Для безопасного и комфортного вождения в зимнее время выбирайте подходящую «обувку» для вашего автомобиля. Составили рейтинг из различных моделей, а также изучили их плюсы и минусы.
Какие существуют варианты зимней шипованной и нешипованной резины?
Шипованная или нешипованная модели для холодного периода призваны обеспечивать высокий коэффициент сцепления колес с дорожным полотном. Управляемость авто будет зависеть не только от наличия или отсутствия шипов, но и от рисунка протектора, а также от химического состава. Чтобы разобраться, какая зимняя резина лучше, стоит узнать об особенностях имеющихся вариантов.
Шипованные модели «со снежинкой» удобны в условиях гололеда или накатанного снега. Они дают возможность улучшить сцепление с дорогой. Это позволяет сократить тормозной путь и максимально понизить возможность пробуксовки. Ошипованные шины оснащаются противоскользящими шипами. Более эффективными считаются шипы, которые хаотично расположены по поверхности покрышки. При использовании такого варианта нельзя совершать резкий старт или экстренное торможение. Также на заднее стекло стоит наклеить знак «Ш», чтобы другие автомобилисты могли держать необходимую дистанцию, зная, что у вашего авто более короткий путь торможения.
Нешипованные модели подходят для перемещения по глубокому снегу, улучшая управляемость авто. Самым эффективным считается вариант с большим количеством прямоугольных шашечек, которые размещены в шахматном порядке. Также имеет значение глубина рисунка протектора. Данный показатель должен составлять от девяти до десяти мм. Кроме прочего, сцепление с дорогой зависит и от наличия ламелей (мелких полосок) на протекторе. Если в вашем регионе на дороге часто лежит мокрый снег или осадки бывают редкими, нешипованная зимняя резина станет удачным решением, так как при езде по асфальту шипы быстро истираются и становятся источником шума. Такие покрышки могут быть европейскими (для мокрого снега и слякоти) или скандинавскими (для заснеженных или обледенелых дорог).
На мокром снегу стоит использовать шины с направленным рисунком протектора, которые будут отталкивать слякоть из-под колеса. Покрышки с ассиметричным рисунком протектора подойдут для езды, как по заснеженному, так и по асфальтному покрытию. Решая, какую зимнюю резину выбрать, стоит учитывать, что такие покрышки становятся непригодными для использования, если глубина протектора составляет меньше 4 мм. В среднем подобные шины служат около двух-четырех сезонов, после чего они требуют замены. Покрышки для морозной поры года отличаются особым составом резиновой смеси. Выбирая такие изделия, стоит обращать внимание на нанесенную производителем маркировку.
Что касается размера, нужно ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, чтобы пятно контакта колеса с дорогой было правильным. «Переобувать» своего «железного друга» стоит при +7 градусах, чтобы избежать аварийных ситуаций на дороге. Кроме того, такие шины нуждаются в бережной эксплуатации и предварительной обкатке. Качественные покрышки позволяют удобно входить в повороты и сохраняют отличное сцепление с обледенелой дорогой. Также они превосходно проявляют себя при экстренном торможении или заносе. Ваше транспортное средство будет уверенно держаться на дороге и им станет легче управлять.
Материал шин должен сохранять оптимальную эластичность и прочность, поэтому он обладает прекрасными эксплуатационными показателями. Фрикционные покрышки характеризуются высокой ламелизацией протекторов. Также такие изделия называют «липучками». Они могут отличаться плотностью нарезки ламелей и рельефом протектора. Всесезонные шины считаются универсальным вариантом, который можно использовать в любое время года.
Чем шипованная резина отличается от липучки?
Рассмотрим самые главные особенности тех и других, разберём основные отличия и, когда можно использовать. Попробуем ответить на вопрос, а стоит ли покупать липучки, если живешь в селе или деревне?
Что такое липучка?
Часто такие шины называют нешипованные. Главное их отличие, отсутствие шипов, следует из самого названия. Однако оно далеко не единственное.
У липучки резина более мягкая, чем у шипованных аналогов, большее число глубоких тонких поперечных ламелей, мягкий компаунд, больше глубина протектора. Это серьёзно увеличивает сцепляемость колеса с дорожной поверхностью и помогает отвести из пятна контакта воду. Некоторые из производителей фрикционных шин добавляют в их резину твёрдые частицы, которые играют роль своеобразных микрошипов, что также улучшает характеристики данных покрышек.
Польза от фрикционных покрышек максимальна, когда им не приходится встречаться с чистым льдом или плотным, утрамбованным слоем снега. Авто с такими шинами хорошо управлять на рыхлом снегу, снежной каше с реагентами, мокром и сухом асфальте.
В «переходный период», при температурах около нуля – шина-липучка самое то, потому что летние шины начинают дубеть, когда столбик термометра опускается ниже +5° C, а для шипованных ещё не образовался лёд и снежный наст.
Ещё одно неоспоримое достоинство фрикционных шин – меньшая в сравнении с шипованными шумность. Особенно это заметно при езде на льду и асфальте.
Слабой стороной липучки являются, если сравнивать с шипованными, тормозящие свойства на твёрдой и скользкой поверхности. Ещё хуже они при близкой к нулю температуре, когда лёд подтаивает и на его поверхности образуется своеобразная водяная плёнка. Единственным гарантированным средством торможения в этом случае можно назвать только металлические шипы.
Ещё одним минусом липучки можно назвать меньшую приспособленность для водителей-новичков. Первая реакция большинства из них при внезапной потребности остановиться – нажим до упора педали тормоза. Шипы при этом продолжают работать, а эффективность фрикционных шин резко ослабевает.
С точки зрения эксплуатации основным отличием нешипованных шин можно назвать законодательный запрет на использование последних в тёплое время года. На липучку подобного запрета не существует. Несмотря на это следует помнить, что при значительном плюсе машина на липучке часто «плывёт», а износ её резины в тёплое время года повышается на порядки.
Рейтинг лучших зимних шин в 2024 и 2025 году
Рейтинг составлен на основе экспертного мнения специалистов, опросов шиномонтажных организаций, а также анализа большого количества отзывов покупателей.
Бренд действительно имеет значение. На отечественном рынке можно найти шины европейских, азиатских, российских производителей. Их число, несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию, по-прежнему остаётся достаточно большим.
1.Nokian Tyres Hakkapeliitta 9
Все версии ошипованные, есть варианты, выполненные по технологии RunFlat (она же Flat Run — особое строение шины, которое позволяет автомобилю продолжать движение даже при отсутствии давления в колесах). Кстати, шипы неплохо переносят езду по чистому асфальту — водители нередко рассказывают, что даже после двух зим до 95% металлических «когтей» остаются на месте.
Шина отлично держит дорогу как на наледи, так и на снежном насте. Но готовьтесь к тому, что вой от нее, даже по меркам шиповок, раздражающий. И еще одна неприятная особенность — при температуре от +5 градусов резина становится мягкой, из-за чего возрастает валкость в поворотах.
Если у вас внедорожник, то рассмотрите версию с префиксом SUV этой же фирмы. У них диаметр от 16 до 22 дюймов.
Плюсы и минусы
+ Широкий выбор размеров; отлично себя зарекомендовала на настоящей зимней дороге
- Сильный вой на скоростях от 50 км/ч
Товар можно приобрести на яндекс маркете
2.Yokohama iceGUARD Studless iG50 PLUS
Представлена в радиусах 14-18, с шириной профиля от 175 до 225. Это усовершенствованная версия популярной модели без префикса «Плюс». Та успешно продавалась больше десяти лет, но сейчас склады опустели. На замену ей осталась следующая итерация резины — с асимметрией протектора, ламелями в три камеры и особым влаговпитывающим покрытием. Переработка конструктива позволила повысить устойчивость на дороге: повысить сцепление на льду и управляемость на заснеженных участках.
Интересна и смесь, на которой изготовлен протектор. Прежде всего речь об упомянутом выше водопоглощение. достигается это за счет микропузырьков на поверхности. Внутри них гелеобразная субстанция, которая принимает излишки влаги. Такая конструкция в теории позволяет сократить тормозной путь на подтаявшем льду. А вот на чистом льду машина будет скользить. Все же это не шиповка, а липучка. Также в отзывах описывают важный нюанс: на морозе резина дубеет (возможно, тут как раз причина в том самом геле и микропузырьках). Это ухудшает управляемость. Но если водите машину зимой только в условиях мегаполисах и чистых пригородных магистралей, то проблем быть не должно.
Плюсы и минусы
+ Среднебюджетная тихая липучка для легковых авто
- Во время заморозков резина дубеет, от есть не слишком подходит для городов, где плохо чистят дороги или поездок по зимникам
Товар можно приобрести на яндекс маркете
3.Bridgestone Blizzak LM005
Актуальная зимняя модель шин от именитого бренда. Выйдет чуть дороже широко известной Ice Cruise той же компании. Но эта — фрикционная, а та шипованная. «Близзак» продается диаметрах от 14 до 22 дюймов. Ширина профиля может составлять 155-285 мм. Позиционируется LM005 — как премиум на европейскую зиму, то есть теплую или умеренную. Протектор направленный, такой эффективно отводит воду и снег, снижая риск аквапланирования (отсутствие сцепления из-за обилия влаги).
У шин короткий тормозной путь на мокрой дороге, хорошо справляются с поездками по мокрому снегу. Роста расходов топлива с ними водители также не отмечают. На гололеде управляемость обеспечивает фирменная резиновая смесь Nano Pro-tech. Главный минус, который отмечает профильный портал Thetirelab (аккумулирует исследования и обзоры шин) — это невысокая долговечность, свойственная премиуму. Изначальные характеристики начинают теряться к третьему-четвертому сезону.
Плюсы и минусы
+ Хорошая управляемость при езде по мокрому снегу, сухих трассах, уверенное торможение на льду
- Уместны будут при езде по европейской территории России, а также регионах с мягким климатом; заметная потеря свойств по прошествии трех-четырех сезонов эксплуатации
Товар можно приобрести на яндекс маркете
4.MICHELIN Alpin 5
Название этой «липучки» от Бибендума отсылает к Альпам и отражает предназначение этой шины — она рассчитана на мягкую зиму в Европе. На европейской территории России погода в последние годы не очень суровая, так что для нашего автомобилиста, особенно в крупном городе, модель подходящая. Покрышка выпускается в диаметре от 15 до 20 дюймов, ширине — 185-305 мм, а высота профиля — от 35 до 65. Некоторые из версий идут с индексом скорости Y (до 300 км/ч) и могут быть выполнены по технологии RunFlat. Шина по-настоящему тихая.
Модель имеет неплохое сцепление на сухом и мокром асфальте, а также при гололеде. Но на льду могут возникнуть проблемы с торможением — путь остановки значительно увеличится. К Alpin 5 есть у российских покупателей и другой вопрос — резина достаточно нежная, и порезать боковину при парковке или в яме очень просто.
Также она склонна к возникновению грыж от езды по неровностям на большой скорости.
В продаже есть следующее поколение с маркировкой Alpin 6. В международных рейтингах она уверенный лидер топов лучших. Однако в России модель не особо пришлась по душе. В снежных регионах тормозной путь великоват. Поэтому только для российского юга.
Плюсы и минусы
+ Тихая; высокий индекс скорости; хорошо себя чувствует в условиях современной мягкой зимы
- Тормозной путь на льду серьезно вырастает; боится ям, бордюров и просто дорожных неровностей
Товар можно приобрести на яндекс маркете
5.Hankook Tire Winter i*Pike RS2
Корейские шины в среднеценовом сегменте, которые по характеристикам во время тест-драйвов показывают себя близко к топовым. Диапазон типоразмеров широчайший: ширина 175-255, профиль 40-70, R14-R19.
Производитель делает упор на улучшенное сцепление с «ледяной» трассой и снижение тормозного пути. Это достигается за счет фирменного дизайна протектора. На центральной области массивные блоки, обеспечивающие устойчивость авто. Плечевые зоны протекторы спроектированы таким образом, чтобы было легче выбираться из колеи.
Плюсы и минусы
+ Характеристики на уровне топовых; повышенная проходимость и курсовая устойчивость; тихие
- Как это ни странно, главная претензия у водителей к поведению этих колес на сухом асфальте: тут сцепление с дорогой не столь выдающееся, как на заснеженных участках
Товар можно приобрести на яндекс маркете
6.Continental ContiVikingContact 7
Это зимние шины ближе к премиальному уровню. Они не шипованные, а фрикционные (в простонародью «липучка»). Модельный ряд — от 14 до 21 дюйма, а ширина профиля — от 145 до 295.
Изделие немецкого производителя отличает образцовый баланс. В независимых тестах они показали достойный результат как на мокром асфальте, так и на снегу. Были нарекания профи на предмет поведения при экстремальном вождении по неочищенным проездам. Но согласитесь, что с такой задачей обыватель сталкивается довольно редко.
Обратите внимание, что в продаже встречаются три вида моделей: Seal, Silent и SSR. Все это вариации фирменных технологий. Первая нацелена на то, чтобы загерметизировать место прокола в случае наезда на гвоздь. Вторая, как следует из названия, предназначена для нивелирования шума. Отличное дополнение к премиальным авто. Наконец, последняя версия вновь нацелена на прочность: в случае серьезного прокола на таком колесе можно протянуть еще 80 км.
Плюсы и минусы
+ Тихие даже вне версии Silent; широкое разнообразие; фирменные технологии
- Если пересели с шипованной резины, придется заново привыкать; тяжелее аналогов
Товар можно приобрести на яндекс маркете
7.Pirelli Ice Zero
Известная серия шипованных зимних шин от Pirelli. Позиционируются они как полноценное решение для северной зимы. Выпускается шина в диаметре от 14 до 22 дюймов, ширина профиля может быть от 175 до 315 мм, а высота — от 35 до 70. Есть специальные версии, выполненные по технологии RunFlat, разумеется, и обойдутся они дороже. Автомобилисты любят Ice Zero за адекватное поведение на снегу, льду и асфальте.
Есть тут и отличное торможение, и хорошая курсовая устойчивость. Шина начинает сильно шуметь уже от 40 км/ч, а если разогнаться до 100 км/ч — гул в салоне будет очень навязчивым. И стоит помнить, что состав резины тут такой, что даже при +1 она становится мягче, а значит, и повредить ее проще.
Плюсы и минусы
+ Хорошо зарекомендовала себя в условиях российских дорог; широкий выбор версий
- Шумная; «плывет» даже при небольшом «плюсе»
Товар можно приобрести на яндекс маркете
8.Gislaved Nord Frost 200
Относительно недорогая зимняя шина от «нордического» производителя. Выпускается в диаметре от 13 до 20 дюймов, ширине профиля 155-285 мм и высоте 40-80. Здесь использован ассиметричный рисунок протектора. Для шипованной резины она относительно тихая. На износостойкость есть два взгляда — одни автомобилисты утверждают, что шина хорошо сохраняет шипы, у других же после первой зимы может не быть половины металлических головок. Видимо, зависит это не только от манеры вождения, но и партии резины.
Сцепление неплохое что в рыхлом снегу, что на наледи, что на очищенном асфальте. Есть неприятный боковой снос при резком повороте на 30-40 км/ч, но, наверное, зимой стоит заходить в повороты на скоростях поменьше.
Плюсы и минусы
+ Износостойкость (но это, как повезет); хорошее сцепление
- Присутствует снос при заходе в резкий поворот
Товар можно приобрести на яндекс маркете
9.Dunlop Winter Maxx SJ8
«Липучка» от Dunlop пользуется устойчивым спросом у автомобилистов, которые живут в крупных городах России. Шина доступна в диаметре 15-21 дюйм, ширине профиля 205-285 мм и высоте 40-75.
Рисунок протектора здесь симметричный. Даже по меркам «липучек» эта модель считается тихой в езде. По дорожной «каше» и снегу автомобиль в Winter Maxx SJ8 идет уверенно. А вот по льду управляемость уже может и пострадать, как и тормозной путь. Разумная колейность этой шине не страшна, а износостойкость на высоком уровне.
Плюсы и минусы
+ В снежной «каше» уверенно себя чувствуют; отлично приспособлены для динамичной езды по чистым зимним дорогам
- На льду управляемость страдает
Товар можно приобрести на яндекс маркете
10.Toyo Observe Ice-Freezer
Если знать, что производитель этих зимних шин из Малайзии, то звучит как шутка. Где экваториальная азиатская страна и наша русская зима? Однако малазийцы сделали очень неплохой продукт, к которому стоит присмотреться. Диаметр — от 14 до 22, а типоразмеров под 70 штук (ширина 185-315).
Протектор спроектирован для максимальной курсовой устойчивости в продольном и поперечном направлениях. Однако на деле в поперечном направлении резина отрабатывает неважно — на это есть жалобы.
Благодаря высокоамплитудным ламелям (специальные надрезы на шинах) машина послушна в поворотах. На резину нанесено 28 шипов Ice Force — в них солидного размера фланец и пятиугольный наконечник: первый — держит шип в отверстии, второй — отвечает за сцепление с дорогой.
Плюсы и минусы
+ Обеспечивают стабильную управляемость, плавный ход; повышенная курсовая устойчивость на снегу
- Жесткая и шумная резина — по сравнению с топовыми брендами сразу ощущается разница
Товар можно приобрести на яндекс маркете
Как выбрать зимние шины для автомобиля
О том, на какие модели зимних шин стоит обратить внимание при выборе нового комплекта резины мы поговорили. А теперь перейдем к практическим советам.
Размерность
Автомобилист с мало-мальским опытом вождения уже знает, как и куда смотреть, чтобы узнать размерность шины. Но освежить в памяти это стоит. Например, на покрышке, смонтированной на колесе вашего автомобиля, указано: 225/50/R17, где:
· 225 — ширина протектора (та поверхность, которой шина соприкасается с дорогой — на нее нанесен «рисунок»), в миллиметрах;
· 50 — высота профиля шины или, иначе, отношение высоты протектора к его ширине; чем больше значение, тем выше профиль и визуально больше расстояние от дороги до металлической поверхности колеса;
· R17 — шина «радиальная» (в принципе, большинство шин сейчас радиальные), а «17» — посадочный диаметр колеса.
Шипы или фрикционка
Пожалуй, это главная проблема при выборе зимней резины. Хорошо в Германии — там на дорогах общего пользования шипованная резина запрещена в принципе. Но у нас и климат не тот, и дороги не те. Итак, свой выбор вы должны сделать исходя из условий езды. Фрикционная резина (она же «липучка») хороша на заснеженной дороге и асфальте. Шип отлично себя проявляет на наледи, с лужами, под которыми лед и в снежной «каше». Казалось бы, шипы в условиях русской зимы — отличный вариант. Но они все сильно гремят и резко теряют ресурс на асфальте. Мало этого, на чистой дороге тормозной путь на шипованной резине увеличивается на 5-7%. А еще с ними придется вспомнить слово «обкатка» — первые 500 км пробега такую резину стоит беречь, не «наваливая».
Ресурс
На лучших зимних шинах можно найти маркировку индекса стойкости к износу (Treadwear). Минимум — это цифра 100. Она означает, что эта шина в среднем может выдержать 50 тыс. километров пробега. Но показатель очень примерный. Лучше покупать зимние шины с как можно большим числом Treadwear. И, конечно, помните простую истину, которая сильно увеличит срок жизни шины: избегайте эксплуатации при температуре выше +5 градусов.
Какие шины в итоге выбрать?
Из всего написанного можно сделать вывод – о хороших и плохих шинах можно говорить только применительно к конкретной ситуации.
Модели шин даже со слабыми характеристиками могут оказаться идеальным вариантом, если вы намерены ездить на не большой скорости по хорошо обслуживаемым дорогам в одном из южных регионов РФ. Если вам нужны шины для езды по бездорожью или на в конец разбитых дорогах в климате с сильными морозами, выбор покрышек превращается в дело, от которого зависит не только хорошая езда.
Замените слово «хорошая» применительно к шине, на ряд критериев, от которых зависит хорошая езда (управляемость на мокром асфальте, быстрое торможение на обледенелой дороге и т. п.), только после этого идите выбирать и покупать.