Найти в Дзене
Eleniell

Грамота князей Кориатовичей выданная в 1374 году Каменцу на Подолии. Исторический ребус датировки

В далёком 1374 году, а именно 15 января (по старому стилю – 7 января), русско-литовские князья Юрий и Александр Кориатовичи, выдали грамоту с привилегиями жителям Каменца на Подолье. Это – самый старый письменный документ, касающийся истории города Каменца-Подольского. Правда, оригинал, увы, не сохранился. Год спустя, в 1375 году, Александр Кориатович выдал грамоту Смотричскому Доминиканскому монастырю. Это был пергамент размером 155х310+27 мм с печатью на зелёном воске. Возможно, Каменецкая грамота выглядела примерно также. Согласно записи в книге люстрации Теребовлянского замка 1564 года, грамота выданная жителям Каменца изначально была написана на древнерусском языке. Цитата из книги: Ciż ukazali list stary Ruski Iuriego Koriatowicza [sic] kniazia Podolskiego i brata jego kniazia Alexandra, na zasadzenie miasta Komienieckiego, tysiącznego trzechsetnego siedmdziesiątego czwartego, dobry list stary quatenus in usu В том же году её перевели на польский и включили в Коронную метрику. С

В далёком 1374 году, а именно 15 января (по старому стилю – 7 января), русско-литовские князья Юрий и Александр Кориатовичи, выдали грамоту с привилегиями жителям Каменца на Подолье. Это – самый старый письменный документ, касающийся истории города Каменца-Подольского. Правда, оригинал, увы, не сохранился.

Год спустя, в 1375 году, Александр Кориатович выдал грамоту Смотричскому Доминиканскому монастырю. Это был пергамент размером 155х310+27 мм с печатью на зелёном воске. Возможно, Каменецкая грамота выглядела примерно также.

-2

Согласно записи в книге люстрации Теребовлянского замка 1564 года, грамота выданная жителям Каменца изначально была написана на древнерусском языке. Цитата из книги:

Ciż ukazali list stary Ruski Iuriego Koriatowicza [sic] kniazia Podolskiego i brata jego kniazia Alexandra, na zasadzenie miasta Komienieckiego, tysiącznego trzechsetnego siedmdziesiątego czwartego, dobry list stary quatenus in usu

В том же году её перевели на польский и включили в Коронную метрику. Сам древнерусский текст, к сожалению, не сохранился, а вот польский перевод до нас дошёл в двух версиях: одна датируется 1564 годом, другая – XVIII веком. Подольский историк-краевед Ефим Сецинский отмечал, что более поздняя версия слегка «подправлена» в интересах города, хотя и незначительно.

Сецинский писал, что в грамоте 1374 года явно видны заимствования из немецкого, или, как его ещё называют, магдебургского права (в неполном виде). Правда, сам термин в документе не упоминается.

Что же касается даты, то здесь начинается путаница.

В княжеской грамоте точно указана дата, когда она выдана. Но в разных копиях она разная. В одной копии говорится о 7 ноября, в другой — о 7 февраля. В результате в научно-популярных книгах разные авторы называют разные даты.

Например, Ольга Пламеницкая в своей книге «Каменец-Подольский» 2004 года пишет, что это было 7 ноября, а Александр Расщупкин и Сергей Трубчанинов, написавшие книгу «Каменец на Подолье» в 2008 году, называют 7 февраля.

Сам Сецинский изначально тоже считал, что грамота датирована ноябрём. В своей монографии «Каменец-Подольский» 1895 года, он называл дату 7 ноября. Но, спустя годы, в 1930 году, в «Очерках по исторической топографии» он пересмотрел свою позицию и выбрал 7 января. Почему? Всё просто: будучи человеком с высшим духовным образованием и многолетним служением, он обратил внимание на важную деталь. В грамоте указано, что акт издан «на Св. Иоанна Крестителя». А этот праздник, официально называемый Собором Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, приходится на 7 января по старому стилю.

Эту версию поддержал и Михаил Грушевский, но, как позже отметил Януш Куртыка, Грушевский не представил убедительных доказательств. Куртыка даже предположил (хотя и с сомнением), что настоящей датой может быть 24 февраля, день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.

Есть и ещё одна интересная гипотеза от краеведа Олега Будзея, почему в одной копии грамоты стоит дата 7 ноября, а в другой — 7 февраля. Дело в том, что раньше год начинался не с января, а с марта. Эту старую систему подтверждают названия месяцев на латыни, которые перешли в современные языки. Например, «декабрь» буквально означает «десятый месяц». В той системе январь считался одиннадцатым месяцем. Вероятно, в грамоте его обозначили числом 11. А спустя века переводчики запутались: одни решили, что это ноябрь (11-й месяц по новому календарю), а другие увидели в арабском «11» римское «II» (два) и приняли его за февраль.

Вот так и появились разные даты древней грамоты Каменца-Подольского!