Администрация пока еще президента Джо Байдена, перед тем как покинуть Белый Дом, решила преподнести миру свой прощальный новогодний подарок. Очередной пакет санкций против России. В США уже назвали эти санкции самыми существенными против топливно-энергетического комплекса нашей страны. Так или это, или наши заокеанские коллеги слегка преувеличивают? Давайте разбираться.
Итак, что включает в себя новый санкционный пакет США? Во-первых, под рестрикции Вашингтона попали крупнейшие российские нефтепроизводители - “Газпромнефть” и “Сургутнефтегаз”, их дочерние компании, десятки нефтесервисных предприятий плюс трейдеры из разных стран мира, торгующие российской нефтью.
Помимо этого в санкционный список вошла компания "Совкомфлот" и все принадлежащие ей корабли, большая часть из которых танкеры. Вдобавок к этому, в блокирующие списки попало чуть ли не 200 судов, которые США относят к так называемому теневому флоту. Это танкеры, которые напрямую России не принадлежат, ходят под флагами Панамы, Белиза и других стран, но при этом перевозят российскую нефть. Ну и, лачком покрыть, в санкционный список США попали отечественные страховщики - "Ингосстрах" и "АльфаСтрахование"
Логика санкций простая - лишить Россию значительной части ее нефтяных доходов. Морские порты по всему миру, даже в дружественных странах, уже отказываются принимать танкеры, попавшие под рестрикции, а также те корабли, что были застрахованы санкционными компаниями.
Как подсчитали аналитики Citi, Россия может потерять примерно 800 тысяч баррелей в сутки экспортных поставок. Это почти треть от всех морских поставок нефти из страны. При текущей цене российской нефти в 75 долларов за бочку, это, в среднем, чуть меньше двух миллиардов долларов в месяц, или 180 миллиардов рублей.
Сумма значительная, но тут сразу стоит уточнить, что не все эти деньги напрямую попадают в бюджет. Это средства, которые получают нефтяные компании. А вот налоги, которые они с этого платят - вот это уже доходы казны. По самым грубым расчетам, если стоимость нефти останется неизменной, суммарные потери бюджета могут составить до полутора триллионов рублей в год. Сумма вроде как весьма ощутимая.
Если смотреть на нефтегазовые доходы России, то получается, это будет примерно на 15% меньше, чем заложено в прогнозе бюджета на 2025 год. То есть порядка девяти с половиной триллионов рублей. Но при этом, это все равно больше, чем отечественная казна получала в доковидный период и сразу после него.
Следующий важный момент. На долю нефтегазовых поступлений приходится где-то треть всех доходов федерального бюджета. То есть вот эти потенциально выпадающие полтора триллиона - это неприятно, болезненно, существенно, но не смертельно для экономики. Но это пока.
Из-за новых санкций и связанных с этим рисков, покупатели нашей нефти в Азии могут потребовать большую скидку на отечественное сырье. То есть снизится не только объем экспорта, но и доходы от него. Плюс к этому, недостача как минимум 2 миллиардов долларов валютной выручки в месяц - это существенный удар по рублю. То есть, можем ждать очередного витка падения нашей национальной валюты. Ну а если рубль будет слабеть, то импорт начнет дорожать. А рост стоимости товаров - это инфляция и риски очередного повышения ключевой ставки Центробанком. А это еще большее удорожание кредита, что окончательно подорвет рост экономики.
И вот с одной стороны, российская нефтяная отрасль, да и вся наша экономика, уже показали миру, что мы можем адаптироваться к внешнему давлению. Самый яркий пример - потолок нефтяных цен, который ввели против России западные страны. И который так и не работает. С другой стороны - поиск новых решений и способов обойти санкции - это время. А время - деньги.
Ну и отдельный разговор - как эти санкции могут навредить не только российской, но и мировой экономике в целом. К примеру, это потенциальный рост цен на нефть. Что приведет к подорожанию всего и вся в мире. Но об этом сейчас мало кто задумывается. Вообще, откровенно говоря, эти санкции никакого отношения к борьбе за демократию, равенство, братство и прочие ценности - не имеют. Если по-русски, это самый настоящий рейдерский захват рынка. США просто перекрывают миру доступ к части энергоносителей и говорят - у неправильных - то есть у России не покупаем, берём только у правильных.
Скажем у нас, Америки. А то, что миру придется платить за это больше - ну так это издержки производства. Разумеется, что российские власти, что представители компаний, попавших под санкции уже заявили, что они к этому готовились, и ничего нового в ограничениях Вашингтона для них нет. Хочется верить, что это правда, а не попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. Так что, в ближайшее время станет ясно, есть ли у нас в рукаве какие-нибудь козыри? Или остались только авось, небось и как-нибудь?