Найти в Дзене

Художница Александра Якобсон - график и иллюстратор детской книги

Об Александре Николаевне Якобсон (1903 — 1966) я узнала из лекции искусствоведа Антона Успенского. Именно он рассказал широкой публике об этом замечательном художнике на её первой персональной выставке в Москве и написал предисловие к альбому, изданному в Галеев-галерее (2022 г.). В 1920-1930-е годы художники-иллюстраторы группировались в Детгизе. Единственная женщина в окружении таких мастеров, как Владимир Лебедев, Николай Тырса, Николай Лапшин и Владимир Конашевич, их ученики – А.Ф. Пахомов, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов, нисколько не потерялась. О ней можно говорить как об одном из ключевых иллюстраторов эпохи. Что мы знаем о её жизни? Александра Якобсон родилась в Иркутске. Ее отец – норвежец Николай Якобсен, учился в Московском Университете, откуда его исключили за принадлежность к партии «Народная Воля» и за участие в террористических акциях. Он был отправлен в 1885-м в Сибирь на вечное поселение, где осел, женился и в его семье появилось на свет восемь детей, и среди них – Але

Об Александре Николаевне Якобсон (1903 — 1966) я узнала из лекции искусствоведа Антона Успенского. Именно он рассказал широкой публике об этом замечательном художнике на её первой персональной выставке в Москве и написал предисловие к альбому, изданному в Галеев-галерее (2022 г.).

А.Н. Якобсон
А.Н. Якобсон

В 1920-1930-е годы художники-иллюстраторы группировались в Детгизе. Единственная женщина в окружении таких мастеров, как Владимир Лебедев, Николай Тырса, Николай Лапшин и Владимир Конашевич, их ученики – А.Ф. Пахомов, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов, нисколько не потерялась. О ней можно говорить как об одном из ключевых иллюстраторов эпохи.

Что мы знаем о её жизни? Александра Якобсон родилась в Иркутске. Ее отец – норвежец Николай Якобсен, учился в Московском Университете, откуда его исключили за принадлежность к партии «Народная Воля» и за участие в террористических акциях. Он был отправлен в 1885-м в Сибирь на вечное поселение, где осел, женился и в его семье появилось на свет восемь детей, и среди них – Александра.

Саша с детства любила рисовать, позже поступила в Иркутскую художественную школу, в которой преподавал Иван Копылов – один из редких профессионально подготовленных художников в городе. По его рекомендации она едет поступать в Ленинградскую Академию художеств в мастерскую Кузьмы Петрова-Водкина, с которым Копылов учился. Её наставником был и П. Филонов. Это был 1925 год.

Фамилию пришлось переделать: не Якобсен, а Якобсон (по еврейской фамилии не заподозришь иностранного шпиона).

В 1930-м Александра окончила обучение с дипломом художника-монументалиста, но решила заниматься книжной иллюстрацией. Так она оказалась в легендарном Детгизе – ленинградском объединении молодых художников и писателей. Первую свою книжку оформила в 1929  году (сказка В. Шишкова «Лесной житель»).

Иллюстрация Якобсон к сказке "Царевна-лебедь"
Иллюстрация Якобсон к сказке "Царевна-лебедь"

Якобсон оформила десятки книг, участвовала во многих знаковых для эпохи детских журналах. Материалы, с которыми она работала: перо, карандаш, кисточка и пастель. Позже художница взялась за литографию.

А.Н. Якобсон
А.Н. Якобсон

В книжных иллюстрациях преобладают фольклорные и сказочные темы, которые художница использует также в эстампах. Именно иллюстрирование книг: русских народных сказок, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, «Латка» и «Клуб колумбов» В.В. Бианки, произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, С.Я. Маршака, зарубежных писателей – принесло А. Якобсон широкую известность.

Крошечка-хаврошечка в иллюстрации Якобсон
Крошечка-хаврошечка в иллюстрации Якобсон

В ту эпоху художник-иллюстратор был вынужден подстраиваться под требования вкуса партийных деятелей и госзаказа. Душа её стремилась к свободе, больше всего её интересовал мир вокруг неё и вымышленный, фантастический.

Одна из её тем - женские судьбы. С 1920-х- до 1960-х она изображала шутливые и драматические, правдивые и вымышленные образы девушек и женщин, саму себя в разных обстоятельствах. Эта двойственность отрефлексирована ею самой: для всех внешних она - иллюстратор Никифорова (фамилия её бабушки), для себя и близких - швед Якобсен.

-5

Её муж - Миней Кукс, тоже родом из Иркутска, был художником, с ним вместе она училась и работала. Говорила, что она замужем за искусством. У во всём понимающих друг друга любящих супругов родился сын Илья.

Миней Кукс, художник, муж А. Якобсон (авторпотрет)
Миней Кукс, художник, муж А. Якобсон (авторпотрет)

Многочисленные послания близким по духу адресатам, таким как писатель Виталий Бианки, — фактически составляют ее дневник художника, он полон исповедальных настроений и щедро украшен рисунками. Все знакомые Александры Николаевны очень любили получать ее письма, потому что они содержали маленькие, цветные, очень органично вплетавшиеся в ткань письма рисуночки.

Листок одного из писем
Листок одного из писем

Искусствовед А. Успенский пишет об этих письмах так:

"За последние тридцать лет критическая оптика значительно изменилась, сменился и сам режим смотрения, вытянувший на презентационный план личное, сокровенное, психологическое, чему практически не было выхода в иллюстрациях к детским книгам и что ярко просвечивало и манило в поздних эстампах. К тому же Якобсон была необычайно урожайна, выразительна и откровенна в своем эпистолярном наследии.
Сегодня эти несколько сотен (!) проиллюстрированных писем выглядят как самодостаточный витальный поток, не распадающийся на вербальную и визуальную составляющую творчества художницы".

В свою позднюю эпоху - в 1960-е Александра Якобсон увлекается эстампом – техникой автолитографии, экспериментирует с возможностями печати на камне, найдя, возможно, наилучшую форму репрезентации своих идей.

В первые месяцы войны А. Н. Якобсон работала в Эрмитаже, помогала отправлять коллекцию музея в тыл. Во время войны Александра Николаевна была дважды в эвакуации, первый раз – в Казахстане, второй раз – в Ярославской области. Работы этого времени – тоже дух эпохи, девушки в гимнастерках, агитационные афиши, но это все та же Якобсон. Участвовала в выставках, организованных Ярославским отделением Союза художников.

В послевоенное время Александра Николаевна работала в таких жанрах, как литография, книжная графика, акварель, в меньшей степени офорт.

На протяжении всей жизни Александра Николаевна изучала народный быт, коллекционировала произведения русского народного искусства, в частности старинные вышивки, участвовала в этнографической экспедиции, собиравшей русские сказки и песни XVI-XX веков. Якобсон всю жизнь собирала в свои альбомы самый разнообразный материал, наблюдая и зарисовывая мельчайшие детали: травинки, цветы, даже детские игрушки – грузовики, катера, молоковозы…

-8

Летом 1947 года по приглашению Виталия Бианки Александра Якобсон с мужем Минеем Куксом приехали на берега озера Боровно на Валдае. Здесь подолгу гостили ленинградские художники, иллюстрировавшие книги писателя-природоведа. Супруги арендовали часть дома в деревне Котчино на другом берегу Боровновского озера и очень любили приезжать сюда в летние месяцы. Виталий Бианки писал о деревенских ребятах, а семья художников делала рисунки для его книжек. Так появились на свет рассказы «Латка», «Егоркины заботы».

Автолитографии из цикла «Новгородчина» выполнены в пятидесятые, начале шестидесятых годов XX века. Это своего рода графические раздумья о труде и быте людей села.

Её муж Миней Кукс всегда осознавал, какого масштаба талант его жены и находился как бы в тени её. Хотя сам был очень неплохим художником. Вот его работа:

М. Кукс
М. Кукс

Муж относился к жене и её творчеству с любовным восхищением, называл ласково "Санечкой":

— Ну как это мы «не понимаем»?! Санечка — ученица Петрова-Водкина, график от Бога! Глобально образованна! Вот сейчас говорят: «Надя Рушева, Надя Рушева — гений, уникум…» А Санечка гениально рисовала что в пятнадцать лет, что в пятьдесят. Что карандашом, что пером, что кистью… В академии ее талант только огранили, а талант природный, от Бога… Ранний, как вот у Нади Рушевой, только до шестидесяти трех лет дожила… Таких-то одаренных смерть раньше забирает.

А здесь он говорит о том, что она умела перевоплощаться, как артист, когда работала:

— Бывало, сказки иллюстрирует — нарядится, всякие платки, шарфы да драпировки на себя накрутит и сидит — в зеркало смотрится. Спрошу: «Ты чего?» Смутится. А это она роль играет по Станиславскому: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Настоящий творец всегда в то, что изображает, перевоплощается. Будь он художник, артист или музыкант. Это дар. В этом — талант. Дальше нарабатывается мастерство. Можно нахвататься не мастерства, а ремесла. Например, научиться предметы срисовывать. Можно и зайца научить спички зажигать! Настоящий талант — от природы. Санечка как в пятнадцать лет, так и взрослая одинаково хорошо рисовала — рука твердая, чуткая…

Очень интересны наблюдения М. Кукса о гендерной природе дара художника:

— Что интересно, мальчишки и девчонки видят по-разному. Предложи им выбрать краски либо карандаши — маленькие мальчики карандаши схватят, а девочки краски. Мальчишки линию видят, а девчонки пятно цветовое. Педиатры утверждают, и я сам убеждался, что мальчишки до семи лет оттенки не различают. Для них что сиреневое, что розовое — одинаково… Но со временем глаз воспитывается. Вроде европейские дети 90 цветов воспринимают, а японские — 140. Не зря у них принято «любование сакурой». Тогда как Санечка линию как мужчина видела. Редкость! График. Говорят, сам Филонов удивлялся…

Даже такие сведения мы узнаём из воспоминаний М. Кукса:

— Санечка много чего умела. Заговаривать боль умела и гадать могла. Так-то карты в руки не брала. А кто попросит — если край какая нужда, либо на картах, а то в воду посмотрит и скажет… Потом голову туго перевяжет и сутки пластом лежит — голова от боли разламывается…

Наверное, поэтому и исход из этого мира был у Александры Николаевны нелёгкий:

— Санечка-то умирала трудно — я Илюшке плакать запретил: не мучай мать, улыбайся! Держись! Так он во сне плакал! Сном забудется, а во сне скулит…

Миней Кукс пережил жену на 13 лет, умер в 1979 году. Работал в своей мастерской, расписанной ещё любимой Санечкой, жил в семье сына, любил гулять с внучкой.

Надеюсь, что вас заинтересовал рассказ о ярком представителе «ленинградской школы» 1920-60-х годов Александре Николаевне Якобсон.

-11