Магаданский механический завод ведёт своё летосчисление с 1937 года, когда был подписан приказ о выделении его из системы Управления автотранспорта. Но история первого и крупнейшего производственного предприятия Магаданской области началась гораздо раньше — в 1932 году. Об этом периоде рассказываем на ЛюдиКолымы.рф в материале вместе с «КолымаСтори».
Не пропусти свежие новости. Нажми, чтобы подписаться
Решение о том, что механическим мастерским на Колыме быть, было принято за несколько дней до образования треста Дальстрой. Один из пунктов Постановления ЦК ВКПб «О Колыме» от 11.11.1931 года гласил: «…18. Обязать Колымский трест обеспечить оборудование пяти районных механических мастерских с одной центральной в мастерской на Среднекане и одной в Нагаево к апрелю 1932 года».
Механизированное горнопромышленное производство и развитие отраслей хозяйства требовали собственной механической базы для изготовления нового оборудования, запасных частей, для производства капитальных ремонтов всевозможных узлов, механизмов и агрегатов. Работа развёртывалась в двух направлениях: организация централизованных предприятий — заводов в Магадане, и организация ремонтно-механических баз в горных управлениях и на автобазах.
Широкое применение тракторного и автомобильного транспорта, увеличение единиц техники также требовало организации ремонтных баз. Если в 1932 году на Колыме было четыре гусеничных трактора мощностью 60 л.с., шесть тракторов «Катерпиллер» мощностью в 30 л.с. и 10 автомобилей «Форд», то уже в 1933 году Магаданская автобаза, которая находилась на территории мастерских, насчитывала 91 автомобиль марок АМО-Ф15 и ФОРД-6. Это и определило профиль первых Дальстроевских заводов — Авторемонтного и Завода № 2. В качестве первоочередных промышленных объектов для первого строительного участка в 1932 году были определены временные гаражи, столярная мастерская и литейка.
Одним из первых работников литейного цеха был Г.П. Кузнецов-Морев. В своих воспоминаниях он рассказывает о том, что 19 июня 1932 года им было начато проектирование литейного цеха — изыскание места для его постройки, а затем и изготовления вагранки. Начальником механических мастерских приказом № 61 по дирекции от 13 июня 1932 года, был назначен Густав Оттович Лапин.
Строительство первого автотранспортного пункта — гаража № 1 Магаданской автобазы, пропускника и авторемонтных мастерских на берегу реки Магаданки было начато в сентябре-октябре 1932 года. Начальник Магаданского строительного района — первой строительной организации — Михаил Андреевич Заборонок рассказывал впоследствии: «…возле речки, где сейчас цехи механического завода, выбирали участок для авторемонтных мастерских. Забили колья и… потеряли это место. Два дня ходили по тайге, пока нашли его».
В районе будущего завода (МРМЗ) была практически нетронутая тайга, за исключением вырубленного строевого леса. Здесь заготавливали мох для строительства. Впоследствии эти автомобильные мастерские и стали основой для завода. УСВИТЛе были организованы курсы по подготовке водителей и автослесарей — кадры специалистов требовались как никогда в связи с ожидаемым прибытием большого количества техники.
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: «В апреле 1933 года я уже со строящегося морского порта прибыл в район нашего завода, где были уже построены барак, столовая и строился клуб, стояли палатки. Этот небольшой посёлок назывался механический городок. Велись подготовительные работы, шла расчистка площади от густого стланика и пней. Бульдозеров не было, и все работы осуществлялись вручную. Я работал экспедитором, перевозил на лошади продовольствие в столовую и промтоварную кладовую. Как я упоминал об ударниках, они у нас проводились часто, особенно весной. Мы наводили чистоту и участвовали на вспомогательных работах, в неделю проводилось 2-3 ударника».
Место для постройки автобазы было выбрано в районе ниже водонасосной станции, вблизи от жилого района с учётом наиболее близкого расстояния к источникам энергии, воды, а также с учётом направления ветров и ориентировано по странам света и рельефа местности.
Основными объектами строительства Автобазы были гараж № 1 и № 2, механические мастерские, кузница, пропускник.
К моменту строительства автобазы выяснилось, что существующие кирпичные заводы № 1 и № 3 не в состоянии обеспечить строительство кирпичом. УКДС было решено недостающее количество кирпича заменить бетонными камнями. Для этой цели на территории строительства был построен временный бетонный завод для обеспечения потребности в бетонных камнях для строительства гаража № 1 и № 2 и литейной.
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: «В начале июня 1933 года начали копать котлован под электростанцию. Это был первый котлован настоящего Магадана, не считая столбов телефонной и электролинии. Теперь это часть ЦГО».
5 июня 1934 года на территории ремонтных мастерских было начато строительство Магаданской электростанции (МЭС) мощностью 672 кВт. Строительство её вели на месте первых зданий завода. Станция была построена и запущена в эксплуатацию за пять месяцев, здание для неё стало самым первым каменным зданием в городе — строили её из кирпича, но с железобетонными каркасами, на каменном фундаменте и с бетонным полом.
На ней смонтировали три локомобиля стационарного типа производства Людиновскогоо завода, суммарной мощностью 672 кВт и три генератора трёхфазного тока.
Строительство механических мастерских Управления капитального и дорожного строительства (Капдорстрой) недалеко от речки Магаданки началось 9 июля 1933 года. Строительство кузницы было начато 19 августа 1933 года. Здание кузницы построено из кирпича, на каменном фундаменте с деревянными перекрытиями. Одновременно с ней начали возводить литейный цех.
В декабре 1933 года приказом по тресту № 389 произошли административные изменения, в ведение автотранспортной конторы, организованной ранее в феврале 1933 года и имевшей самостоятельный баланс с подчинением непосредственно директору государственного треста «Дальстрой», передали из ведения Капдорстроя авторемонтные мастерские.
На территории автобазы находились авторемонтная мастерская в так называемом старом гараже и механические мастерские. В состав мастерских входили слесарно-токарный цех, кузница, жестяная, литейный цех, модельный цех, цех по постройке нефтяных баков.
Рабочим завода — токарям, слесарям, фрезеровщикам - прежде чем стать к станку, пришлось своими руками собирать эти станки по гаражам и кустарным мастерским, перетаскивать их под одну крышу, которой, кстати, ещё не было. И крышу, и стены, и всё остальное приходилось делать на ходу, когда станки уже крутились, когда первые отремонтированные машины уже выходили из ворот авторемонтных мастерских. Ворот, между прочим, тоже не было.
На первых порах цеха завода представляли из себя наспех сколоченные из подручного материала сараи, в которых тарахтели собранные «с бору по сосенке» станки. В литейном цехе был построен первый плавильный агрегат — тигель, затем была построена отражательная печь, но из-за отсутствия нефти она была сломана и построена вагранка.
Можно сделать вывод, что уже в июле 1933 года литейный и модельный цеха уже работали и давали продукцию Дальстрою. Перевод технологии от плавки металла в тигельной печи к ваграночному способу позволил перейти от нескольких десятков килограммов к тоннам выплавленного чугуна. Металлическим сырьём для печей служили металлолом и чугунный скрап, завозимые в Нагаево пароходами.
За 1933 год мастерскими было выпущено продукции на 1 017,5 тыс. руб. В мастерских работало 102 человека. На 1 января 1934 года готовность механических мастерских составляла около 97%. Оставались незаконченными укладка торцевого пола, штукатурки, побелочные и другие мелкие работы. Кузница была готова на 98%. Вскоре производство переименовали в Главные ремонтные мастерские УАТа. Основную деятельность мастерских составляли ремонт автомашин и отдельных агрегатов, изготовление новых частей и деталей.
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: «С весны 1934 года строились гаражи, автомеханические мастерские и ЦМК. В августе 1934 года наша бригада перешла на строительство литейного цеха. Курсы мы уже закончили, и наш бригадир передал бригаду мне, а его назначили комендантом механического городка.
На месте копра по разбивке шихты в 1934 году стояла круглая высокая палатка, в ней из небольшой вагранки (вертикальная топливная печь шахтного типа), служащей для переплавки чугуна, отливали мелкие детали. Из-за густых зарослей мы даже не заметили, когда она была построена».
К маю 1934 года вместо прежней слесарно-ремонтной мастерской — первенца промышленного Магадана — построены новые механические мастерские со станочным, слесарным, кузнечным, котельным, жестяным, модельно-медницким и электросварочным цехами. В механических мастерских установлено тридцать два станка. Вместе с двумя гаражами мастерские составили основу будущего авторемонтного завода (АРЗа).
1 мая 1934 года Механические мастерские были официально введены в эксплуатацию, а в июне директором мастерских назначен А.С. Лобович.
Учитывая энергичную и добросовестную работу коллектива станции по её монтажу и рациональное сжигание топлива (вместо дров — древесная щепа и опилки), директор Дальстроя Э.П. Берзин 28 июля 1934 года объявил благодарность заведующему электростанцией А.С. Динцеру; 10 чел. были премированы жёлтыми полуботинками и 100 руб., 10 чел — двумя парами белья и 25 рублей каждому.
В 1934 году появились два новых гаража в Магадане. Автотранспортники обслуживали в то время отечественные и иностранные автомашины. Во втором квартале 1934 года были введены в эксплуатацию механический и кузнечный цеха.
В результате ремонта машин и отдельных агрегатов, изготовления новых частей к тракторам валовая продукция местного производства в 1934 года составила 3 355,8 тыс. руб. в год при среднесуточном количестве рабочих и служащих 307 чел. Только литейный цех выдал в этом году 107 600 кг чугуна и 4 200 кг цветного литья.
Основная горнодобывающая отрасль хозяйства края требовала обеспечения машинами и механизмами, материалами и рабочей силой. Без дороги и автотранспорта доставить необходимые грузы невозможно, и потому в Дальстрое это считалось первоочередной стратегической задачей, такой же важной, как и добыча металла — золота, ради которого начиналось промышленное освоение территории.
В целях дальнейшего улучшения работы автотранспорта руководство государственного треста «Дальстрой» предложило управлению стройконторы сосредоточить все ассигнования, материалы и рабочую силу на строительстве авторемонтного и литейного цехов, считая их наиболее важными объектами в начале 1935 года. 1 июля 1935 года организованный на базе авторемонтных мастерских авторемонтный завод (АРЕМЗ, впоследствии — АРЗ, ММЗ, МРМЗ) выделен как самостоятельное предприятие в системе Управления автотранспорта Дальстроя (УАТ).
Управляющим АРЕМЗа назначен Н.П. Обухов, который руководил заводом, сыгравший значительную роль в организации промышленного производства на территории современного Магадана. В 1935 году главным инженером АРЕМЗа был Мескатинов Акиндин Алексеевич.
В это время на заводе выполняли капитальный ремонт всех типов автомашин, имеющихся в системе Дальстроя, капитальный ремонт тракторов, поковку и отливку деталей, изготовление и ремонт колёсных и автотракторных прицепов, изготовление автотракторных деталей для капитального ремонта машин, изготовление несложного гаражного оборудования, ремонт станочного и гаражного оборудования, литьё и поковку для промышленного и жилищного строительства УАТа.
Машиностроение в этот период начало развиваться в небольших объёмах на созданном в 1935 году АРЕМЗе, который был в то время единственным предприятием заводского типа. Производство обеспечивало изготовление несложных вспомогательных механизмов, ёмкостей, запасных частей, необходимых для удовлетворения нужд зарождающейся горной промышленности и автотранспорта: вагонетки с опрокидывающимися кузовами, колёса к ручным тачкам, котлы, малогабаритные цистерны для перевозки бензина и другая продукция.
По мере строительства дорог и увеличения количества автотранспорта в Дальстрое, появлялась всё большая потребность в увеличении мощностей предприятий, занимающихся ремонтом автомашин. В связи с этим АРЕМЗ из года в год расширялся пристройкой отдельных цехов, приобретением импортного и отечественного оборудования.
На 1 января 1936 года представлял собой не только довольно мощный авторемонтный завод, который занимался ремонтом автомашин и тракторов, но и был производством, на котором выпускалось до 700 видов различных деталей.
До 1936 года АРЕМЗ и Магаданская автобаза существовали на одной территории. В 1936 году Магаданская автобаза перемещается с территории, занимаемой АРЕМЗом, на левый берег реки Магаданки. Начинается строительство новых гаражей автобазы № 4 (автобаза «АВТОТЭК») и жилого посёлка автобазы («Новые Гаражи»).
20 января 1936 года на АРЕМЗе впервые на Колыме проведены стахановские сутки. Литейщики, шишельники, формовщики обязались дать в стахановской декаде наибольший показатель выполнения производственной программы по заводу. За минимум выполнения взят 210%. Брак по литью обязались снизить до 4%. Для земледелки сделана новая землесеялка, вместо чугунных болоток-трамбовок, которые часто раскалывались, земледелы получили стальные кувалды.
В сентябре 1936 года на АРЕМЗе в механическом, кузовном, автосборочном, литейном и кузнечном цехах работало 1000 рабочих. Сданы в эксплуатацию построенные из местного кирпича два цеха АРЕМЗа.
6 января 1937 году в литейном цехе АРЕМЗа закончен монтаж новой отражательной печи для плавки цветных металлов. Произведена первая плавка.
Приказом № 168 по Государственному тресту «Дальстрой» от 15 июня 1937 года Магаданский авторемонтный завод выделен из Управления автотранспорта и стал самостоятельным предприятием, подчинённым непосредственно дирекции Дальстроя, в целях надлежащего обслуживания капитальным ремонтом всего автотранспортного парка Дальстроя.
В период с 1937 года и по 1941 год шла реконструкция завода и появилась его новая специализация — горное оборудование. В это время главное предназначение завода состояло в том, чтобы вести «капитальный ремонт машин, тракторов, транспортного прицепного инвентаря к ним и ремонт, изготовление новых автотракторных запчастей; изготовление отдельных узлов, механизмов, деталей, не связанных с основным производством завода (авторемонтных, идущих на удовлетворение нужд предприятия, расположенных в районе деятельности Дальстроя), и ремонт оборудования». А это довольно широкий ассортимент промышленной продукции для сравнительно небольшого северного завода.
Важность этой работы подчеркнули на IV Всеколымской партийной конференции треста «Дальстрой», поставившей задачу «механизировать работы по вскрыше торфов, добыче и промывке песков в 1938-1939 гг. С этой целью необходимо широко внедрять буровые станки, транспортёры, компрессоры, электровозы, рельсово — вагонеточную откатку, передвижные золотомойки и гидромеханизацию…».
С 15 июня 1937 года официально начинается отсчёт новой истории Магаданского механического завода, который по сей день является крупнейшим производственным предприятием Колымы.