16 (4) января исполнилось 140 лет со дня рождения художника Аристарха Васильевича Лентулова (1882—1943).
Аристарх Васильевич Лентулов — знаменитый русский художник первой половины ХХ века, один из ярчайших представителей отечественного авангардного искусства. Аристарх Лентулов писал картины разной тематики, среди шедевров его творчества есть немало пейзажей и портретов, произведений бытового и исторического жанров.
Эпоха требовала художников-бунтарей, смутьянов в искусстве. По словам Лентулова, именно он в 1910 году придумал скандально-вызывающее название для группы художников «Бубновый валет» близкой к футуристам и работавших в противовес декадентам и символистам.
Его задиристый нрав живописца проявился ещё при поступлении в Петербургскую Академию художеств. Экзаменатор укоризненно спросил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зелёный цвет?» На что Лентулов дерзко ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!».
О картине
Картина Аристарха Васильевича Лентулова «Василий Блаженный» написана в 1913 году и является ярким примером русского авангарда. На этом произведении изображен Храм Василия Блаженного, расположенный на Красной площади нашей столицы.
Рассказывая о его работе над «Василием Блаженным», дочь художника Марианна Лентулова вспоминала, что отец хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду», со всех сторон. «Десятки раз ходил он кругом него, запоминал его причудливые ракурсы, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета».
История храма
Храм Василия Блаженного (официально — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры.
Построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских войск в Казанской войне. Объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.
Стоит отметить, что был знаменитый московский святой "Василий Блаженный", известный своим эксцентричным образом жизни и преданностью народу.
В шестнадцать лет Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства. Ходил по улицам Москвы обнажённый и босой в любую погоду. Москвичи признали его как человека Божия, потому что он указывал на неправедные дела людей.
Не боялся обличать власть имущих, даже царя Иоанна Грозного. В то же время утешал и вдохновлял ласковым словом падших людей, потому что видел в них семена добра и пытался их пробудить.
Скончался 2 августа 1557 года (иногда упоминается 1552 год). Сам царь с боярами нёс его одр, митрополит Макарий совершал погребение.
На могиле блаженного построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.
Композиция, цвет и форма
Композиция картины "Василий Блаженный" создана Лентуловым под влиянием французского кубизма и традиций народного искусства, воспринимающего живопись как красочное театрализованное зрелище.
Центр сюжета – сам собор. Его купола мощно возвышаются над Москвой: Красной площадью, Садовым Кольцом, улицами большого города. Лентулов собрал картину по кусочкам воедино, придав им своеобразный, неравномерный цвет и вид.
Он использует насыщенные, яркие цвета, которые создают эмоциональную атмосферу и передают внутренний мир полотна. Основные цвета — красный, синий и желтый — символизируют духовную природу и мирской опыт Василия Блаженного. Композиция картины динамична и подвижна, линии и формы в ней имеют выраженную пластичность. Это создает чувство движения и жизнеутверждающей энергии.
Вместо объема на холсте – невероятное богатство звучащего цвета. В «Василии Блаженном» художник еще решительней, чем в других картинах, использует коллаж – золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на купола.
Собор представляется художнику фантастическим архитектурным мифом, в котором происходит сплав различных времен и культур. Лентулов стремился показать храм «как бы сразу отовсюду, со всех сторон» и «передать сказочность и безудержную фантазию формы и цвета». Изображение архитектурных форм условно, в композиции совмещены разные точки зрения: помимо золотистых бумажных звезд, выписаны узоры на витых колонках. «Располосованы» не только формы собора, но и небо. Все это средства, с помощью которых автор стремится показать развитие образа во времени и пространстве.
Для картины художник выбрал принцип «цветодинамики». Формы расчленялись на цветовые фрагменты, как бы двигающиеся в глазке калейдоскопа. Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – ведь именно в ней гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, яркой красочностью, «дивным узорочьем» форм. Особенно любил художник обильно украшенные московские церкви ХVI–XVII веков.
Полотно выполнено в очень ярких насыщенных тонах. В ней много зеленого и красного, золотые звезды на синих куполах выделяются очень ярко. В картине много жестких прямых линий, неровных прямоугольников, а купола и вовсе переливаются разноцветными узорами. Величественность храма подчеркнута его размерами: он занимает все пространство картины, поднимается до самого неба. В нем столько силы и мощи.
Фоном для собора служит небо, оно словно разделено на сектора разного цвета: золотистый сектор, темно-фиолетовый, серый. Можно даже сказать, что на картине тона снизу вверх становятся более темными, насыщенными. Ведь сначала идет белокаменная стена внизу полотна, а верх неба сизый и сиреневый.
Художник не изображает храм, он пишет причудливую фантазию на тему уникального произведения мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны. В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины.
Стиль
Лентулов балансирует на грани беспредметности и фигуративности и демонстрирует публике необычный стиль городского пейзажа, основным звеном которого стал древнерусский храм. Праздничный мажорный колорит в совокупности с кубистической трактовкой формы придают историческому памятнику мощное национальное звучание.
Лентулов сочетает элементы русского народного искусства и авангардных течений, такие как кубизм и футуризм. Это создает уникальный визуальный стиль, который привлекает внимание зрителя и оставляет глубокое впечатление.
Символизм
Картина наполнена символическим значением. Лентулов часто использует метафоры и аллегории в своих произведениях, и «Василий Блаженный» не является исключением. Храм здесь символизирует духовное очищение, дотянувшееся до царства небесного, где храм подпирает, а возможно и "держит", облака и небо. Его образ можно интерпретировать как воплощение русской души, поскольку он находится на перепутье между божественным и земным, чем отражает противоречивую природу человеческой жизни.
«Василий Блаженный» изображает не просто одноименный собор, хотя его купола (ещё более яркие, чем в жизни) несомненно присутствуют на картине, но словно бы всю Москву с её Старым Арбатом, Красной Площадью, Садовым Кольцом. Несколько веков жизни огромного города помещаются в рамки картины.
Его работа – отражение прошлого, которое никогда не прекратит существовать, и ничто его не сможет разрушить. Эта картина – окно в былые времена. А ее вид напоминает калейдоскоп: настолько завораживает и привлекает.
Судьба картины
Картина была приобретена Третьяковской галереей у автора после персональной выставки 1933 года, посвященной 25-летию творческой деятельности Лентулова.
Значение
Картина «Василий Блаженный» является важным произведением в творчестве Лентулова и в русском искусстве начала XX века. Она сочетает в себе богатство символики, яркость цвета и уникальный стиль, что позволяет зрителю глубже понять как личность святого, так и культурные традиции России.
Футуристы, как правило, обращались к будущему – к индустриальном городам, вырастающим за свои собственные пределы, тянущимся вверх и изборожденным невероятным по законам перспективы сочетанием граней – то Лентунов, напротив, обращался к прошлому.
На его картинах сочеталось, казалось бы, несочетаемое – седая старина русской классической архитектуры, древних зданий, переживших столетия и новомодное веяние художественного стиля, в котором все смешивалось и ставилось с ног на голову.