». На нашем веку так было два раза (но Бог любит троицу, ведь так?) — в 1995 году с «Криминальным чтивом» Тарантино и в 2019 году — с «Паразитами» Пон Джун Хо. Однако это всего лишь наблюдение за статистикой, а все мы знаем, что говорил о ней Марк Твен.
И даже если фильм не выиграет ни в одной номинацию (что вряд ли), то Юра и Марк все равно уже наши герои, простые русские парни, которые покорили Голливуд своей харизмой, красотой и русской душой и которые уже получили много наград, одна из которых самая важная — зрительская любовь и поддержка. Да и потом, один из актеров в зарубежном обществе уже призван «новым королем лысых» и «следующим злодеем Бонда», а второй уже получил несколько предложений.
Какие российские актеры снимались в Голливуде
Вопреки мечтам Саши Петрова получить «Оскар», Юра Борисов будет первым русским актером, номинированным на эту награду. За 90-летнюю историю «Оскара» из русских творцов его получали только режиссеры в номинации «Лучший иностранный фильм». Актеру, чтобы получить «Оскар», нужно обладать не только талантом, но еще и иметь за плечами некоторые актерские заслуги: например, сняться в социально или политически значимом фильме, который несет в себе какое-то важное высказывание, обладать высоким уровнем популярности и (даже) иметь достойный круг общения.
Тем не менее русские актеры часто снимаются в Голливуде — и это уже никого не поражает. Их имена все мы знаем: это и Светлана Ходченкова («Росомаха: Бессмертный»), и Юрий Колокольников («Игра престолов», «Довод»), и Константин Хабенский («Черное море»), и Юлия Снигирь («Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»), и Данила Козловский («Академия вампиров»). В общем, эти имена можно еще перечислять и перечислять. Как было бы здорово если бы все мечты русских актеров сбывались и они получили бы свои желанные «Оскары»!
Кстати, «Анора» уже вышла на стриминговых сервисах! Смотрели этот фильм? Как считаете, Юра Борисов и Марк Эйдельштейн заслуженно номинируются на такие награды?
Автор: Екатерина Трубарова