Найти в Дзене

Сергей Фудель и тёмный двойник церкви

К дню рождения Сергея Фуделя — 13 января 1901 года Сергей Фудель ввёл в богословский оборот термин «Тёмный двойник церкви», означающий всю ту околоцерковную ложность, которой крайне много в жизни большинства клириков, епископов и мирян, и которую не только наблюдатели но и верующие принимают за единственно реальную Православную Церковь. Трагедия ещё и в том, что столетиями в истории православия тянутся периоды, когда этот тёмный двойник представляет собой 99% всей видимой, земной церкви. Едва ли ни любой думающий и имеющий совесть человек признавал время Фуделя эпохой оскудения, временем тотальной церковной ложности. Таким же было положение церкви в царской России, таким оно стало и после смерти патриарха Алексия II. И всё же в таком положении разные поместные церкви оказывались крайне часто за тысячи лет истории, поэтому, если мы будем только мучиться, мы упустим шанс созидания красоты, а любой из нас может сам, своим усилием пробить всю церковную и общечеловеческую ложность и уйти в

К дню рождения Сергея Фуделя — 13 января 1901 года

Сергей Фудель ввёл в богословский оборот термин «Тёмный двойник церкви», означающий всю ту околоцерковную ложность, которой крайне много в жизни большинства клириков, епископов и мирян, и которую не только наблюдатели но и верующие принимают за единственно реальную Православную Церковь. Трагедия ещё и в том, что столетиями в истории православия тянутся периоды, когда этот тёмный двойник представляет собой 99% всей видимой, земной церкви.

Едва ли ни любой думающий и имеющий совесть человек признавал время Фуделя эпохой оскудения, временем тотальной церковной ложности. Таким же было положение церкви в царской России, таким оно стало и после смерти патриарха Алексия II.

И всё же в таком положении разные поместные церкви оказывались крайне часто за тысячи лет истории, поэтому, если мы будем только мучиться, мы упустим шанс созидания красоты, а любой из нас может сам, своим усилием пробить всю церковную и общечеловеческую ложность и уйти в пространство Бога, лишь так можно встретить настоящую Церковь.

На зле нельзя сосредотачиваться, хотя враг рода людского хочет, чтобы мы смотрели в эту тьму, и так, глядя только в неё, думали, что весь мир, Божья Вселенная целиком равняется этой тьме.

Есть, к примеру, в какой-то епархии злобный епископ-угнетатель, жадный и развратный; от него страдают священники, а враг хочет, чтобы каждый священник свёл всю невероятную и прекрасную Христову Церковь к этому епископу и этой епархии, чтоб священники не пытались молитвой и усилием пробиться в зрение Церкви как Царства Троицы, но угасали во тьме, думая, что кроме тьмы в их жизни ничего уже не случится.

Священник Иосиф Фудель, отец Сергия Фуделя, пишет: «Недостойные пастыри были всегда. И при Златоусте, и раньше его на епископских кафедрах сидели сребролюбцы, развратники и т. д. И всегда это будет. И, несмотря на это, церковь всегда была и будет чиста и непорочна».

Далее Иосиф говорит, что выход для живущих в погрязшей в бюрократии и ложности земной церкви – самим возрастать в благодати.

Добавим, что важный и редко кем используемый способ прорваться в истину – долгая Иисусова молитва, которой мы входим в чувство реальности Бога, а тогда всё другое начинает видеться в другом свете, как копошение букашек под гнилой доской, но сама эта доска – в неслыханной красоты саду.

Сергей Фудель приводит случай из судебной практики XIX века:

«Деревенская девочка возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу и несла с собой немного денег, корзиночку с домашними пирожками и несколько крашеных яиц. На дороге её убили с целью ограбления. Убийца был тут же пойман, денег у него не нашли, пироги были съедены, но яйца остались. На случайный вопрос следователя, почему он не съел и яйца, убийца ответил: «Как же я мог? Ведь день был постный!».

«За спиной этого человека – пишет Фудель – ясно видны звенья длинной цепи, хочется сказать, византийской, уходящие в века. Оказывается, что можно числиться в Церкви, не веря в неё, можно считать себя православным, не зная Христа, можно верить в посты и в панихиду но не верить в загробную жизнь и в любовь».

Всё это особо важно в случае РПЦ и Византии – безнравственных церквей, где люди верят в обряд, «в панихиду», в церковную дисциплину, но никак не в живого Бога.

Согласно Фуделю, этот двойник Церкви совершает в истории ужасную провокацию: создаёт впечатление, что кроме этого уродства нет никакой иной, подлинной, Христовой церкви, и что на Земле больше нет Божьей правды.

А учитывая, что этот тёмный двойник занимает почти всё пространство исторической земной церкви (в том числе и католической, и всех протестантских деноминаций), люди попросту не понимают, где им искать ту церковь, о которой так победно и высоко говорится в Евангелии. А искать её следует во Христе, то есть в том, что помогает человеку пробиться к Богу. Прежде всего, это долгая вдумчивая Иисусова молитва, литургия, чтение Библии, активное доброделание, общение с праведниками и старцами своей эпохи.

Артём Перлик