Найти в Дзене

Как выбрать мотобуксировщик? ТОП лучших мотобуксировщиков для активного отдыха и работы в 2025 году

Российская зима – суровое испытание, особенно для жителей северных регионов страны, чья жизнь неразрывно связана с природой. Заготовка дров, рыбалка, охота, доставка необходимых материалов или же простые прогулки по заснеженным полям и лесам – все это требует специальной техники. Именно здесь на первый план выходит мотобуксировщик – компактный, маневренный и относительно недорогой транспорт, способный преодолевать самые сложные участки зимнего бездорожья. Сегодня в обзоре мы постараемся максимально подробно рассказать о том, как правильно выбрать мотобуксировщик, по каким именно критериям нужно строить свой выбор, на что обращать внимание, где и как покупать, а также представим топ лучших мотособак в разных ценовых категориях. Итак, устраивайтесь поудобнее и поехали! Мотобуксировщик, часто называемый «мотособакой», – это, по сути, мини-вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для езды по бездорожью. В отличие от классического снегохода, где райдер сидит непосредственно на машине, в
Оглавление

Российская зима – суровое испытание, особенно для жителей северных регионов страны, чья жизнь неразрывно связана с природой. Заготовка дров, рыбалка, охота, доставка необходимых материалов или же простые прогулки по заснеженным полям и лесам – все это требует специальной техники.

Именно здесь на первый план выходит мотобуксировщик – компактный, маневренный и относительно недорогой транспорт, способный преодолевать самые сложные участки зимнего бездорожья.

Сегодня в обзоре мы постараемся максимально подробно рассказать о том, как правильно выбрать мотобуксировщик, по каким именно критериям нужно строить свой выбор, на что обращать внимание, где и как покупать, а также представим топ лучших мотособак в разных ценовых категориях. Итак, устраивайтесь поудобнее и поехали!

Для чего вообще нужны мотобуксировщики и что они из себя представляют?

Мотобуксировщик, часто называемый «мотособакой», – это, по сути, мини-вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для езды по бездорожью. В отличие от классического снегохода, где райдер сидит непосредственно на машине, в мотобуксировщике водитель и груз располагаются в санях (или волокушах), которые тянет за собой сам буксировщик.

-2

Благодаря высокой проходимости, на нем легко передвигаться по узким лесным тропам, преодолевать глубокий снег, наледь и буреломы, где более крупная техника бессильна. Мотобуксировщики обладают высокой маневренностью, что особенно важно при движении в труднодоступной местности, среди деревьев и кустарников. Они способны легко лавировать между препятствиями, поворачиваться на месте, преодолевать крутые подъемы и спуски.

-3

За счет небольших размеров и малого веса, «мотособаки» легко перевозятся и хранятся, что делает их мегапопулярными среди любителей активного зимнего отдыха – рыбаков, охотников и пр. Помимо этого, они могут использоваться в хозяйстве, спасательных операциях и в других профессиональных целях. В общем, это универсальный и недорогой транспорт на все случаи жизни!

Основные критерии выбора мотобуксировщиков

-4

Несмотря на относительную простоту конструкции, выбор мотобуксировщика – задача не из простых. Чтобы покупка соответствовала вашим ожиданиям и не подвела в самый важный момент, при выборе нужно учесть несколько факторов, о которых поговорим далее.

Условия эксплуатации, назначение и бюджет

Первым делом, нужно понять, как именно вы планируете использовать «мотособаку» – от этого будут напрямую зависеть ее технические параметры: габариты, тип подвески, мощность двигателя и т.д.

-5

Если это будут неспешные одиночные поездки на рыбалку с минимумом снаряжения, можно обратить внимание на маломощные бюджетные модели, если же планируется перевозка тяжелых грузов по глубокому снегу – техника должна быть с большим запасом мощности и прочности.

-6

Следующий немаловажный аспект – бюджет. Не стоит покупать мотобуксировщик на последние деньги, так как его еще нужно будет заправлять и обслуживать. Стоимость качественной бюджетной модели стартует от 80-90 тыс. руб., среднеценовой – от 120-130 тыс. руб., ну и топовой – от 160 тыс. руб. и выше. Оцените свои финансовые возможности и подбирайте «мотособаку» из соответствующей категории.

Когда с бюджетом и назначением определились, переходим к выбору мотобуксировщика по техническим характеристикам.

Двигатель (мощность, тактность и расположение)

Большинство «мотособак» укомплектованы одноцилиндровыми четырехтактными моторами мощностью от 5 до 30 «лошадок». Количество лошадиных сил будет прямо влиять на проходимость, грузоподъемность и скорость техники, а также на ее расход бензина.

-7

Условно все силовые установки можно разделить на три категории:

  • до 10 л.с. – маломощные модели, предназначенные для несложных поездок на охоту и рыбалку, и на перевозку грузов, весом до 180 кг;
  • от 11 до 15 л.с. – «золотая середина», такие агрегаты способны утянуть до 450 кг полезного груза, проехать по глубокому снегу, наледи и по других сложных участках рельефа;
  • от 16 до 30 л.с. – максимально «заряженные» машины, которые могут справиться с самыми серьезными препятствиями и перевезти сцепку с волокушами общим весом до 700 кг.

Лучшими, традиционно, считаются моторы японских брендов YAMAHA и HONDA, а также их высококлассные аналоги ZONGSHEN, LONCIN и LIFAN.

Помимо мощности и тактности двигателя, немаловажную роль играет и способ его размещения на платформе – спереди или сзади.

Заднеприводные мотобуксировщики характеризуются лучшей маневренностью и управляемостью. Но при езде по глубокому свежевыпавшему снегу, они могут вставать на дыбы, самозакапываться и буксовать, поэтому их оптимально использовать с лыжным модулем.

Другое дело переднеприводные машины. Управляемость у них немного хуже, но зато, благодаря смещенному центру тяжести к передней оси, они лучше подходят для езды в сцепке с волокушами и санями. Такие агрегаты отличаются высокой проходимостью даже по метровому «пухляку».

Коробка переключения передач

-8

Бывает двух видов – редукторной и вариаторной. Первая, обычно устанавливается на маломощные модели, которые используются на относительно равнинной местности с небольшим количеством препятствий. Редуктор обеспечивает более плавный ход и повышенную тягу, однако из-за быстрого износа дисков, нуждается в регулярном ТО.

Вариатор – более универсален и практически не подвергается износу. Единственное, что может выйти со строя – ремень, который очень быстро и просто меняется. Именно поэтому, на большинстве мотобуксировщиков мощностью в 10-30 л.с. установлены трансмиссии вариаторного типа.

Размер базы

Тут опять же все зависит от назначения «мотособаки». Для нечастых вылазок на охоту или рыбалку, подойдут максимально компактные буксировщики, которые легко можно разместить в багажнике автомобиля. Для промысла и выполнения сложных хозяйственных задач стоит рассмотреть более крупные и мощные машины.

По длине платформы «мотособаки» классифицируются на:

  • короткие – база в пределах 1200-1250 мм;
  • средние – с базой от 1450 до 1500 мм;
  • длинные – LONG-модели, длина которых начинается от 1650 мм.

Чем больше платформа, тем мощнее ей потребуется движок и тем больше у нее будет расход.

Гусеница

-9

Важный аспект выбора, так как от ширины гусеницы зависит управляемость и проходимость мотобуксировщика. На маломощных моделях, как правило, стоит 380-я гусеница, на более продвинутых моделях – 500-миллиметровая и т.д.

Высота грунтозацепов также влияет на проходимость «мотособаки». На большинстве «гусянок» зацепы имеют высоту 21 мм, на узкоспециализированных мотовездехода – от 32 мм.

Подвеска

-10

Мотобуксировщики оснащаются несколькими видами подвески, каждый из которых имеет как свои плюсы, так и минусы:

  • Склизовая – конструктивно довольно простая подвеска, состоящая из двух полозьев, валов и амортизаторов, которые удерживают гусеницу и обеспечивают мягкий ход. «Склизы» эффективно себя показывают на глубоком снегу и относительно равнинной местности. Такая подвеска практически не забивается снегом, т.к. он играет роль «смазки» для полозьев. Однако, езда без снега (по льду или грунту) на «склизах» будет менее комфортна для водителя и может привести к поломке полозьев, ввиду отсутствия их естественной смазки.
  • Катковая – более «универсальная» подвеска, которая подходит для эксплуатации в любых условиях. Конструктивно она представляют собой систему на основе катков, валов и амортизаторов, на которые опирается гусеница. Такая подвеска отлично справляется с неглубоким снегом, льдом, замерзшим грунтом и другими формами рельефа. Однако «катки» хуже переносят глубокий снежный покров и «пухляк», т.к. могут быстро забиваться снегом и буксовать, что сильно нагружает мотор и увеличивает расход бензина.

Бывает еще один вид подвески – на базе пневмоколес. Такая «ходовка» встречается довольно редко и плохо переносит сверхнизкие температуры. Ее назначение – езда по заболоченным районам, открытому грунту и мокрому снегу в условиях не сильно суровых зим.

Сравнение подвесок на видео: https://www.youtube.com/watch?v=17DzNSgzeGg

Рама

Должна быть крепкой, с небольшим количеством сварных швов (а лучше без них – цельнометаллической), покрытая высококачественным антикоррозийным составом. Перед покупкой мотобуксировщика, внимательно смотрите на его каркас – если он хлипкий и «криво» сваренный, лучше откажитесь от такого приобретения.

Запуск

-11

Удобнее когда двигатель запускается с кнопки, нежели тросом, но это не принципиально. На бюджетных буксировщиках, как правило, установлен кикстартер, на топовых – электростартер и кикстартер, одновременно.

Объем бензобака и расход бензина

От объема топливного бака прямо зависит дальность ваших поездок. В среднем, мотобуксировщик мощностью в 15 л.с. расходует от 2,5 до 6 литров топлива в час. Расход зависит от глубины снега, рельефа и массы груза, который он перевозит. Большинство моделей «мотособак» оснащены бензобаками на 5-10 литров, которых будет достаточно для 2-3 часовой поездки. Для более дальних расстояний, потребуется дополнительная канистра с топливом.

На что еще обратить внимание?

-12

Помимо базовых опций, обратите внимание и на дополнительные приспособления, которые делают мотобуксировщик максимально комфортным и безопасным – складной регулируемый руль, удобные рычаги управления, наличие редуктора заднего хода, аварийной чеки выключения двигателя, стояночного тормоза, фары, прикуривателя, USB-порта, системы подогрева ручек и т.д.

Важно отметить, что мотобуксировщики оснащаются специальным креплением (фаркопом) для присоединения саней или волокуш.

Существует два варианта расположения пассажирского места: классическая компоновка с санями позади буксировщика и более редкая – с санями впереди. Задняя компоновка считается более безопасной и распространенной, так как обеспечивает лучший контроль над техникой и позволяет водителю своевременно реагировать на препятствия. При переднем расположении саней улучшается проходимость по глубокому снегу, но ухудшается обзор для водителя.

У первого бренда нашего обзора (IKUDZO) есть специальные крепления спереди и сзади, которые позволяют без дополнительных махинаций подключить всю электрику периферии (фары, стоп сигналы, подогревы и т.д.).

Также на сайте можно найти массу оригинальных аксессуаров для техники IKUDZO (сани, муфты, снегоотвалы, муфты, дополнительные канистры, кофры и т.д.).

Новый или Б/У?

-13

Актуальный вопрос, над которым думают многие любители зимнего отдыха с ограниченным бюджетом. Здесь все относительно просто – приобретая подержанную «мотособаку», вы не сможете на 100% гарантировать ее работоспособность, поэтому должны быть готовы к появлению потенциальных проблем в виде поломок и лишних расходов.

Ну, а что касается новых буксировщиков, то они хоть и стоят дороже, но «новые», есть «новые». У них будет больший ресурс работы, а в случае неисправности, технику можно легко и быстро отремонтировать по гарантии, без лишней головной боли. Если же срок гарантийных обязательств вышел, то дилер все равно починит технику, но уже за небольшую плату. При этом, вам не придется самостоятельно искать необходимые запчасти или специалистов.

Где покупать?

В продолжение ответа на предыдущий вопрос – покупать технику лучше у официальных дистрибьюторов. Так вы гарантированно получите оригинальный буксировщик за который продавец несет прямую ответственность. Приобретая же «мотособаку» на маркетплейсе или у фирмы-однодневки, вы можете нарваться на бракованный товар или мошенников, которые исчезнут сразу после заключения сделки.

Мотобуксировщики каких брендов лучше?

-14

Сегодня популярность «мотособак» зашкаливает, поэтому на рынке можно найти сотни предложений от самых разных компаний. Ниже мы расскажем о нескольких из них, которые действительно отличаются высоким качеством, адекватными ценами и широким модельным рядом.

  • IKUDZO – японский бренд, который предлагает одни из лучших мотобуксировщиков на рынке. Производство находится в России и полностью соответствует японским стандартам. Компания является лидером в сфере разработки и производства зимней техники, постоянно внедряя новинки и улучшая существующие модели. IKUDZO всегда на шаг впереди конкурентов – так недавно бренд презентовал первый на рынке инжекторный мотобуксировщик. Выводы делайте сами.
  • OPTIMAX – российский бренд, предлагающий достаточно качественные «мотособаки» по доступным ценам. Мотобуксировщики OPTIMAX собраны на базе лучших комплектующих, характеризуются высокой проходимостью, комфортом и надежностью.
  • SNOW DOG – китайский производитель зимних мотовездеходов, предлагающий надежных «работяг» за вполне адекватные деньги.

Почему именно эти бренды попали в наш список рекомендаций? Все просто – они завоевали доверие сотен пользователей по всей стране, имеют высокие показатели продаж и положительные отзывы от экспертов.

Пример самых топовых мотобуксировщиков в разных ценовых категориях

Ниже представим топ самых популярных «мотособак» в разрезе цены, качества и функциональности.

IKUDZO 1100/380 К8

-15

Однозначно лидер в категории компактных и недорогих мотобуксировщиков на 380-й гусенице. Малый, легкий, влазит в любое авто – просто идеален для рыбаков-одиночек и любителей активного отдыха. Агрегат, весом всего в 64 кг, способен быстро передвигаться по заснеженным полям и лесам и перевозить не тяжелое снаряжение, улов или другие виды грузов.

IKUDZO 1100/380 К8 оснащен четырехтактным топовым мотором на 8 резвых «лошадок», японским карбюратором, сверхпрочной цельнометаллической базой длиной в 1100 мм, уникальной катковой подвеской и вариаторной КПП (без функции реверсивного хода).

Среди прочего, данный буксировщик получил яркую подсветку, кикстартер, фаркоп, бампер, аварийную глушилку двигателя и 3-х годичную официальную гарантию. Это топ за свои деньги!

IKUDZO 2.0 1450/500 EKR15

-16

Одна из самых популярных моделей на рынке, имеющая оптимальное соотношение мощности, цены и качества. Данная «мотособака» отличается высокой проходимостью, безупречными ходовыми характеристиками и возможностью перевозить тяжелые грузы.

Благодаря 500-й гусенице и 15-сильному премиальному мотору ZONGSHEN /LIFAN/LONCIN, который работает в связке с не менее топовым карбюратором, IKUDZO 2.0 1450/500 EKR15 смело пройдет по метровому «пухляку», мокрому снегу или льду, потянув за собой до 450 кг снаряжения на сцепке из 3-х волокуш и взяв на платформу до 80 кг полезного груза.

Помимо этого, данный буксировщик может «похвастаться» надежной рамой, усиленным вариатором (до 750 кг), уникальными тихими «катками» с функцией защиты от переворота, электро и кикстартером, усиленной цепной передачей и высочайшим уровнем комфорта (подогрев ручек, удобный руль, наличие прикуривателя, USB, фары и прочих полезных «фишек»).

IKUDZO 2.0 1450/500 EKR20 EFI (инжектор)

Флагманская модель «мотособаки», которой нет ни у одного другого производителя. Главная особенность IKUDZO 2.0 1450/500 EKR20 EFI заключается в инжекторной системе впрыска топлива, благодаря чему буксировщик имеет огромную тягу, отличается малым расходом топлива (всего от 2,5 литров на 100 км) и стабильной работой на любых оборотах.

-17

Помимо инжектора, мотобуксировщик получил 20-сильный топовый мотор, усиленную КПП вариатор с реверсом, супернадежную катковую подвеску, цепь SFR, 1450-миллиметровую базу, 500-ю гусеницу и другие компоненты премиум-класса.

Комфорт и эргономика здесь также на высоте – регулируемые амортизаторы, ручной и электрозапуск, светодиодная подсветка, подогрев ручек, USB и т.д.

OPTI MAX 15 с подогревом ручек

-18

Отличный буксировщик из средней ценовой категории, отличающийся высоким качеством и достаточно богатой комплектацией. Имеет малый вес, влазит практически во все авто, подойдет для решения любых задач.

Машина оснащена мотором Lifan на 15 л.с., японским карбюратором, 500-й гусеницей, трехпружинными «катками», электро и ручным запуском, вариатором «Сафари» с тягой до 500 кг, но без реверса, антивибрационными подушками крепления двигателя, усиленной цепью, системой подогрева ручек, прикуривателем и т.д.

SNOW DOG 15 с эл. запуском (DINKING)

-19

Один из самых доступных 15-сильных мотобуксировщиков на рынке. Простой, надежный и практичный. Оснащен тяговитым четырехтактным мотором от бренда DINKING, вариаторной трансмиссией Сафари, электро и кикстартером, усиленной цепью, 500-й гусеницей и катковой подвеской.

Модель способна легко потянуть до 450 кг груза на санях и до 40 кг на самом буксировщике, поэтому будет интересна как рыбакам и охотникам, так и хозяйственникам, которые не готовы переплачивать за именитость бренда или излишние элементы комфорта.

Вывод

-20

Выбор надежной «мотособаки», которая полностью удовлетворит все ваши потребности – задача достаточно сложная. Учесть нужно не только техническую часть машины, но и будущие условия ее эксплуатации, грузоподъемность и многие другие факторы.

В нашем обзоре мы постарались предельно просто объяснить как правильно выбирать мотобуксировщик и на что именно нужно обращать внимание перед покупкой. Благодаря нашим советам и списку «ориентиров», вы гарантированно найдете то, что вам нужно.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

1. Что лучше купить мотобуксировщик или снегоход?

Здесь все зависит от вашего бюджета и потребностей. В отличие от снегохода, «мотособака» стоит намного дешевле, она проще в обслуживании, перевозке и хранении. Однако, скорость и драйв, она вряд ли подарит, но зато с практическими задачами справится «на ура».

Для наглядности, можно посмотреть короткое видео: https://www.youtube.com/watch?v=hByZsZ7ZmS4

2. Какая мощность мотобуксировщика считается оптимальной?

Самыми популярными являются буксировщики, из, так называемой, «золотой середины», мощность двигателя которых равна +/- 15 л.с. Они имеют достаточный запас прочности, чтобы справиться как с бездорожьем, так и с тяжелыми грузами.

3. Какой расход бензина у мотобуксировщика?

Тут все индивидуально и зависит от таких факторов, как масса перевозимого груза, мощность двигателя и условия езды. В среднем, 15-сильный мотобуксировщик расходует от 2,5 до 6 литров топлива за час активной эксплуатации.

4. Какие сани лучше использовать с мотобуксировщиком? Рекомендуется использовать специализированные сани-волокуши, предназначенные для мотобуксировщиков. Они изготавливаются из прочного морозостойкого пластика или композитных материалов, имеют оптимальную форму для скольжения по снегу и специальные крепления для надежной сцепки с буксировщиком. Важно выбирать сани с учетом планируемой нагрузки – их грузоподъемность должна соответствовать мощности вашей "мотособаки".

5. Сколько человек может перевозить мотобуксировщик? Стандартный мотобуксировщик средней мощности (около 15 л.с.) способен перевозить водителя и одного пассажира в санях при общей массе до 200 кг. Более мощные модели могут работать с несколькими санями одновременно, что позволяет перевозить больше пассажиров, но важно не превышать максимальную допустимую нагрузку, указанную производителем. При этом необходимо помнить, что перевозка пассажиров должна осуществляться только в специально оборудованных санях с сиденьями и поручнями для обеспечения безопасности.

6. Нужны ли права на управление мотобуксировщиком? На данный момент для управления мотобуксировщиком не требуется специальное удостоверение, так как эта техника не подлежит регистрации в ГИБДД. Однако для безопасной эксплуатации необходимо внимательно изучить инструкцию и пройти базовое обучение у продавца или опытного пользователя. Также рекомендуется соблюдать правила безопасности и использовать защитную экипировку при управлении техникой.