И что из этого вышло.
Однажды в Китае собрались несколько талантливых людей и решили: давайте снимем крутую дораму про семью. Реально крутую. Без штампов, клише, душных нравоучений и стерильного гламура. Чтобы на экране бурлила жизнь. Чтобы у людей болело и полыхало, потому что в неидеальных персонажах и семьях они узнавали себя, своих соседей, родственников, друзей. Чтобы история была реалистичной, актуальной, безжалостной, попадала в болевые точки, но при этом оставляла пространство для улыбки (правда, с примесью горечи) и сочувствия персонажам.
Сказано — сделано.
«Все в порядке». Китай, 2019 г. В ролях: Яо Чэнь, Ни Дахун, Гао Синь, Го Цзиньфэй. 46 серий по 40 минут.
Жила-была семья Су. Папа-трусло, мама-тиранка и трое детей: два сыночка, любимых маминых пирожочка, и ненавистная ненужная дочка. Сыночки — надежда, будущее и опора в старости. Им — самые вкусные куски со стола, любовь, забота, потом и кровью заработанные юани. А ты всего лишь девочка, обобьешься. Ни тебе сытной еды, ни образования, ни даже собственного угла. Все драгоценным сыночкам. Ведь это они будут о нас заботиться, когда время придет.
И вот мама умирает, и УГАДАЙТЕ:
— кто оплачивает мамины похороны,
— к кому все бегут после того, как наворотят дел,
— кто в итоге разруливает любые проблемы.
👨🦰 Старший, Су Минчжэ, — дурак и п…бол, которого хватает только на то, чтобы часами разглагольствовать, как он теперь стал главой семьи, все разрулит и обо всех позаботится. И после инициатив которого последствия разгребать и разгребать.
👨🦱 Средний, Су Минчэн — маменькин сынок и мерзавец, привыкший проедать родительские сбережения.
👧 Младшая, Су Минюй — единственная из всей семейки, у кого есть деньги, карьера, мозги и яйца. То есть, по иронии, единственный мужик в семье.
А папа…
О, про папу разговор особый.
Всю жизнь папа прожил под каблуком у жены, ни во что не вмешивался и при первых признаках разгорающегося конфликта (а разгорались они в семье Су каждый день) резво прятался в туалете.
На момент смерти супруги это мужчина шестидесяти лет с небольшим. В здравом уме и твердой памяти, довольно подвижный, даже прыткий для своих лет. Способен себя обслужить, добраться до парка и магазина, купить продуктов, приготовить еды. Одним словом, в теории — совершенно самостоятельный.
И вот этот крепкий, вменяемый пожилой мужчина сидит с трагическим лицом, тяжело вздыхает и, обводя скорбным взглядом своих детей, голосом мученика произносит:
— Ну что ж, решайте, как вы будете обо мне заботиться.
А дети и рады стараться. Ведь они хорошие дети! Если они плохо позаботятся о папе, что скажут люди!
И папа изо всех сил помогает им проявить себя хорошими детьми.
Он не может жить один. Ему страшно. Поэтому возьмите его жить к себе. Мыться он не будет — не любит этого. От мытья один вред. Поэтому папа будет вонять. Ему так комфортнее. Свои полотенца он тоже не запомнит. Будет брать чьи попадется — например, невестки. Обожрется гадости на улице и попадет в больницу — а это потому, что вы плохо обо мне заботитесь. Совершенно за мной не следите. Начинаете следить? Я вам что, ребенок? Зачем вы меня контролируете? Я взрослый человек. Могу отвечать за свои поступки. Поэтому сейчас пойду и совершенно самостоятельно отдам все деньги первому встречному.
Я вижу, что вам плохо со мной живется. Поэтому купите мне квартиру. Да, с видом на парк и озеро и с тремя спальнями. Как зачем столько спален? Одна — для домработницы. Кто-то же должен убираться в квартире, готовить мне и меня развлекать.
И дети пляшут вокруг папы танцы с бубнами и другими музыкальными инструментами, стремясь перещеголять друг друга в заботливости.
В общем, папаша, конечно, главная звезда этого шоу. Но жизнь идет своим чередом, как бы папе ни хотелось, чтобы она вертелась исключительно вокруг него. (И ему даже в какой-то мере удается добиться этого!)
Поэтому происходят и другие события.
— Работа Минюй и интриги большого бизнеса.
— Романтическая линия Минюй.
Вообще, история Су Минюй — это, конечно, история Золушки. В роли злобной мачехи — ненавидящая ее мать, старших сестер — братья, которым в лучшем случае до Минюй нет никакого дела, в худшем — ее унижают и бьют. Будет и «фея» — мудрый старший наставник, который разглядел в ней талант и дал возможность заработать. И, конечно, будет и принц.
— Конфликт в семье старшего брата. В юности он уехал жить в США. Теперь у него там дом, семья и ребенок. Но ведь он же старший, он должен заботиться об отце! И ему придется как-то делить ресурсы между папой, которому квартирку с видом вынь да положь, и женой и ребенком.
— Су Минчжэ и его отношения с женой.
О женах стоит сказать особо. Некоторые зрители усмотрели в дораме мужененавистнические мотивы. И правда: за здравый смысл и адекватность в семье Су отвечают исключительно женщины. Однако за ее пределами дорама дает нам массу позитивных примеров мужских персонажей: это и начальник и наставник Су Минюй, ставший ей вторым отцом (гораздо лучше родного, заметим в скобках), и ее коллега, и ее парень, и приятель отца дядя Не.
В общем, дорама начинается с того, что мама умирает и в семье все приходит в движение вокруг заботы об отце. Папа — лицемерный, лживый, ленивый, неряшливый, глупый, трусливый, — дорвавшись до желанной свободы, выкидывает коленца и куражится, манипулируя своими детьми, а те пляшут под его дудку, попутно пытаясь решать свои проблемы, которые усугубляются с каждым днем.
Все это болезненно, смело, свежо, безжалостно, реалистично…
До какого-то момента.
Мы точно не знаем, что случилось потом. Возможно, команда ездила на тимбилдинг и где-то на природе их всех покусала одна и та же муха. Или они объелись каких-то не тех грибов и стали слышать голоса. Или же эти голоса раздались со стороны неких проверяющих, которые узрели эту вакханалию и строго спросили: а что это вы тут устроили? А ну-ка, вернули все на место и сделали, как должно быть. А подать нам сюда высокую мораль и правильные семейные ценности!
И сценаристы подали. И подали так, что я даже не знаю, как на это реагировать.
Всю эту смелую, острую историю залили сладким сиропом, абсолютно чуждым интонации и посылу, которые несла эта [до определенного момента] свежая, честная и неординарная дорама. Причем сиропчик такой, с душком.
Подходит к концу первая четверть XXI века. Китай — вторая по величине экономика в мире и одна из ведущих технологических держав. Развивается Новый Шелковый путь. Китайские космические корабли бороздят просторы Вселенной. И так далее, и так далее.
Тем временем китайские сценаристы — в качественной, высококлассной драме, не в клишированном ширпотребе, — в ситуации домашнего насилия предлагают не выносить сор из избы. Потому что — что люди скажут? Это же важнее жизни и здоровья какой-то там женщины. Подумаешь, родной брат избил до полусмерти. Ничего, оклемаешься. А ему в тюрьме каково придется? Решим дело мирно, по-семейному. Пойми и прости. Ведь он же твой брат. То есть я правильно понимаю, что родственников бить можно, а сажать за это нельзя? Такие надо из этого сделать выводы?
Мужчины средних способностей — а иногда и вовсе без них — процветают. Живут своей жизнью, занимаются своими семьями, растят детей, путешествуют. В то время как яркая, способная, умная женщина раз за разом жертвует своими возможностями, интересами и перспективами во имя семьи. Тех самых родных людей, которые пренебрегали ею, угрожали ей, унижали и избивали ее. Получая в ответ жалкие подачки, которые только сослепу и в измененном сознании можно принять за любовь. Но она и им рада. Ведь это такое счастье — иметь семью.
Лживый, нелогичный и лицемерный финал назвали хеппи-эндом. Вместо «как бывает» притянули за уши «как должно быть», но от этого «должно быть» за версту несет «так быть не должно!», и сладкая патока тут не спасает.
Тех, кто должен был понести ответственность за свои поступки, из-под этой ответственности ловко вывели, переобув на лету и придумав какое-то совершенно искусственное развитие характеров. Те, кто должен был получить награду, снова пострадали, — и лишения назвали наградой.
С другой стороны, — и от этого еще печальнее, — может быть, вот этот самый надуманный и слащавый так называемый хеппи-энд и есть на самом деле самый что ни на есть безжалостный реализм. Ведь в жизни оно так и бывает. Те, кто должен отвечать за свои поступки, не отвечают за них. В семье надо «понимать и прощать», но почему-то «понимают и прощают» одни и те же. И выезжают такие вот дисфункциональные семьи на плечах одних и тех же людей — самых сильных, способных, талантливых. Слабость которых, вполне понятная, очень человеческая, в том, что они отчаянно нуждаются в любви, которой им не досталось. И вынуждены отдавать непомерную цену за то, что другие получают даром. Пока другие процветают, паразитируя на них, они раз за разом платят своим временем, деньгами, эмоциональным ресурсами. Лишь бы у них было то, что они могут назвать семьей.
Может быть, так оно и есть. Но если завернуть 💩 в красивый фантик и подать его с благостным выражением лица, конфеткой оно от этого не станет.
Так называемый «плохой» конец здесь как раз бы можно было назвать «хорошим». Он был бы болезненным, но освобождающим, и расставил бы все по местам. Но на это, по всей видимости, у сценаристов пороху не хватило.
***
Честно говоря, сомневаюсь, что я эту корову кому-то продам. Но сама очень рада, что посмотрела дораму — даже несмотря на финал, который меня расстроил и обескуражил. Не знаю, что заставило сценаристов его написать. Многие зрители им были глубоко разочарованы. По-моему, даже Яо Чэнь (Су Минюй) говорила, что не считает финал счастливым для своей героини. (Не могу найти, где мне это попадалось, так что подаю не как факт, а как «может быть».)
Но даже зная, чем все обернется, я бы все равно ее посмотрела. Блестящая, естественная актерская игра, столько жизни, эмоций, реалистичных ситуаций — все это дорогого стоит. Даже несмотря на ту фальшь, в которую съехали под конец.
❗ Основная часть постов теперь в Telegram. Свежие посты: обзор дорамы «Мышь», подборка ромкомов от меня и подписчиков и один из лучших фильмов Китая, Гонконга и Тайваня. Приходите! ❤️