«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» стал лидером проката 2025 года, уже собрав более трёх миллиардов рублей. Удивитесь, но фильм уже вышел в прокат в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии и Великобритании. А на подходе премьеры в Латинской Америке, на Ближнем востоке, в Африке и Китае. Сама по себе новость на фоне того, что творится в Европе хорошая. А на фоне успеха создателей «Волшебника…» расскажу, как торгуют фильмами.
Когда кинематограф только вылез из пелёнок на широкие простыни тёмных кинозалов, фильмы за границу не продавали. Прокатом картин занимались сами студии, которые владели кинотеатрами. Поэтому, даже, украсть копию фильма не представлялось возможным.
Но бизнес быстро смекнул, что представлять интересы сразу нескольких студий выгодно и в больших городах стали появляться независимые кинотеатры – прообраз нынешних прокатных организаций. Потом система независимого кинопроката утвердилась, окрепла, а в США ещё и законом была поддержана. Так прокатчики стали серьёзными, основополагающими столпами кинобизнеса. Теперь от них зависел успех проката фильма.
Первые продажи фильмов за рубеж происходили штучно. Потом, с появлением прокатчиков это явление структурировалось, обрастало альянсами и договорами о дружбе с обязательствами. Но как узнать, что в какой-то стране вышел достойный для проката у себя на родине фильм? Так прокатчики из разных стран начали дружить друг с другом и встречаться на кинофестивалях. Быстро поняли, что им нужны свои бизнес посиделки и устроили международные кинорынки при тех же фестивалях.
Самыми известными кинорынками сегодня считаются форумы, проходящие параллельно с Каннским, Берлинским, Веницианским, Московским, кинофестивалями и фестивалем независимого кино в Санденсе. Помимо фестивальных встреч ещё существуют международные кинорынки, проходящие два раза в год – весной и осенью. А к ним добавляются и региональные кинорынки стран Азии, Африки, Ближнего востока, Америки и стран Океании и Австралии.
На кинорынках каждый прокатчик или экспортная организация ставят свой стенд с набором рекламных материалов для каждого привезённого фильма, демонстрируют трейлеры и тизеры премьер или уже с успехом прошедших в своей стране кинохитов. А в большом зале идут полноценные премьеры отдельно заявленных фильмов и пилотных серий сериалов. Так покупатели из разных стран отбирают то, что повезут к себе домой.
Кинорынок это бойкое место, где суммы всех сделок достигают миллиардов долларов за несколько дней. Фильмы отбирают не только по цене и успеху, но и по условиям проката. Например, в СССР на афишах кинотеатров можно было видеть приписку «Без права показа по телевидению». Это означало, что права были куплены только для кинотеатров. Подобные ограничения встречаются и сейчас, только продавцы фильмов давно смекнули, что чем шире показ, тем больше валюты. Фильмы и сериалы сейчас торгуются не только на разные платформы, но и пакетными предложениями «выбери хит и получи три серых картины в подарок».
Помимо кинорынков, в разных странах сидят и представительства иностранных кинопрокатных организаций. Одно дело киностудия или кинокомпания, снимающая фильмы, другое дело ребята, которые катают фильм по экранам. Большие медийные холдинги имеют, как правило, свои дочерни компании сразу во всех сферах – производства, рекламы и проката. Создаются альянсы для совместного кинопроизводства. Клерки из таких отделений мониторят местный рынок и первыми реагируют на вышедшие хиты, предлагая головному офису обратить внимание на потенциально доходную сделку.
Так фильм может попасть на международный экран в обход фестиваля или кинорынка. «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» именно так и стал востребован сразу после первой недели проката, которая принесла проекту первый миллиард рублей сборов. Европейские компании, которые уже на стадии съёмок обратили внимание на фильм, тут же среагировали и купили права на показ в своих кинотеатрах. Остальные страны вступили в переговорный процесс, убедившись, что динамика зрительского интереса будет стабильной и вышли на владельцев фильма со своими предложениями.
Генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» и продюсер картины Александр Жаров в интервью сказал, что всего более восьмидесяти стран уже оплатили сделки, а переговоры ещё ведутся с другими заинтересованными прокатчиками со всего мира. Видите, для бизнеса нет преград и ограничений. Если бизнесмен видит успешный фильм, он его обязательно купит. Никто не станет упускать потенциальную выгоду.
После проката успешного фильма начнутся торги за права на экранизации под свой менталитет. Это тоже принесёт создателям денежку в копилку. Вообще успешные фильмы могут продолжать собирать кассу по всему миру десятилетиями. Наглядный и самый удачный пример – фильм Люка Бессона «Пятый элемент», который с 1997 года считается самым перепокупаемым фильмом в мире. Права на телепоказы до сих пор продлеваются более чем в пятидесяти странах мира, включая Россию.
Вот так устроен мировой кинорынок. Национальные кинорынки устроены точно так же. В России проходят два сезонных кинорынка в Москве, кинорынок во время Московского международного кинофестиваля, рынок при «Кинотавре» в Сочи и ещё форум медиоконтента в Санкт-Петербурге. Плюс бесконечное число кинофестивалей, где молодые режиссёры показывают свои возможности, а кинопродюсеры отсматривают кандидатов на создание будущего кинохита с заделом на мировой показ.
Мировая медиадустрия по финансовым показателям идёт сразу после нефтяников. Это очень большой бизнес.