Это длинная история, поэтому публикуем с продолжением.
Пожалуй, нет ни одного взрослого человека у нас в стране, которому удалось бы избежать всем известной процедуры – флюорографии. Сразу вспоминается фраза из монолога нашего известного сатирика Геннадия Хазанова:
- Всем миллионерам! Срочно пройти флюорографию! Не позднее… вчерашнего дня.
Школа, техникум, институт, армия, работа, наконец, плановое посещение врача-терапевта – вас обязательно направят на обследование в этот важный медицинский кабинет. Без аккуратненького штампика «здоров» многие жизненные пути окажутся для вас закрытыми.
Наталья в возрасте уже под пятьдесят в один из августовских дней, перед началом учебного года, сидела в очереди на «флюру». Народу собралось, как всегда не мало, больше десяти человек, в основном, конечно, женщин. Наталья следила за своей очередью и читала газету. Вдруг ей показалось, что на неё кто-то очень пристально смотрит, она оторвалась от чтива, бросила взгляд по сторонам и обомлела. Батюшки, да это же Света Левина собственной персоной. Прошло более тридцати лет после окончания школы, и на Наталью устремила свой строгий внимательный взгляд бывшая одноклассница.
Когда-то они учились вместе в своем 1Б классе. Во внешности одноклассницы имелась одна интересная особенность – всё по отдельности в ней смотрелось очень приятным, даже совершенным, а вместе взятое почему-то не вызывало очарования, а скорее, наоборот… Возможно, Свету портила улыбка, которая показывала все её зубы, хотя казалось бы, как может испортить человека широкая улыбка. Ростом Света среди одноклассников тоже не выделялась, телосложение крепенькое, правда, ножки для её фигуры тонковаты, и не совсем прямые. Волосы густые, чёрные, всегда были аккуратно заплетены в две толстые косы ниже плеч. Бантики атласные, тёмные или светлые, в зависимости от ситуации, обязательно отглаженные и расправленные. Школьная форма с фартучком сидела на ней как влитая. Глаза большие, выразительные, темно-карие, немного оттянутые к ушам. Ресницы густые, но каждую ресничку можно разглядеть, казалось, что они как у куклы, вставлены в глаза, а не растут сами по себе. Брови густые, сросшиеся между собой в одну волнистую линию.
Характером, насколько помнила Наташа, Света обладала выдержанным и спокойным. Всегда уравновешенная, сосредоточенная, без показных действий на публику. Из класса она редко с кем общалась, буквально с двумя-тремя девочками. Смеялась тоже нечасто, иногда слегка улыбалась, голосом обладала низким, густым. Предпочитала сидеть у окна, на второй или третьей парте.
Левина слыла аккуратисткой во всем: по жизни всегда выполненные домашние задания, причём правильно выполненные, никаких опозданий на уроки, хотя жила она от школы достаточно далеко, все её вещи всегда находились в исключительном порядке. На уроках Света очень внимательно слушала учителей, и не отвлекалась на «потустороннюю» жизнь класса, которая постоянно контролировалась взрослыми, но Свету совершенно не интересовала. Если вопрос задавался классу, она участвовала в ответе, и при этом свою правую руку держала прямо поднятой вверх. Она не подскакивала на скамейке и не тянула обе руки вверх, если знала правильный ответ, хотя так делало большинство в классе.
Вот эта явная внешняя положительность Светы, видимо, и не нравилась многим. Хотя признаваться себе в этом ни у кого не хватало смелости. К ней не за что было придраться, а так хотелось, она слишком идеальна. И случай представился.
В шестом классе начали серьезно изучать физику. На одном из уроков любимая учительница Ася Наумовна с энтузиазмом объявила:
- Предлагаю вам довольно трудное, но архиполезное задание. Разработать макет, схему, прибор, работа которых основывается на физическом законе.
Все девчонки тут же расстроились.
- Неужели каждому придётся сделать такоёе макет? Тут и законов на всех может не хватить.
Правда, последнее утверждение отдавало явной крамолой, и вслух его высказали не все. Ребята просто попросили разрешить им объединиться в маленькие группочки.
- Давайте мы все будем это делать группами по несколько человек.
- Разрешите, так нам будет проще, и мы лучше справимся.
- Пускай мальчишки делают по одному, если смогут.
- Им и придумать проще и сделать своими руками. У них лучше получится. А что мы сможем сделать?
Да, будущих великих физиков, особенно среди девчонок, не наблюдалось. Непонятный и загадочный физический смысл волновал умы пока только мальчишек, слабая половина человечества с упорством просто учила параграфы учебника, с усилием продираясь вперед от закона к закону. Выполнить архиполезное задание учительницы девчонкам представлялось очень сложным делом. Всем хотелось выбрать такой физический закон, который можно было бы легко продемонстрировать на макете, причем желательно, простейшем.
Имело место ещё одна интересная особенность. Так уж получилось, но мальчишки совсем не горели желанием включать в свои группы девчонок. Предположительно, они опасались лишних обсуждений, девчоночьих выкрутасов, или чего-то вообще непредвиденного. А что? Возьми кого-нибудь из этих зубрилок, а потом всё за неё и делай, а оценку хорошую ей поставят, а не тебе, это уж точно. Поэтому «рабочие группы» состояли или из девчонок, или из мальчишек. Так вышло и у Светы, конечно, она попала к девчонкам. В их группе оказалась ещё Люба Воронкова, Наташа Гутина и Оля Саксонова.
Свету сразу же негласно определили главной, без особых обсуждений, просто так само собой получилось. Среди девчонок она считалась самой аккуратной, ответственной и, главное, успешной в учебе. Учителя любили ставить ей пятерки.
Девчонки остались в классе после уроков, и всё обсудили. «Совет в Филях» принял гениальное в своей простоте решение. Само предложение исходило от Светы, и все обрадовались её идее.
- Давайте представим макет фонтана.
- Фонтана? – засомневались остальные. – А как мы сможем его сделать?
- Принцип у него простой, он работает как сообщающиеся сосуды, - уверенно успокоила всех Левина.
- И что нам конкретно нужно? – уточнила Воронкова, которая всегда смотрела в суть вопроса.
Люба сидела в классе недалеко от Светы, это и определило её участие в составе образовавшейся группы.
- Только изогнутая стеклянная трубочка в виде английской буквы «u», - разъяснила Света.
- И картинка, желательно, красивая, - включились в творческий процесс остальные девчонки.
Временный коллектив приступил к работе. После такого стоящего предложения на Левину все с радостью возложили обязанности организатора. А как иначе? Предложил – выполняй. Всю ответственность всегда надо возложить на кого-то конкретного, тем более на кону стояло важное дело. Конечно, целью для всех участников этого, как сейчас бы сказали «пилотного проекта», а тогда просто – задания – являлись пятёрки по физике, а то и не просто пятёрки в журнал, а сразу за четверть.
Девочки решили разумно распределить обязанности между участниками. Оле Саксоновой досталась роль дизайнера, по-простому, ей поручили найти красивую картинку фонтана.
Наташа Гутина, оценив свои возможности, взялась за самую сложную часть работы – раздобыть стеклянную трубочку необходимой формы. Возможных путей добычи она рассматривала всего два. Первый – выпросить трубочку у учительницы, однако это значительно снижало ценность задумки, и показывало несамостоятельность участников. Посоветовавшись, решили пойти вторым, трудным путем, и самим раздобыть эту драгоценную стеклянную трубочку.
Наташа за это взялась, заручившись поддержкой отца, так как он работал в центральной геологической лаборатории, и обещал помочь девочкам. Он обнадежил девчонок:
- Что-что, а уж стеклянную трубку я вам обязательно раздобуду.
- Ты не забывай, она нужна определенной формы, и это принципиально важно.
- Я геофизик, физику изучал, и что такое сообщающиеся сосуды, себе представляю. В крайнем случае, согнем вам эту трубку в стеклодувной лаборатории.
- Чтобы не получилось, как с крокодилом, - забеспокоилась Наташа.
- При чем здесь крокодил? Нашла, что вспоминать. Кстати, о нём… Зато потом будет, что вспомнить.
- История про него незабываема.
- Это только тебе так кажется, а остался один юмор.
Про себя Наташа не согласилась, но после разговора с отцом она уверилась в успехе школьного проекта по физике. Отведенная ей лично роль казалась ей значительной, и она даже гордилась ею.
Любе поручили подготовить описание закона о сообщающихся сосудах, и принципа действия макета фонтана. Работа рутинная, все это понимали, но очень важная, так как всё должно пройти без ошибок, все формулировки должны звучать точно. Поэтому за эту часть задания особо никто не хотел браться. Люба понимала всю возложенную на неё ответственность.
Для столь важных действий, конечно, требовался руководитель, ответственный человек. Этим человеком девчонки окончательно утвердили Свету, пусть поработает на общество, а то она где-то всё время сама по себе, в сторонке. Появилась возможность приблизиться к коллективу. Сыграло значение и то обстоятельство, что Ася Наумовна по непонятной причине неровно дышала к этой Светке, так многим казалось в классе, особенно девчонкам. Всё время ставит ей пятерки и ставит, непонятно за что, параграфы все учат одинаково, а столько пятёрок, как у Левиной, ни у кого нет.
Девчонки развернули бурную деятельность, и результат не замедлил сказаться. Саксонова Оля где-то раздобыла шикарную цветную иллюстрацию фонтана на глянцевой бумаге. Похоже, взяла из какого-то журнала, возможно, втихаря у своей старшей сестры. Та, наверно, даже и не заметила, что её журнал стал чуть тоньше. Ольга аккуратно наклеила эту красоту на плотный картон, и чувствовала себя человеком, который собственными руками спроектировал, изготовил и установил фонтан с бассейном во дворе школы. Попробуйте сами сделать лучше!
Наташа Гутина с гордостью предоставила для грандиозного макета фонтана стеклянную трубочку, не очень больших размеров, которая по форме повторяла нужную английскую букву «u». Ее принес с работы папа, и досталась она ему без малейших усилий – подарили в химической лаборатории. Сама Наташа не вдавалась в эти подробности, она просто радовалась за их команду и гордилась общим проектом. Знай наших!
Люба Воронкова подробнейшим образом описала все, что нужно согласно физической теории, потратив на это немало времени. Надо сказать, что большая часть её усилий ушла на чистовое переписывание и оформление текста. Вот где пригодились уроки чистописания! Александра Васильевна, их первая учительница, была бы довольна, увидев стройный ряд аккуратных букв. Шариковые ручки, к счастью, пока ещё не входили в моду и школьный обиход.
Дело оставалось за малым – всё соединить, кое-что подправить по ходу, если потребуется, и отдать учительнице. Правда, имелся ещё один нюанс. Ася Наумовна немного всех запугала какой-то защитой заданий, звучало это настораживающе – что за такая защита? Ребята никогда этого ещё не делали, поэтому так и получилось, что всё легло на плечи руководителя создавшегося маленького творческого коллектива.
Девочки всё подготовили к назначенному сроку и передали Свете, которая хранила все материалы у себя дома. Тогда это казалось самым удобным вариантом. Все ждали команды от Аси Наумовны, и этот торжественный момент, наконец, наступил.
В назначенный день урок физики по расписанию поставили последним, чтобы на защиту «проектов» у всех хватило времени. Участники находились в состоянии лёгкого мандража: предстояло выступать, отвечать на вопросы, сравнивать свои результаты с успехами одноклассников. Всем хотелось быть самыми умными и удачливыми.
Нашу четверку волнение тоже не обошло стороной, вернее сказать, троицу, так как именно в объявленный день сдачи и защиты Света Левина с утра не пришла в школу. Троица пребывала в шоке, они решили, что надо действовать. Первое, что им пришло в голову – Светка заболела, это со всеми может случиться.
- Она точно заболела, сейчас весна, у всех простуда.
- Да она вчера сидела на уроках и выглядела здоровой.
- Все равно, должна была сначала принести все в школу, а уже потом болеть.
Девчонки, бурно обсудив сложившуюся ситуацию, решили всё рассказать учительнице. Ася Наумовна успокоила их, как могла, и отпустила во время урока домой к Левиной. Весь класс защищался и представлял свои проекты, а троица побежала к недостающему главному звену своей команды. Девчонки бежали изо всех сил, как взмыленные кони, им хотелось успеть хотя бы к концу урока и всё-таки представить свой проект.
Взмыленная троица девчонок, запыхавшись, поднялась на второй этаж и начала названивать в нужную квартиру. Звонили настойчиво, несколько раз, однако им никто не открыл. Поначалу девчонки галдели и переговаривались:
- Неужели ушла в поликлинику?
- Нет, скорее, родители вызвали врача на дом.
- Может, заснула? Плохо себя чувствует…
Отчаявшись, девчонки присели на ступеньки лестницы рядом с квартирой и притихли. Вдруг все трое совершенно ясно услышали, что в квартире кто-то есть, ходит по коридору, прямо за дверью. Из-за неё совершенно ясно доносились шаги и шорохи.
Люба закричала:
- Света, это мы, пришли за фонтаном, открой нам.
Но Света свой голос не подала и дверь им не открыла.
Троица очень удивилась, вернее, они были просто поражены – такого развития событий они никак не ожидали. Чуда не произошло, дверь им не открыли, и макет фонтана заполучить не удалось. Похоже, в школу им придётся возвращаться с пустыми руками. Одноклассницы Светы никак не могли поверить в то, что с ними не хотят даже разговаривать.
- К двери кто-то подходил, я точно слышала, - уверенно произнесла Ольга. – Мне не показалось. А вы что-нибудь слышали?
- Стояли у двери в коридоре и прислушивались.
- Это выглядит ужасно. В общем, нам от ворот поворот, - подвела итог Наташа.
Девчонки медленно спустились со второго этажа, вышли на улицу, и остановились у подъезда. Весенний ветерок охладил их разгорячённые лица, сейчас они пребывали в состоянии шока.
Пока девочки в расстроенных чувствах добрались до школы, они приняли для себя очень важное решение – заново, только втроём, изготовить макет фонтана.
Защита проектов в школе подходила к концу. Все одноклассники, счастливые и радостные, собирались по домам, у них-то всё уже было позади. Ася Наумовна назначила троице новый срок сдачи макета – через неделю. Несмотря на договорённости, настроение у них окончательно испортилось. Из головы не выходила мысль:
«Почему Света так с нами поступила? Почему она нас кинула в такой важный момент?»