Найти в Дзене
Юрист

Понятие и признаки тоталитаризма

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» — «весь», «целый», «полный». Автором термина «тоталитаризм» является Джованни Амендола, который критично оценивал деятельность итальянских фашистов и лично Б. Муссолини. Несмотря на это, термин прижился, понятие тоталитаризм возникло в Италии как положительная самохарактеристика. С началом холодной войны это понятие заиграло новыми красками в американских СМИ для борьбы с СССР. В 70-х этот термин вошел в словарный запас и нашей страны. За годы пользования данным термином, определенный смысл этого слова начал утрачиваться, «тоталитаризм» часто приравнивают к «деспотии», «диктатуре», «авторитаризму». Хотелось бы прояснить, что же такое тоталитаризм.

«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» – Б. Муссолини. Если кратко, то данная фраза как ничто лучше характеризует понятие тоталитаризма.

В неспециализированных русскоязычных источниках, этот термин нашел свое отражение, как: Тоталитарный (латинский Totus – весь, целый) — связанный с открыто террористической диктатурой и уничтожением демократических свобод, отсутствием прав человека (напр., т. Режим, т. Государство); Тоталитаризм (латинский Totalis– весь, полный, целый) — одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Правильнее всего рассматривать тоталитаризм, как способ организации общественной жизни, для которой характерен тотальный контроль над обществом и личностью со стороны власти, полное подчинение идеологии и коллективным целям государства.

Тоталитарные идеи начали зарождаться довольно давно. Например, в Древней Греции – родине демократии впервые появились концепции совершенного государства, идеала тоталитаризма. К приверженцам этих идей можно отнести Платона–одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно противника демократии. Мыслитель считал, что демократия ведет к неизвестности, а, следовательно, к разрушению, и поэтому был сторонником консерватизма и общинного коллективизма. В частности, эти идеи можно увидеть в его последнем диалоге «Законы», где он наделяет свое совершенное государство тоталитарными признаками. Такими как, безусловное подчинение государству, государственная собственность на землю, государственная общеобязательная религия и самое интересное – очищение государства от неугодных путем изгнания или смертной казни.

Большой вклад в развитие тоталитарной мысли внес Ж.- Ж. Руссо. Он предлагал такую организацию общества, при которой утрачивались такие принципы, как свобода, равенство, справедливость. Его концепция является разновидностью коллективистской демократии, в которой объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов. Частный интерес имеет место быть лишь в том случае, если этот интерес совпадает с государственным. Свобода проявляется в соответствие с общей волей, поэтому государство имеет право неугодных граждан принудить силой. Концепция Руссо ведет к тотальному контролю государства над обществом, что собственно и есть тоталитаризм.

Рационалистические идеи этого теоретика нашли применение в якобинском терроре во времена Французской революции. Стали основой многих поздних концепций тоталитаризма. Получили развитие в трудах Маркса, Гегеля, Ницше, Фихте. Но сам тоталитаризм как общественное отношение (на практике) сложился в XX веке. Появились социалистические и националистические движения, о особенно важно появление их форм – фашизм и коммунизм. Происходили попытки обосновать тоталитаризм его общественную полезность и неизбежность наступления. Кроме того, различные тоталитарные школы (например, национал-социализм и коммунизм) соревновались, пытались противопоставить себя друг другу, враждовали между собой. Эта вражда мешала для объективного анализа такого явления как тоталитаризм, но сегодня абстрагируясь от конкуренции мы можем проанализировать данный режим.

Наиболее развернутым анализом является труд немецкого ученого Х. Арендт «Истоки тоталитаризма». Согласно ему, тоталитаризм является принципиально новой формой политического режима. Он отличается от всех форм авторитаризма. На смену однопартийным системам пришел «вождь», что свидетельствовало о полном изменение в понимании власти. Новая система ценностей отличалась от всех традиционных категорий понимания понятия власти.

Исходя из этого подхода можно выделить некоторые особенности. Тоталитаризм стремится не к господству над людьми, а к установлению системы, в которой личность человека будет не нужна. Человек важен только как ресурс. Хоть и предшествующие формы господства ограничивали свободу и самоопределенность, но они не истребляли ее целиком как тоталитаризм.

Существование иерархии во власти — это лишь фикция. На самом деле власть не распределялась. Между вождем и подчиненными нет промежуточных уровней, все беспрекословно выполняют верховное указание. Происходит постоянное перераспределение власти, смещения кадров.

Также вожди безразличны к личности приемника. Главное –это не допуск сбоя механизма управления государством.

Если сравнить авторитаризм и тоталитаризм, то можно сделать вывод, что авторитаризм более утилитарный, чем тоталитаризм. Достаточно вспомнить разработки нацистов по уничтожению людей на фоне краха конца войны, голода и разрухи. Тоталитаризм является экспериментом полной власти, полного подавления общества, который не соответствует нормам морали или элементарной человечности.

Данное понимание термина тоталитаризм ограничивает сферу его применения. Ведь если вспомнить ту же нацистскую Германию, то назвать тоталитаризмом можно только период после 1942 года. Так как подготовку к войне нельзя назвать не утилитарной деятельностью. Только после битвы под Сталинградом Гитлер отбросил все утилитарные мысли и начал осуществлять истинную идею тоталитаризма.

Тоталитаризм часто противопоставляют демократии. Также тоталитаризм часто сравнивают с авторитаризмом, но у этих режимов есть как схожие черты, так и различия.

Во-первых, тоталитаризм представляет собой диктатуру личности, а авторитаризм диктатуру группы людей.

Во-вторых, тоталитаризм ставит перед собой идеи утопии, а авторитаризм глобальных задач не ставит, его основная цель – развитие государства.

В-третьих, тоталитаризм устанавливает контроль над обществом, а авторитаризм контролирует лишь политическую сферу.

В-четвертых, при тоталитаризме контроль над обществом осуществляется с помощью страха и силы, а при авторитаризме с помощью порядка.

Пятое различие, это различие масштабов насилия по отношению к оппозиции.

Шестое различие, самое незначительное, при тоталитаризме всегда есть идеология, при авторитаризме ее наличие не обязательно.

Не любое ограничение свободы является тоталитаризмом. Хоть и лингвистический смысл слова дает определенное поверхностное понимание, но этого недостаточно. Все же тоталитаризм – понятие историческое и политическое, и с его помощью нельзя описать любой ограничивающий режим.

До окончания Второй мировой войны концепция тоталитаризма оставалась на стадии общественных наук и носила достаточно обывательский характер. Активное развитие она получила в начале 1950-х гг. благодаря сочинениям гарвардского профессора К. Фридриха и политического деятеля З. Бжезинского. Они выделили признаки тоталитаризма. Первоначально этих признаков было пять:

1. Наличие официальной идеологии, некого учения, на которое должен был ориентироваться каждый человек.

2. Наличие одной массовой партии, с сильным харизматичным лидером.

3. Наличие тотального контроля государства над всеми средствами политической власти.

4. Наличие монопольного контроля над всеми СМИ, жесткая цензура.

5. Наличие жесткой полицейской системы, которая действует не только по отношению к «врагам народа», но и других групп лиц общества.

Позже, в 1956 году З. Бжезинский добавил еще один признак.

1. Решающая роль тайной полиции.

С этим перечнем согласилась и философ Х. Арендт. Сама же она тоже выделила признаки тоталитаризма в своей книге «Истоки тоталитаризма» (1951 г.):

1. Всесильная идеология.

2. Мистический вождь.

3. Квазипартия.

4. Машина массового непрерывного террора.

Наверное, наиболее основательной попыткой внести коррективы в концепцию тоталитаризма является работа М. Кертиса «Тоталитаризм» 1980 год. Автор дал определение тоталитаризму как «специфический тип современного режима века массовой демократии, который держит население под контролем с помощью разнообразных средств, особенно террора». Кертис выстраивает свою систему его признаков:

1. Официальная идеология, нацеленная на построение политического и социального порядка, создание нового типа человека.

2. Монополия на контроль за личной жизнью индивидов с целью обеспечения тоталитарного конформизма.

3. Террор и политическая полиция.

4. Иерархическая однопартийная система.

5. Подмена личных интересов общественным.

6. Централизация власти, недопущение политической оппозиции, и инакомыслия.

7. Неподконтрольность высшей власти.

8. Контроль над средствами массовой информации и образовательной системой для мобилизации граждан.

9. Отсутствие «настоящих» свободных выборов.

10. Монопольный контроль над оружием и вооруженными силами.

11. Отказ гражданам в свободном выезде за границу.

12. Централизованная плановая экономика.

13. Личная диктатура вождя.

Существуют и другие формулировки признаков тоталитаризма.

Например:

1. Полное подчинение властью страны всей жизни людей одной, верховной идее и организации политической жизни так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

2. Однопартийность. В тоталитарных государствах обязательно наличие одной массовой партии с жесткой структурой, также важно полное подчинение членов партии программе и руководству в целом. Партия структурирована недемократическим способом, строится вокруг одного лидера. Существует жесткая вертикаль партийной власти. Эта партия концентрирует в своих руках всю власть в обществе. Происходит некое сращивание партии с государством.

3. Существование одной заведомо правильной идеологии. Тоталитарный режим – режим, построенный на идеологии, в которой есть свое учение, допустим «Майн Кампф» Адольфа Гитлера в котором выражена его идеология, определяемая, как правило, самим политическим лидером и приближенными к нему идеологами. Другие идеологии объявляются ложными и подвергаются запрету, их сторонники подвержены репрессиям.

4. Формальность принципа народного суверенитета, при фактическом его отсутствии. Реально власть находится в руках узкого круга лиц или даже одного лидера. Формально государство – это народ и власть, их интересы неразделимы. Общество в тоталитарном государстве не политически очень активно, но он поддерживает только то, что делает власть, иначе вас попросту репрессируют, т.к. любое инакомыслие строго контролируется. Система подчиненности народа власти строго вертикальная. Власть на всех уровнях формируется закрыто. Процедура выборов власти формально существует, однако на выборы выставляется лишь один кандидат от правящей партии, поэтому его избирают, а не выбирают.

5. Тотальный контроль государства над всеми сферами общества: политическая жизнь, культура, СМИ, наука, образование, медицина и так далее.

6. Плановый тип экономики. Экономика тоталитарного государства подчинена исключительно государству для реализации идеи, в следствие этого иногда происходил дефицит товаров и услуг. Довольно редко тоталитарное государство может допускать элементы рынка, но при условии, что это никаким образом не должно играть серьезную роль в экономике.

7. Широкое применение полицейских методов воздействия власти на общество. Полицейский контроль существует при разных режимах, однако именно при тоталитаризме он является абсолютным. При тоталитаризме государство имеет право подвергнуть народ репрессиям, отобрать жизнь, ведь по сути тоталитарное государство сам есть закон, а руководитель выразитель воли государства.

Итак, проанализировав различные труды и источники, хотелось бы привести совокупность всех признаков, которые смогут наиболее точно описать характеристики тоталитарного государства:

1. Однопартийная политическая система и отсутствие оппозиции. (В Германии единственно легально существующей партией являлась НСДАП.)

2. Тотальное вмешательство государства во все стороны социальной жизни.

3. Ликвидация оппозиции внутри партии. (В Германии в 1934 году лидеры «социалистического» крыла НСДАП были физически уничтожены.)

4. Отсутствие реальной системы разделения властей. (Законодательная власть и в Германии была чисто формальной, выполняя функцию утверждения.)

5. Наличие единой общеобязательной идеологии. (Национал-социалистическая в Германии.)

6. Декларативность прав и свобод человека. (В Германии в 1933 году конституция была отменена.)

7. Широкое применение террора средств для управления обществом.

8. Отношение государства к личности, как к средству достижения цели. (Гитлер убеждал людей, что личность ничтожна по сравнению с нацией.)

9. Контроль над экономической сферой общества. (В Германии частная собственность запрещена не была, но находилась под контролем Министерства экономики и работала преимущественно на госзаказ, в основном военные.)

10. Милитаризация. (В условиях подготовки к войне экономика была направлена на милитаризацию. Многие заводы переделывались под военные, выпускалась оружие и техника.)

11. Враждебное отношение к религии.

12. Поддержка режима большинством населения.

Можно подвести вывод, что фундамент тоталитарного режима зачастую одинаков. Это подчинение всей общественной жизни государству, отсутствие реального разделения властей, декларативность прав, однопартийная система, единая идеология, вмешательство государства в экономику.